Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф113512
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости исключения запретов на оборот в РФ видов иностранного электрошокового, ряда других видов оружия, включая бесствольное огнестрельное оружие ограниченного поражения, и на оборот в РФ иностранного огнестрельного оружия как служебного оружия

Необходимо исключение из перечня видов оружия, запрещенных к обороту в РФ, в ст. 6 ФЗ Об оружии, электрошоковых устройств и искровых разрядников, оружия и иных предметов, поражающее действие которых основано на использовании радиоактивного излучения и биологических факторов; оружия и иных предметов, поражающее действие которых основано на использовании электромагнитного, светового, теплового, инфразвукового или ультразвукового излучения, произведенных за пределами РФ, и запретов на оборот в РФ огнестрельных бесствольных устройств, произведенных за пределами РФ, как видов огнестрельного оружия ограниченного поражения (с 1997 по 2011 год огнестрельного бесствольного оружия с патронами травматического, газового и светозвукового действия), а также запретов на отнесение к служебному огнестрельному оружию огнестрельного короткоствольного гладкоствольного или нарезного оружия с дульной энергией не более 300 Дж, произведенного за пределами РФ, и на ввоз в РФ огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов травматического действия, произведенных за пределами РФ, учитывая отсутствие запретов на оборот других видов оружия, произведенных за пределами РФ, имеющих любую поражающую способность, и равную опасность данных видов оружия, произведенных в РФ, и их видов, произведенных за пределами РФ, а также отсутствие лицензирования приобретения гражданских электрошоковых устройств и искровых разрядников и не большую опасность всех данных видов оружия, чем предметов, не отнесенных оружию ФЗ Об оружии, Криминалистическими требованиями и экспертными методиками.
В ст. 3 ФЗ Об оружии к гражданскому оружию самообороны отнесены:
огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие с патронами к нему, в том числе с патронами травматического действия;
огнестрельное оружие ограниченного поражения (пистолет, револьвер, огнестрельное бесствольное устройство отечественного производства) с патронами травматического действия, патронами газового действия и патронами светозвукового действия;
газовое оружие: газовые пистолеты и револьверы, в том числе патроны к ним, механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, разрешенными к применению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения;
электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства, имеющие выходные параметры, соответствующие обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании.
При этом дульная энергия при выстреле из гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия патронами травматического действия не должна превышать 150 Дж, а из гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения - 91 Дж.
В ст. 4 ФЗ Об оружии к служебному оружию отнесены огнестрельное гладкоствольное и нарезное короткоствольное оружие отечественного производства с дульной энергией не более 300 Дж, огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, а также огнестрельное оружие ограниченного поражения с патронами травматического действия.
В ст. 5 ФЗ Об оружии к боевому оружию отнесены ручное стрелковое и холодное оружие, предназначенные для решения боевых и оперативно-служебных задач, принятые в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства РФ на вооружение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по контролю и надзору в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области разведывательной деятельности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего специальные функции в сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи в РФ, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в области таможенного дела, федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, прокуратуры РФ, Следственного комитета РФ (далее - государственные военизированные организации), а также отнесенные к продукции военного назначения в соответствии с законодательством РФ о военно-техническом сотрудничестве с иностранными государствами.
Таким образом, электрошоковое оружие не может быть отнесено к боевому оружию, за исключением его видов, являющихся стрелковым оружием, если они приняты на вооружение в РФ и предназначены для решения боевых и оперативно-служебных задач, а отнесение к боевому оружию огнестрельного оружия ограниченного поражения с любой дульной энергией и каких-либо видов огнестрельного гладкоствольного и нарезного оружия с дульной энергией до 300 Дж зависит от его принятия на вооружение в РФ и наличия у него предназначения для решения боевых и оперативно-служебных задач. При этом существуют образцы такого огнестрельного оружия, состоящие на вооружении в РФ (револьвер «Наган», пистолеты ПСМ, ОЦ-21 «Малыш» и др.). Данные образцы оружия обычно имеют нарезной ствол.
В ст. 6 ФЗ Об оружии запрещен оборот на территории РФ в качестве гражданского и служебного оружия:
огнестрельного длинноствольного оружия с емкостью магазина (барабана) более 10 патронов, за исключением спортивного оружия, имеющего длину цельного ствола от его казенной части или длину цельного ствола со ствольной коробкой менее 500 мм и общую длину оружия менее 800 мм, а также имеющего конструкцию, которая позволяет сделать его длину менее 800 мм и при этом не теряется возможность производства выстрела;
огнестрельного оружия, которое имеет форму, имитирующую другие предметы;
огнестрельного гладкоствольного оружия, изготовленного под патроны к огнестрельному оружию с нарезным стволом;
метательного броскового оружия, кистеней, кастетов и других специально приспособленных для использования в качестве оружия предметов ударно-дробящего и метательного действия, за исключением спортивных снарядов и указанных предметов, имеющих культурную ценность и используемых в культурных и образовательных целях;
патронов с пулями, или пуль, или метаемых снарядов к метательному стрелковому оружию бронебойного, зажигательного, разрывного или трассирующего действия, а также патронов с дробовыми снарядами для газовых пистолетов и револьверов;
оружия и иных предметов, поражающее действие которых основано на использовании радиоактивного излучения и биологических факторов; оружия и иных предметов, поражающее действие которых основано на использовании электромагнитного, светового, теплового, инфразвукового или ультразвукового излучения и которые имеют выходные параметры, превышающие величины, установленные в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, законодательством РФ о стандартизации и соответствующие нормам федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, а также указанных оружия и предметов, произведенных за пределами территории РФ;
газового оружия, снаряженного нервно-паралитическими, отравляющими, а также другими веществами, не разрешенными к применению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения;
оружия и патронов к нему, имеющих технические характеристики, не соответствующие криминалистическим требованиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере обеспечения безопасности РФ, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений, за исключением оружия, имеющего культурную ценность, в том числе старинного (антикварного) оружия, копий старинного (антикварного) оружия и реплик старинного (антикварного) оружия;
электрошоковых устройств и искровых разрядников, имеющих выходные параметры, превышающие величины, установленные в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, законодательством РФ о стандартизации и соответствующие нормам федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, а также указанных видов оружия, произведенных за пределами территории РФ;
холодного клинкового оружия и ножей, клинки и лезвия которых либо автоматически извлекаются из рукоятки при нажатии на кнопку или рычаг и фиксируются ими, либо выдвигаются за счет силы тяжести или ускоренного движения и автоматически фиксируются, при длине клинка и лезвия более 90 мм, за исключением холодного оружия, имеющего культурную ценность, в том числе старинного (антикварного) холодного оружия, копий старинного (антикварного) холодного оружия и реплик старинного (антикварного) холодного оружия;
гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения с дульной энергией свыше 91 Дж и служебного огнестрельного оружия ограниченного поражения с дульной энергией свыше 150 Дж.
Криминалистическим требованиям не соответствуют виды гражданского оружия, не отнесенные к оружию, имеющему культурную ценность, и служебного оружия, не имеющие маркировки, номера или клейма, иных обозначений (в зависимости от отнесения оружия к конкретным видам оружия и времени его изготовления), огнестрельное, огнестрельное оружие ограниченного поражения, сигнальное оружие, пневматическое оружие, списанное оружие, а также газовые пистолеты и револьверы, имеющие в своей конструкции приспособления для бесшумной стрельбы, списанное оружие, позволяющее вести стрельбу очередями, а также целый ряд других видов оружия, не всегда имеющих высокую поражающую способность, или представляющих большую степень опасности, чем конструктивно сходные с оружием изделия, бытовые и иные предметы, не отнесенные к оружию ФЗ Об оружии, Криминалистическими требованиями или экспертными методиками, а также виды оружия, имеющие культурную ценность, или не предусмотренные ФЗ Об оружии.
При этом Криминалистические требования не установлены в отношении целого ряда видов оружия, включая спортивное огнестрельное гладкоствольное короткоствольное оружие и целый ряд видов холодного оружия (кортиков, стилетов, палашей, шпаг и т.п.).
Поэтому их положения не позволяют четко разграничить запрещенное к обороту и иное оружие по степени опасности и другим критериям.
Согласно ч. 7 ст. 17 ФЗ Об оружии не подлежат ввозу в РФ огнестрельное оружие ограниченного поражения иностранного производства, его основные части, а также патроны травматического действия, изготовленные за пределами территории РФ, при отсутствии запрета на оборот в РФ указанных патронов и короткоствольного огнестрельного оружия ограниченного поражения с дульными энергиями не более 91 и 150 Дж соответственно. Виды оружия и иных предметов, поражающее действие которых основано на использовании радиоактивного излучения и биологических факторов; оружия и иных предметов, поражающее действие которых основано на использовании электромагнитного, светового, теплового, инфразвукового или ультразвукового излучения, не отнесены в ст. 3, 4 и 5 ФЗ Об оружии к оружию самообороны, спортивному и многим другим видам гражданского оружия, к служебному оружию, а также боевому оружию, за исключением его видов, являющихся стрелковым оружием, если они приняты на вооружение в РФ и предназначены для решения боевых и оперативно-служебных задач. При этом они четко не отнесены к сигнальному оружию, но их отнесение к сигнальному оружию, приобретаемому по лицензии, не запрещено, а конструктивно сходные с оружием изделия приобретаются без лицензии и не регистрируются, согласно ст. 13 ФЗ Об оружии. Оборот иных предметов, которые сходны с оружием по каким-либо признакам или могут быть эффективно использованы в качестве оружия не регулируется ФЗ Об оружии.
Таким образом, многие виды электромагнитного и иного вышеуказанного оружия, а также других подобных предметов, не запрещенные к обороту в РФ, находятся в свободном обороте в качестве оружия, не являющегося гражданским, служебным, боевым или запрещенным оружием (оружия, не предусмотренного ФЗ Об оружии), конструктивно сходных с оружием изделий или иных предметов, не отнесенных к оружию.
Все запреты на оборот оружия в ст. 6 ФЗ Об оружии и Криминалистических требованиях относятся к любому оружию, соответствующему не менее, чем минимальным экспертным критериям огнестрельного, метательного, холодного и иного оружия, предусмотренным ФЗ Об оружии, Криминалистическими требованиями или экспертными методиками, т.е. поражающая способность и степень опасности оружия, запрещенного к обороту в РФ, могут быть равны указанным характеристикам гражданского и иного оружия, ограниченного к обороту ФЗ Об оружии, или находящегося в свободном обороте, или предметов, не отнесенных к оружию.
Виды оружия, запрещенного к обороту в РФ в качестве гражданского и служебного оружия, могут быть не запрещены к обороту в качестве данного оружия международными договорами РФ, которые применяются вместо ФЗ Об оружии, если ими установлены иные правила, чем данными актами (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ), или законодательством других стран, которое применяется на их территориях, территориях их дипломатических представительств в РФ, или в вышеуказанных случаях, предусмотренных международными договорами РФ.
Во всех случаях виды оружия, запрещенного к обороту в РФ в качестве гражданского и служебного оружия, могут быть отнесены к боевому оружию, если они предназначены для решения боевых и оперативно-служебных задач, при условии их принятия на вооружение в РФ, или к иной продукции военного назначения в случае их поставок на экспорт, ввоза в РФ или иного оборота в рамках военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами. Но указанные виды оружия не могут быть отнесены к наградному оружию (ст. 20.1 ФЗ Об оружии), иным образом допущены к гражданскому обороту без их переделки в не запрещенные виды оружия или иные подобные предметы либо отмены запрета на их оборот, а многие из них не могут быть переданы во временное пользование сотрудникам государственных военизированных организаций, находящимся на пенсии, лицам, подлежащим государственной защите и другим категориям лиц.
Все виды оружия, запрещенного к обороту в РФ в качестве гражданского и служебного оружия, могут быть переданы в экспертно-криминалистические учреждения для формирования криминалистических коллекций оружия или в иные учреждения, в случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Виды оружия, запрещенного к любому обороту международными договорами РФ, не могут быть отнесены в РФ к гражданскому, служебному и боевому оружию, а также к оружию, не предусмотренному ФЗ Об оружии, находящемуся в свободном обороте, конструктивно сходным с оружием изделиям или иным предметам, не отнесенным к оружию.
Таким образом, запрет на оборот оружия в качестве гражданского и служебного не всегда равен полному запрету на оборот такого оружия в государстве (в частности, в РФ), различных государствах или в мире. Поэтому оно всегда может быть отнесено к боевому или иному подобному оружию, запрещенному только к гражданскому обороту, либо разрешено к гражданскому обороту на определенных условиях, предусмотренных национальным или международным законодательством, либо запрет на его оборот в государстве может быть отменен с его отнесением к служебному, гражданскому или иному оружию, не запрещенному к гражданскому обороту (в частности, к оружию, не предусмотренному законодательством об оружии), либо к конструктивно сходным с оружием изделиям или иным предметам, не являющимся оружием.
При этом к оружию, запрещенному к обороту в РФ, в ст. 6 ФЗ Об оружии, отнесены не все виды боевого ручного стрелкового и холодного оружия, а многие его виды (в особенности, виды холодного оружия) не отличаются по поражающей способности от гражданского оружия или полностью соответствуют его видам (например, пистолеты «Беретта», «Глок», «Браунинг Хай Пауэр», «Парабеллум», боевые ножи, шашки и ряд других видов холодного оружия, которые отнесены к гражданскому оружию (спортивному, охотничьему, оружию, имеющему культурную ценность и др.)). Бросковое метательное оружие с 2020 года не может быть отнесено к боевому оружию, т.к. оно исключено из перечня видов холодного оружия в ст. 1 ФЗ Об оружии и не может быть отнесено к стрелковому оружию.
Из смысла положений ст. 6 ФЗ Об оружии следует, что с 2018 года запрещены к обороту только указанные в ней виды холодного и метательного броскового оружия, не имеющие культурной ценности, но в отношении огнестрельного и многих других видов оружия данное указание отсутствует. При этом оружие, имеющее культурную ценность, с 2012 года может быть отнесено только к гражданскому оружию, с 2018 года в ст. 6 ФЗ Об оружии введено положение о запрете распространения на данное оружие Криминалистических требований, а в ст. 24 ФЗ Об оружии предусмотрен запрет на любое его использование в качестве оружия и не сделано исключения для криминалистических экспертиз оружия (запрещено использование оружия, имеющего культурную ценность, для поражения цели, подачи сигналов и иным способом, не связанным с хранением, коллекционированием, экспонированием указанного оружия и создающим угрозу его повреждения или уничтожения). При этом в ст. 243 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за повреждение или уничтожение культурных ценностей без указания на случаи исключения данной ответственности. Поэтому его отнесение к оружию юридически невозможно и будет нарушать принцип запрета применения по аналогии уголовного и иного закона, применение которого по аналогии запрещено (в частности, норм КоАП РФ о нарушениях положений законодательства об обороте оружия).
Таким образом, огнестрельное, пневматическое, метательное и иное оружие, имеющее культурную ценность, не может быть запрещено или ограничено к обороту в качестве вида оружия, а наличие запрета на его использование в качестве оружия можно расценивать как его законодательное приравнивание к предметам, не являющимся оружием.
Сигнальное, электрошоковое, электромагнитное газовое и многие другие виды оружия, не являющиеся огнестрельным, метательным, пневматическим или холодным оружием, не отнесены к оружию, имеющему культурную ценность (ст. 1 ФЗ Об оружии). При этом многие из них стали изготавливать более 50 или 100 лет назад и различные их образцы могут иметь признаки культурных ценностей как по данной, так и по иным причинам, учитывая положения ст. 1 ФЗ Об оружии и законодательства об охране культурных ценностей.
Данные виды нелетального и иного оружия не были отнесены к оружию в Российской империи, РСФСР, СССР и РФ до вступления в силу Закона Об оружии 1993г. (до 31 декабря 1993 года) и ФЗ Об оружии (до 30 июня 1997 года) и не отнесены к оружию в целом ряде стран мира. При этом в законодательстве СССР, РСФСР и других союзных республик, а также РФ до вступления в силу Закона Об оружии 1993г. и ФЗ Об оружии к оружию не были отнесены пневматическое и метательное оружие, включенные в перечень видов оружия, имеющих культурную ценность.
Положения законодательства об охране культурных ценностей, включая ст. 243 УК РФ, распространяются на любые культурные ценности. Поэтому данные виды оружия не могут быть использованы в качестве оружия, подвергнуты разрушающим экспертизам, другим действиям, повреждающим их, или уничтожению. Следовательно, они не могут быть отнесены к оружию и использоваться в качестве оружия, что исключает их из перечня видов оружия.
Учитывая вышеизложенное, необходимо исключение из перечня видов оружия в ст. 1 ФЗ Об оружии всех видов оружия, не являвшихся оружием до 1994, 1997 или иного года, в котором они были отнесены к оружию законодательством РФ или иным законодательством, положения которого включены в законодательство РФ (законодательством СССР и РСФСР или международным законодательством), изготовленных до их отнесения к оружию, и исключение из перечня видов оружия любого оружия, имеющего культурную ценность, а также решение вопроса об исключении из перечня видов оружия всех его видов, не являвшихся оружием до вступления в силу ФЗ Об оружии или законодательного акта, отнесшего их к оружию, не являющихся оружием массового поражения и иными видами оружия, запрещенными международными договорами РФ, в особенности, если они не соответствуют всем критериям огнестрельного оружия или данных видов оружия.
Отсутствуют отдельные запреты и ограничения на оборот электрошокового, пневматического, холодного и иного оружия, имитирующего другой предмет, метаемых снарядов бронебойного, зажигательного, разрывного или трассирующего действия, не являющихся пулями или метаемыми снарядами для стрелкового метательного оружия, патронов с дробовыми снарядами к пистолетам и револьверам, отнесенным к газовым устройствам, не являющимся пистолетами и револьверами, приобретаемыми по лицензии, огнестрельному, сигнальному и многим другим видам оружия либо конструктивно сходным с оружием изделиям или иным предметам, не являющимся оружием.
Поэтому виды оружия, не отнесенные к огнестрельному, имитирующие другие предметы, и конструктивно сходные с оружием изделия, имитирующие предметы, не похожие на оружие, могут быть приобретены как гражданское оружие, ограниченное к обороту, или находятся в свободном обороте, независимо от их удельной кинетической энергии, которая может превышать 0,5 или 1,5 Дж на мм2 (трости-шпаги, метательные, пневматические и другие стреляющие устройства, имитирующие другие предметы, включая пружинные и иные стреляющие ножи, не отнесенные к огнестрельному оружию), а патроны с дробовыми снарядами к любым пистолетам и револьверам, не отнесенным к газовому оружию, приобретаемому по лицензии, могут быть приобретены как патроны к огнестрельному, сигнальному и иному оружию или к конструктивно сходным с оружием изделиям и иным предметам по разрешениям на хранение оружия или свободно (в зависимости от ограничений на оборот предметов, для которых они предназначены). Метаемые снаряды бронебойного, зажигательного, разрывного или трассирующего действия, не являющихся пулями или метаемыми снарядами для стрелкового метательного оружия, могут быть свободно приобретены, если они не отнесены к гранатам, минам, боеприпасам для артиллерийских орудий, и иным подобным видам боеприпасов или к взрывным устройствам либо к взрывчатым веществам, либо к оружию массового поражения, т.е. к предметам, гражданский или иной оборот которых существенно ограничен (оборот пороха гражданами и оборот любых взрывчатых веществ, боеприпасов и взрывных устройств юридическими лицами или в государственных военизированных организациях) или запрещен (оборот оружия массового поражения, запрещенного международным договором РФ).
Патроны с дробовыми снарядами были запрещены для любых пистолетов и револьверов в Законе РФ Об оружии 1993г., а до 2020 года в ФЗ Об оружии был запрещен оборот только патронов с пулями бронебойного, зажигательного, разрывного или трассирующего действия, а не самих данных пуль или метаемых снарядов к стрелковому метательному оружию.
При этом не все предметы, запрещавшиеся к обороту в законодательстве прошлого или запрещенные к обороту в различных странах мира, представляют высокую степень опасности, достаточную для введения запрета на их оборот.
Патроны с дробовыми снарядами к газово-дробовым и иным пистолетам и револьверам были созданы как патроны для истребления крыс и змей (патроны Гринелли), а их поражающая способность резко снижается на расстоянии от 1 до 5 метров, поэтому они уступают в эффективности использования пулевым пистолетным и револьверным патронам и, тем более, ружейным дробовым и иным патронам. Это означает необоснованность запрета на оборот данных патронов к газовым и иным пистолетам и револьверам (в особенности, учитывая наличие в газовом пистолете рассекателя, делающего невозможным производство выстрелов пулевыми и иными патронами с твердыми снарядами и отсутствие запрета на использование стволов без рассекателей и ограничителей (включая нарезные стволы) и патронов с металлическими снарядами в конструктивно сходных с огнестрельным оружием изделиях). При этом для установления четких правил оборота пистолетных и револьверных дробовых патронов необходимо их четкое разграничение по поражающей способности.
Запреты на гражданский оборот газового оружия, снаряженного нервно-паралитическими, отравляющими, а также другими веществами, не разрешенными к применению, оружия и патронов к нему, имеющих технические характеристики, не соответствующие криминалистическим требованиям, за исключением оружия, имеющего культурную ценность, электрошоковых устройств и искровых разрядников, имеющих выходные параметры, превышающие величины, установленные в соответствии с законодательством РФ, а также указанных видов оружия, произведенных за пределами территории РФ, установлены без учета определения газового оружия как вида оружия, предназначенного для временного поражения цели, отнесение части видов подобных газовых устройств не к оружию, а к спецсредствам МВД или находящимся в свободном обороте средств самообороны от животных, различных положений Криминалистических требований, определяющих критерии только части видов гражданского оружия, отграничивающих одни не запрещенные виды оружия и патронов от других или от предметов, не являющихся оружием, а не от запрещенных оружия и патронов, а также отсутствие высокой степени опасности у иностранных электрошоковых устройств и искровых разрядников.
Незаконный оборот огнестрельного оружия, не являющегося гражданским, влечет уголовную ответственность по ч. 1 - 6 ст. 222, ст. 222.2 и ч. 1 - 3 ст. 223 УК РФ, а незаконный оборот других видов стрелкового оружия и холодного оружия влечет административную ответственность по ст. 20.10 КоАП РФ. При этом незаконные сбыт и изготовление холодного, метательного и газового оружия, а также незаконные сбыт, изготовление, ремонт или переделка огнестрельного оружия ограниченного поражения влекут уголовную ответственность по ч. 7 ст. 222 и ч. 4 ст. 223 УК РФ.
Незаконный оборот части видов запрещенного к обороту, боевого и иного оружия, не являющегося огнестрельным, не влечет уголовной ответственности даже в том случае, если он повлек наступление тяжких последствий, но за незаконный оборот любого оружия с 2021 года в ст. 2010 КоАП РФ установлены отдельная административная ответственность и строгие наказания, включающие административный арест на срок от 5 до 15 суток (арест и многие другие административные наказания не могут быть назначены ниже низшего предела, поэтому 5 дней ареста – минимальный его срок по данной статье. При этом административные наказания не могут быть назначены условно или заменены домашним арестом и могут быть назначены лицам пенсионного или преклонного возраста, в отличии от КоАП ряда стран мира (Молдовы, Казахстана и др.)) и конфискацию оружия (безвозмездное изъятие оружия, запрещенного к обороту не отнесено к конфискации и разрешено положениями ст. 28 ФЗ Об оружии, а любые предметы, запрещенные к обороту, могут быть безвозмездно изъяты по решению суда или в ходе обыска, согласно положениям УПК РФ и иного законодательства РФ).
Таким образом, незаконный оборот боевого оружия и оружия, запрещенного к обороту в РФ не выделен в отдельный состав преступления или административного правонарушения. При этом боевое ручное стрелковое и холодное оружие четко не отделено от иных видов оружия и других предметов по степени опасности и поражающей способности, а правила оборота вне государственных военизированных организаций его видов, не отнесенных к оружию, запрещенному к обороту в РФ, отсутствуют и их гражданский оборот в случаях их наследования в качестве наградного оружия и дальнейшего оборота или иного введения в гражданский оборот не может быть ограничен более строго, чем оборот гражданского оружия или оружия, не предусмотренного ФЗ Об оружии. Запрещены только продажа, дарение и наследование наградного боевого короткоствольного ручного стрелкового оружия.
Запреты на оборот иностранного гражданского или служебного оружия отсутствуют в законах об оружии большинства стран мира, т.к. электрошоковые устройства и искровые разрядники, произведенные в любой стране, разрешены к обороту законами большинства стран постсоветского пространства и иных стран, в которых они не запрещены к обороту полностью, а в Законе Об оружии Южной Осетии 2021г. разрешены к обороту электрошоковые устройства и искровые разрядники российского производства. Аналогично во многих данных законах разрешены гражданское травматическое и служебное оружие, произведенные в любой стране или РФ соответственно (в Законе Об оружии Южной Осетии 2021г. разрешены к обороту данные виды оружия российского производства, а иностранное травматическое оружие разрешено законодательством всех стран, в которых оно не запрещено к обороту полностью). При этом в законах об оружии части стран мира к служебному оружию отнесены пистолеты и револьверы с дульной энергией до 350 Дж или с любой дульной энергией (в частности, в Казахстане к служебному оружию отнесен пистолет «Вальтер П-38», имеющий дульную энергию около 500 Дж).
Поэтому ограничения на оборот различных видов оружия по стране производства предусмотрены далеко не во всех странах мира, а в Южной Осетии разрешен оборот именно российских, а не иных иностранных или отечественных видов электрошокового, травматического или служебного оружия.
Существующие медицинские критерии поражающей способности оружия определяют минимальную удельную кинетическую энергию, необходимую для отнесения предметов к огнестрельному оружию, составляющую 0,5 Дж на мм2 (50 Дж на см2), как энергию, позволяющую причинить тяжкий вред здоровью человека, при попадании снаряда (пули, дроби, картечи и т.п.) в различные части тела.
Данными судебной медицины определено, что при выстреле в средние отделы груди снаряд с удельной кинетической энергией:
6-8 Дж на см2 причиняет ссадины;
14-17 Дж на см2 - поверхностные раны;
32-36 Дж на см2 - непроникающее ранение грудной клетки с переломами грудины;
54-60 Дж на см2 - проникающие ранения грудной клетки;
135-145 Дж на см2 - проникающие ранения грудной клетки с повреждениями ее задней стенки.
Экспертные критерии огнестрельного оружия были разработаны в СССР учеными Л.Ф. Савранем и Е.И. Сташенко. Причем значение удельной кинетической энергии 0,5 Дж на мм2 было определено путем указания среднего между значениями удельных энергий патронов калибра 5,6 мм (0,4 Дж на мм2) и 9 мм (0,6 Дж на мм2) при скорости 100 м/с, т.е. оно не является фактическим минимальным значением данной энергии патрона к огнестрельному оружию. Данные критерии требуют уточнения, учитывая наличие административной и уголовной ответственности за незаконный оборот огнестрельного оружия и за различные незаконные действия с холодным и многими другими видами оружия.
При невозможности измерить каким-либо способом скорость пули и, следовательно, определить ее удельную кинетическую энергию, поражающую способность оценивают примитивным методом - по результатам стрельбы в пакет сухих сосновых досок. Поражающая способность считается достаточной, если пуля внедряется в мишень на глубину порядка своей длины.
При решении вопроса об относимости самодельных патронов к категории боеприпасов аналогичным образом оценивается и поражающее действие пули. Самодельный патрон признается боеприпасом, если значение удельной кинетической энергии пули составляет не менее 50 Дж на см2.
Критерий надежности по отношению к самодельному оружию факультативный и не является существенным при отнесении объекта к категории огнестрельного оружия.
Данные критерии требуют уточнения, учитывая наличие административной и уголовной ответственности за незаконный оборот огнестрельного оружия и за различные незаконные действия с холодным и многими другими видами оружия, а также различия длин пуль сферической формы и других типов пуль различных калибров, при котором удельная кинетическая энергия пуль, проникающих в доску на величину своей длины, может быть, как менее, так и более 0,5 Дж на мм2.
Пули и другие снаряды калибра до 1 мм, а также стрелы, остроконечные пули и другие снаряды с острием или подкалиберные снаряды имеют значения удельной кинетической энергии, превышающие 0,5 или 1,5 Дж на мм2, при дульной энергии игрушечного оружия, составляющей до 0,5 Дж, учитывая их очень небольшую площадь поперечного сечения. Поэтому луки и арбалеты, метательное бросковое и холодное клинковое оружие имеют значения удельной кинетической энергии, намного превышающие 0,5 и 1,5 Дж на мм2. Но данные значения удельной кинетической энергии достижимы при поражении цели с любой дульной энергией предметами, имеющими заостренную головную часть или очень малую площадь поперечного сечения (стрелы, остроконечные пули, заостренные стержни, гвозди, иглы и т.п.).
Минимальные критерии поражающей способности электрошокового, электромагнитного, сигнального, газового оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения и части других видов оружия законодательно не определены. При этом многие предметы, сходные с газовым, травматическим и иным оружием, которые могут иметь большую поражающую способность, чем указанные виды гражданского и (или) служебного оружия (баллончики против животных, газовые спецсредства МВД, травматические пистолеты, ружья и другие устройства, не имеющие в стволе ограничителя, не отнесенные к огнестрельному оружию, имеющие дульную энергию как менее, так и более 150 или 300 Дж, резиновые дубинки (палки) и др.), а также списанное и спортивное холодное оружие, не отнесены к оружию положениями ФЗ Об оружии, Криминалистических требований к гражданскому и служебному оружию и экспертных методик.
В ФЗ Об оружии не предусмотрены конкретные максимальные значения удельной кинетической энергии гражданского и служебного огнестрельного оружия ограниченного поражения, патронов травматического действия к данному оружию или огнестрельному гладкоствольному оружию, имеющих дульные энергии до 91 или 150 Дж соответственно, и служебного огнестрельного короткоствольного оружия с дульной энергией до 300 Дж, а максимальное допустимое значение удельной кинетической энергии выстрела металлическими снарядами предусмотрено только для гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения и составляет 0,5 Дж на мм2.
При этом максимальные значения удельной кинетической энергии при небольших, средних и части крупных калибров могут превышать 0,5 или 1,5 Дж на мм2 при дульной энергии не более 91 или 150 Дж в короткоствольном гражданском огнестрельном оружии ограниченного поражения, из которого выстрел металлическим снарядом возможен только при его заряжании с дула перед ограничителем в стволе оружия, служебном огнестрельном оружии ограниченного поражения и гражданском огнестрельном гладкоствольном длинноствольном оружии, а величины на которые могут быть превышены указанные значения удельной кинетической энергии в огнестрельном оружии ограниченного поражения, патронах травматического действия и служебном огнестрельном короткоствольном оружии не учтены в законодательстве и могут быть любыми, в зависимости от калибра оружия, т.е. при малых калибрах они могут превышать 5 или 10 Дж на мм2.
При этом виды оружия с дульной энергией, превышающей 91, 150 или 300 Дж, имеющие крупные калибры, могут иметь значения удельной кинетической энергии, составляющие не более 0,5 Дж на мм2, т.е. при которых их отнесение к огнестрельному оружию юридически невозможно, но возможно наличие у них свойств огнестрельного оружия ограниченного поражения или иного нелетального оружия. Отдельные виды оружия с удельной кинетической энергией не более 0,5 Дж на мм2 могут иметь значения удельной кинетической энергии, не превышающие 0,2, 0,1 или 0,01 Дж на мм2, при значениях дульной энергии более 3, 7,5, 25, 91, 150 или даже 300 Дж, т.е. очень малые значения, при которых крайне затруднительно или невозможно причинение вреда здоровью человека. Поэтому отсутствие минимальных значений кинетических энергий огнестрельного оружия ограниченного поражения, иных видов нелетального оружия и многих других видов оружия нелогично и может влечь нарушение конституционных прав человека, а огнестрельным оружием являются далеко не все виды огнестрельных устройств с дульной энергией более 91, 150 или 300 Дж, и не все устройства, являющиеся им при указанных значениях дульной энергии, имеют поражающую способность стандартных видов охотничьего или иного гражданского огнестрельного оружия, служебного, боевого или иного огнестрельного оружия.
Таким образом, нечеткое распределение в ФЗ Об оружии видов оружия, запрещенного к обороту в РФ, и иного оружия по их поражающей способности и оборотоспособности нарушает ст. 2 Конституции РФ, поскольку не учитывает высшую ценность человека, его прав и свобод, не обеспечивая защиту людей от применения против них различных предметов, используемых в качестве оружия и способных причинить тяжкий вред здоровью человека, и их защиту от привлечения к уголовной ответственности и (или) изъятия у них имущества по причине только лишь формального отнесения предмета к конкретному виду запрещенного оружия, а не высокой степени реальной опасности данного предмета или совершенного деяния.

Практический результат

Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека и гражданина, противодействию коррупции и упорядочиванию правовых норм ФЗ Об оружии, УК и КоАП РФ.

Решение

Необходимо исключение из перечня видов оружия, запрещенных к обороту в РФ, в ст. 6 ФЗ Об оружии, электрошоковых устройств и искровых разрядников, оружия и иных предметов, поражающее действие которых основано на использовании радиоактивного излучения и биологических факторов; оружия и иных предметов, поражающее действие которых основано на использовании электромагнитного, светового, теплового, инфразвукового или ультразвукового излучения, произведенных за пределами РФ, и запретов на оборот в РФ огнестрельных бесствольных устройств, произведенных за пределами РФ, как видов огнестрельного оружия ограниченного поражения (с 1997 по 2011 год огнестрельного бесствольного оружия с патронами травматического, газового и светозвукового действия), а также запретов на отнесение к служебному огнестрельному оружию огнестрельного короткоствольного гладкоствольного или нарезного оружия с дульной энергией не более 300 Дж, произведенного за пределами РФ, и на ввоз в РФ огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов травматического действия, произведенных за пределами РФ.

При внесении данных изменений необходимо установление равных правил оборота указанных отечественных и иностранных видов оружия, патронов и других предметов с учетом их поражающей способности.
Для голосования вы должны быть .

Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования

Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 99 918 голосов

82

Против решения: 184 голоса

К началу списка инициатив