Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф113516
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости отмены ограничений на оборот национального и парадного российского и иностранного холодного и иного оружия, имеющего не большую поражающую способность, чем бытовые или иные предметы, законодательно не отнесенные к оружию

Необходима отмена в ФЗ Об оружии лицензирования приобретения и иных ограничений на оборот холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов РФ или казачьей формой, кортиков, состоящих на вооружении в РФ, и других видов парадного или национального холодного и иного оружия, не имеющего большей поражающей способности, чем многие виды бытовых предметов или иных предметов, не отнесенных к оружию, а также оружия, имеющего культурную ценность, исключение данного оружия и оружия, имеющего культурную ценность, из перечня видов оружия и введение в ФЗ Об оружии правила, разрешающего свободное приобретение данных видов оружия любыми лицами, поскольку данные виды оружия предназначены не для поражения цели, а для ношения с различными видами костюмов или форменной одежды, а холодное оружие не имеет большей поражающей способности и, следовательно, не представляет большей степени опасности, чем бытовые предметы, находящиеся в свободном обороте. При этом различные виды казачьего, национального, военного и иного холодного оружия часто используются в целях коллекционирования и, как правило, не применяются для нападения или защиты.
Согласно ст. 13 ФЗ Об оружии право на приобретение холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов РФ, атрибутика которых утверждается Правительством РФ, или казачьей формой, имеют граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, получившие лицензии, дающие право на приобретение не только данного оружия, но и газовых пистолетов, револьверов и сигнального оружия (по данным лицензиям с 1997 по 2011 год разрешалось приобретать также травматические пистолеты и револьверы (до 2011 года относившиеся к газовым) и огнестрельное бесствольное оружие самообороны отечественного производства с патронами травматического действия, т.е. виды оружия, отнесенные с 2011 года к огнестрельному оружию ограниченного поражения, приобретаемому по отдельному виду лицензии на приобретение только данного гражданского оружия.
При этом до 1997 года газовые пистолеты и револьверы приобретались по отдельным видам лицензий, понятие огнестрельного бесствольного оружия самообороны законодательством РФ не предусматривалось, сигнальное оружие не было отнесено к оружию и приобреталось без лицензии, а холодное оружие приобреталось без получения отдельной лицензии на его приобретение и многие его виды не были предусмотрены Законом РФ Об оружии 1993г., поэтому четкие правила его оборота отсутствовали, но данным Законом РФ ограничивался оборот всех видов оружия). Право на ношение указанного холодного клинкового оружия не конкретизировано в ФЗ Об оружии и подзаконных актах. При этом его ношение на массовых мероприятиях ограничено в ст. 24 ФЗ Об оружии проведением данных мероприятий с участием граждан в национальных костюмах в соответствующих местностях.
Атрибутика национальных костюмов народов РФ не утверждена до настоящего времени. При этом национальные костюмы народов стран, как входивших, так и не входивших в состав Российской империи, РСФСР и СССР (Абхазии, Южной Осетии, Грузии, Молдовы, ПМР, Украины, ДНР, ЛНР, Азербайджана, Казахстана, Турции, Ирана, Монголии и др.), могут иметь похожую атрибутику, включающую виды кинжалов, сабель и иного холодного оружия, не имеющие выраженных отличий от данных видов холодного оружия к национальным костюмам народов РФ, или сходные с ними по основным признакам (грузинские, абхазские и иные кинжалы, шашки, сабли и т.п.), а виды холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов РФ или казачьей формой, могут быть произведены за пределами территории РФ.
Согласно ч. 1 ст. 26 Конституции РФ никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности, поэтому ограничение права на оборот оружия по национальному признаку противоречит Конституции РФ и является недопустимым.
Кортики, состоящие на вооружении в РФ, выдаваемые гражданам, получившим их при выходе в отставку, и передаваемые по наследству указанными гражданами, могут храниться по разрешению их хранение или хранение и ношение и подлежат регистрации в Росгвардии (обязанность регистрации данных кортиков в Росгвардии и получения разрешения для их хранения и (или) ношения будут отменены с 30 ноября 2022 года для граждан, которым кортики были выданы государственными военизированными организациями, но не для их наследников. При этом будет сохранен запрет на выдачу данных кортиков, гражданам, имеющим заболевания, при наличии которых владение оружием противопоказано), а для их наследования необходимо получение лицензии на их приобретение.
Иное национальное или парадное холодное оружие может быть отнесено к холодному оружию, имеющему культурную ценность, охотничьему или другим видам гражданского оружия, приобретение которых ограничено лицензированием или обязанностью получения других разрешительных документов, а некоторые виды холодного оружия запрещены к обороту в РФ, если они не имеют культурной ценности и (или) не являются спортивными снарядами.
Существуют виды национального или парадного метательного оружия (например, калмыцкие луки), оборот которых отдельно не регулируется. Указанные виды оружия, соответствующие критериям метательного броскового (метаемого холодного оружия) или стрелкового оружия (луков и арбалетов), т.е. имеющие все признаки холодного оружия и необходимые для метания рукой аэродинамические характеристики, либо являющиеся луками или арбалетами с усилием натяжения тетивы более 27 или 43 кгс соответственно, могут быть отнесены к оружию, имеющему культурную ценность, спортивному (метательное бросковое оружие, луки и арбалеты) или охотничьему гражданскому оружию (метательное стрелковое оружие, т.е. луки и арбалеты), либо к боевому (луки и арбалеты, если они приняты на вооружение в РФ и предназначены для решения боевых и оперативно-служебных задач) или запрещенному оружию (метательное бросковое оружие, не являющееся спортивным оружием или оружием, имеющим культурную ценность, луки и арбалеты, не имеющие номера, и не отнесенные к оружию, имеющему культурную ценность), и существенно ограничены к ношению, хранению или иному обороту или запрещены к обороту в РФ, т.к. их ношение во многих случаях запрещено, а хранение спортивного метательного броскового и стрелкового оружия вне спортивных объектов запрещено, за исключением использования луков и арбалетов для иммобилизации или инъецирования объектов животного мира, а правила его оборота и право на его приобретение без лицензии или по лицензии гражданами РФ отсутствуют в ФЗ Об оружии. При этом метательное бросковое оружие было исключено из перечня видов холодного оружия и отнесено к метательному оружию с 2020 года, поэтому указанное спортивное является именно оружием, а не спортивным снарядом, в отличие от спортивного холодного клинкового оружия, и не него распространяются все ограничения, предусмотренные в отношении оружия, а луки и арбалеты с 2020 года могут быть отнесены к охотничьему оружию, поэтому для их приобретения необходимо получение охотничьего билета и разрешения на ранение и ношение охотничьего оружия (охотничьего огнестрельного или пневматического оружия). При этом они могут быть приобретены в количестве до 5 единиц и подлежат регистрации в Росгвардии, а для их приобретения в большем количестве необходимо получение лицензии на коллекционирование оружия.
Метательное оружие, имеющее культурную ценность, отнесенное к старинному (антикварному) оружию в ст. 1 ФЗ Об оружии, может быть приобретено по лицензии на коллекционирование оружия, согласно ст. 13 ФЗ Об оружии, а правила приобретения иного метательного оружия, имеющего культурную ценность, в ФЗ Об оружии отсутствуют, что означает наличие права на его приобретение без лицензии гражданами РФ любого возраста и иностранными гражданами, получившими лицензии на приобретение гражданского оружия, выдаваемые на основании ходатайств дипломатических представительств их государств, при наличии обязанности вывоза приобретенного оружия из РФ не позднее 10 дней со дня его приобретения, при сохранении запрета на его приобретение лицами без гражданства, т.к. они не имеют права на приобретение и продажу гражданского, служебного и боевого оружия.
Виды оружия, не предусмотренные ФЗ Об оружии, не ограничены к приобретению, хранению, сбыту и изготовлению, но ограничены к ношению ст. 31 Конституции РФ, а их приобретение и продажа могут быть запрещены в условиях введения режимов контртеррористической операции, чрезвычайного или военного положения в соответствии с нормами ФЗ и ФКЗ о противодействии терроризму, чрезвычайном или военном положениях. Поэтому ношение или иной оборот национального или парадного холодного оружия, не предусмотренного ФЗ Об оружии, могут быть ограничены в ряде случаем, предусмотренных законодательством РФ, если они соответствуют экспертным критериям холодного оружия.
Многие предметы, относившиеся к холодному или метательному оружию в прошлом или отнесенные к нему в различных странах мира, не отнесены к оружию законодательством РФ (финские ножи, якутские ножи, кукри, мачете, пчаки, багинеты, игольчатые и неотъемные штыки, ножи и кинжалы без острия, многие виды парадных кортиков, шпаг, сабель и т.п., холодное оружие, имеющее люфт клинка или ограничителя рукоятки, двуручные мечи и иное холодное оружие, геометрические параметры и (или) вес которого превышают максимально допустимые экспертными критериями характеристики холодного оружия, делая его неудобным для поражения цели, ножи, кинжалы и иные подобные предметы с травмоопасными рукоятками или рукоятками длиной не более 70 мм (кортики, кинжалы, шпаги и другие подобные предметы с рукоятками из непрочных материалов (стекла, фарфора, слоновой кости, непрочной пластмассы, алюминия и др.) или разборными рукоятками, кавказские и иные кинжалы с короткими рукоятками, индийские кинжалы (катары), ножи-кастеты и иное оружие кастетного типа с рукоятками уменьшенных размеров, которые затруднительно или невозможно одеть на руку нормальных для взрослого человека размеров, а также кастеты уменьшенных размеров, детское холодное и метательное оружие, не являющееся игрушечным, и иное уменьшенное в размерах холодное и метательное оружие, размеры которого являются меньшими, чем минимальные размеры, предусмотренные экспертными критериями холодного оружия, или метательное стрелковое оружие (луки и арбалеты), имеющее усилие натяжения тетивы не более 27 или 43 кгс соответственно, пластиковые ножи и многие другие предметы, сходные с холодным клинковым оружием, изготовленные из пластика, пилумы, ломающиеся при поражении цели ножи, кинжалы, сабли и другие подобные предметы, не соответствующие современным критериям холодного или метательного броскового оружия, луки и арбалеты с усилием натяжения тетивы не более 27 или 43 кгс соответственно, пружинные стреляющие ножи, не соответствующие критериям холодного оружия, и иные стреляющие ножи, не соответствующие критериям холодного, пневматического, огнестрельного или иного оружия, рогатки, пращи, катапульты, не являющиеся баллистами, виды холодного оружия (кинжалы, мечи, сабли и т.п.), крепившиеся на животных (лошадей, слонов и др.) и поражающие цель с использованием мускульной силы животного, использовавшееся в войнах древности, различные виды древнего или неисправного холодного и метательного оружия, утратившие боевые свойства (древние ножи, кинжалы, мечи и др.) или изначально не соответствовавшие современным критериям холодного или метательного оружия (холодное оружие, имеющие меньшие размеры клинков, рукояток или ограничителей, чем установленные в РФ минимальные их размеры (люди в прошлом имели меньший рост, а размеры оружия могли быть рассчитаны на конкретного человека или средние размеры рук людей тех времен, либо на его применение в определенных условиях, для которых они подходили), луки и арбалеты с меньшим усилием натяжения тетивы, чем 27 или 43 кгс соответственно, и т.п.), в особенности, их виды, использовавшиеся в качестве бытовых предметов (дельфийские ножи, боевые топоры, боевые молоты (чеканы) и др.), и др.).
При этом существуют предметы, сходные с оружием, но до настоящего времени не отнесенные к оружию в РФ и целом ряде стран мира (бытовые ножи, топоры, ружья для подводной охоты, незаточенные кортики, ножи, кинжалы, шпаги, мечи, сабли и т.п., различные виды устройств с вращающимися лезвиями, клинками или иными подвижными боевым частями, поражающими цель при непосредственном контакте с ней, пружинные пистолеты, ружья и пушки, многие другие механические метательные устройства, не являющиеся луками или арбалетами, и т.п.).
Многие вышеуказанные предметы имеют не меньшую поражающую способность, чем холодное или метательное оружие, и далеко не всегда являются национальным или парадным оружием.
Поэтому ограничения на оборот национального и парадного холодного и метательного оружия (в особенности, такие строгие и не упорядоченные, как в ФЗ Об оружии и ином законодательстве РФ) носят дискриминационный характер и могут только осложнять приобщение к культуре и традициям народов России и мира, сохранение культурного наследия и профилактику нарушений законодательства.
Наградное гражданское или боевое холодное и иное оружие, не запрещенное к обороту в РФ, имеют право хранить только награжденные им граждане, получившие бессрочное разрешение на хранение наградного оружия, выдаваемое на основании наградных документов и многих документов, необходимых для получения лицензии на приобретение оружия или разрешения на его хранение. При этом правила наследования и иного оборота наградного оружия любыми лицами либо запрет на наследование или сбыт наградного гражданского или холодного оружия отсутствуют (запрещены наследование, продажа, мена, и дарение только наградного боевого короткоствольного ручного стрелкового оружия), поэтому к нему могут быть применены общие правила оборота гражданского и боевого оружия.
Специальный запрет на приобретение такого оружия иностранными гражданами в ФЗ Об оружии отсутствует, поскольку ч. 1 ст. 14 ФЗ Об оружии не содержит запретов на приобретение иностранными гражданами по лицензии каких-либо видов гражданского оружия, а обязанность вывоза приобретенного оружия означает дальнейшее регулирование его оборота законодательством других стран и нормами международного права.
Холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с национальными костюмами народов РФ или казачьей формой, кортики, наградное, охотничье, запрещенное к обороту в РФ или иное холодное оружие, признанное имеющим культурную ценность, либо копией или репликой антикварного холодного оружия, относится к другой категории гражданского оружия и приобретается в ином порядке, являющимся более четким и свободным, не требующим получения отдельной лицензии на приобретение оружия, вступления в казачье общество и поступления на государственную гражданскую службу российского казачества, либо получения охотничьего билета, лицензии на приобретение охотничьего огнестрельного или пневматического оружия и разрешения на хранение и ношение указанного охотничьего стрелкового оружия, либо прохождения службы в государственных военизированных организациях и соответствие требованиям, предъявляемым к владельцу оружия, приобретаемого по лицензии, на момент ухода в отставку или нахождения в отставке, либо наследования холодного оружия у данных граждан с получением лицензии на его приобретение, либо получение холодного оружия в качестве награды и наградного разрешения на его хранение, либо указания гражданином своей национальности или иной причины ношения и иного оборота холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов РФ или казачьей формой, ограниченного для граждан РФ, не проходящим государственную гражданскую службу российского казачества, либо не проживающим в соответствующих местностях или не участвующим в определенных мероприятиях в национальных костюмах, либо не соответствующих иным требованиям, предъявляемым к владельцам холодного оружия, и регистрации приобретенного холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов РФ или казачьей формой, кортиков, состоящих на вооружении в РФ, или наградного оружия.
Фактически отнесение конкретного вида национального холодного клинкового оружия, к указанному холодному клинковому оружию, предназначенному для ношения с национальными костюмами народов РФ, или к оружию, имеющему культурную ценность, либо копиям или репликам антикварного холодного оружия определяется сертификатом, полученным после проведения сертификации оружия или его экспертизы, проводимой в соответствии со ст. 7 ФЗ Об оружии.
Наиболее сложным является отграничение видов холодного оружия, имеющих культурную ценность, изготовленных менее 50 лет назад, от других современных видов холодного оружия.
В экспертную методику отнесения предметов к холодному оружию входит нанесение определенного количества ударов в сосновую доску и ударов плашмя по бревну с кинетической энергией от 20 до 50 Дж, после которых проверяется глубина проникновения клинка в доску и наличие повреждений или люфта клинка. При этом критерии отнесения предметов к холодному оружию включают в себя множество характеристик (длину, прочность и твердость клинка (более 25 HRC), длину рукояти (более 70 мм), ее прочность, наличие ограничителя или подпальцевых углублений определенного размера, угол заточки лезвия и тому подобных признаков, несоответствие даже одному из которых исключает отнесение предмета к холодному оружию, но не определяет поражающей способности предмета и его отличий от бытовых и иных предметов материального мира).
Данные критерии признания предмета холодным оружием способствуют усилению коррупции и бюрократии, ложным обвинениям и чрезмерному ограничению прав владельцев как холодного оружия, так и предметов, которые сходны с ним конструктивно, поскольку увеличивается количество случаев фабрикации дел об административных правонарушениях и уголовных дел, связанных с нарушением правил оборота и незаконным оборотом холодного оружия, при этом невиновность лиц, привлеченных к ответственности очень сложно доказать, учитывая такие формальные, усложненные и избыточные критерии признания предмета холодным оружием, не позволяющие без порчи предмета и его временного изъятия отличить, например, охотничий нож общего назначения (холодное оружие) от его копии или туристического ножа (конструктивно сходных с оружием изделий), охотничий тесак (холодное оружие) от мачете (конструктивно сходного с оружием изделия), антикварное холодное оружие от его копии, не являющейся оружием, казачьего кинжала от его сувенирной копии и т.п., и не способствующие ограничению оборота опасных предметов, учитывая равную степень опасности для жизни человека перечисленных предметов и возможность их использования для совершения насильственных преступлений, а также распространенность предметов, опасных для жизни человека, оборот которых невозможно ограничить, и большую опасность стрелкового оружия.
Вышеуказанные экспертные критерии холодного оружия и распределение ограничений на оборот его видов нелогичны и не могут соответствовать положениям Конституции РФ, учитывая равную опасность различных его видов, предусмотренных или не предусмотренных ФЗ Об оружии, и отсутствие у него большей степени опасности, чем у распространенных в быту предметов (бытовых ножей, топоров, мачете, бейсбольных бит и т.п.) и других предметов материального мира, которые могут быть использованы в качестве оружия любыми лицами (камней, палок, кусков льда, частей различных предметов и т.п.), т.к. военные кинжалы, сабли и иные подобные виды холодного оружия находятся в свободном обороте, если они не отнесены к оружию, имеющему культурную ценность, либо к охотничьему, казачьему, национальному российскому, боевому или запрещенному к обороту в РФ холодному оружию. При этом кортики, стилеты и шпаги могут быть отнесены только к оружию, имеющему культурную ценность, или оружию, не предусмотренному ФЗ Об оружии, а иностранные национальные ножи, кинжалы, сабли, шашки и иные виды национального холодного оружия, соответствующие российским критерия холодного оружия, не могут быть отнесены к холодному клинковому оружию, предназначенному для ношения с национальными костюмами народов РФ, если они предназначены для ношения с национальными костюмами народов других государств (грузинские, азербайджанские, иранские и другие кинжалы и т.п.) или полностью отличаются от национального холодного оружия народов РФ (грузинские (хевсурские) палаши, ножи сикхов (кирпаны), малайские кинжалы (крисы), шотландские кинжалы (дирки) и т.п.). При этом они могут быть отнесены к холодному оружию, имеющему культурную ценность, охотничьему холодному клинковому оружию или оружию, не предусмотренному ФЗ Об оружии, что означает совершенно иные правила их оборота и отсутствие их обязательной регистрации в уполномоченных органах (Росгвардии), при равной степени их опасности с национальным российским холодным оружием и свободно обращаемыми бытовыми предметами.
Национальным или парадным оружием в странах мира являются и виды оружия, не отнесенные к холодному или метательному оружию. При этом установление ограничений на их оборот не всегда зависит, но должно зависеть от их поражающей способности и возможности обеспечения безопасности их использования в культурных или образовательных целях либо для исполнения воинских и иных допускаемых международным и национальным законодательством ритуалов. Поэтому необходимы отмена ограничений на оборот таких видов оружия, не имеющих большей поражающей способности, чем многие виды бытовых предметов или иных предметов, законодательно не отнесенных к оружию и упорядочивание минимальных критериев различных видов оружия и ограничений на их оборот в различных законных целях.
По уголовным делам о незаконном обороте оружия, не предусмотренного ФЗ Об оружии, и не ограниченного в обороте международными договорами РФ, часто выносятся обвинительные приговоры, что противоречит ФЗ Об оружии, учитывая отсутствие в деянии события преступления, т.к. сбыт и изготовление такого холодного оружия всегда являются законными и, как правило, не представляют общественной опасности.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.06.2014 №18-П, вынесенным по уголовному делу о покушении на незаконный сбыт двух кортиков Веймарской республики, был декриминализирован незаконный сбыт только холодного оружия, имеющего культурную ценность, поэтому незаконный сбыт других видов холодного оружия и оружия, имеющего культурную ценность, а также иной криминализированный их незаконный оборот не декриминализированы.
Критерии холодного оружия являются избыточными и трудноустанавливаемыми, учитывая возможность нанесения смертельных телесных повреждений при применении в качестве оружия большинства бытовых ножей, топоров и других острых или тупых предметов, не соответствующих критериям холодного оружия, и наличие высокой проникающей способности (удельной кинетической энергии) у любого острого предмета (ножа, ножниц и др.) или предмета, имеющего небольшую площадь поперечного сечения (иглы, булавки, шила, гвоздя и др.), при любой силе удара, в особенности, если кинетическая энергия удара превышает 20 или 50 Дж (удельная кинетическая энергия превышает 0,5 и 1,5 Дж при кинетической энергии предметов, имеющих диаметр боевой части до 1 – 3 мм, составляющей не более 0,5, 3 или 7,5 Дж).
Получение лицензии на коллекционирование оружия необходимо с 2018 года гражданину РФ для приобретения холодного оружия, имеющего культурную ценность, в любом количестве, но гражданину РФ, приобретающему и хранящему холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с национальными костюмами народов РФ или казачьей формой, с 1997 года данная лицензия необходима только для приобретения данного оружия в количестве более пяти единиц в качестве дополнительной лицензии, дающей право на приобретение, хранение, передачу, сбыт и иной оборот данного холодного оружия, но не на его ношение.
Это не соответствует степени опасности холодного оружия и требует внесения изменений в ФЗ Об оружии.
Следует отметить, что выделение холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов РФ или казачьей формой, в отдельный вид гражданского оружия и его отнесение к оружию не является исторически и юридически правильным, поскольку все виды данного оружия можно отнести к оружию, имеющему культурную ценность, учитывая сходство современных образцов данного оружия со старинными его образцами и его использование именно для сохранения исторических традиций России, а не для боевого применения. При этом предназначение данного оружия именно для ношения с национальными костюмами или форменной одеждой, а не для поражения цели или подачи сигналов, противоречит определению оружия, указанному в ст. 1 ФЗ Об оружии, что дает основание для его отнесения к предметам, не являющимся оружием. Подобная ситуация имеет место в отношении оружия, имеющего культурную ценность, и других видов оружия, используемых в культурных и образовательных целях, в соответствии со ст. 1 и 3 ФЗ Об оружии.
Холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с национальными костюмами народов РФ или казачьей формой, было отнесено к отдельному виду гражданского оружия со дня вступления в силу ФЗ Об оружии (с 1 июля 1997 года), а оружие, имеющее культурную ценность, и другие виды оружия, используемые в культурных и образовательных целях, были отнесены к отдельному виду гражданского оружия в ФЗ Об оружии только с 24 июля 2012 года. Поэтому отнесение к отдельному виду гражданского оружия холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов РФ или казачьей формой, во многом утратило актуальность и создает сложности при его отграничении от холодного оружия, имеющего культурную ценность, и копий или реплик антикварного холодного оружия, в особенности, учитывая наличие признаков культурных и образовательных целей в предназначении такого холодного оружия только для ношения с национальными костюмами народов РФ или казачьей формой.
До 1 июля 1997 года холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с национальными костюмами народов РФ или казачьей формой, не являлось отдельным видом оружия. При этом оружие, не предусмотренное Законом РФ Об оружии 1993г., могло использоваться только в целях коллекционирования или имитации его применения в случаях, предусмотренных законодательством РФ, а в частных коллекциях допускалось хранение без разрешения оружия, производство выстрела из которого исключено. Правила коллекционирования оружия распространялись на оружие, не предусмотренное Законом РФ Об оружии, до вступления в силу ФЗ Об оружии 1 июля 1997 года и были полностью заменены новыми правилами в июле 1998 года, но четкого перечня случаев, в которых допускался оборот данного оружия, предусмотрено не было.
В законодательстве СССР и РФ до 1993 года охотничьи ножи и кинжалы приобретались свободно или по охотничьему билету, национальное и охотничье холодное оружие находилось в обороте без разрешений милиции и специальных ограничений в соответствующих местностях, а оборот метательного оружия не регулировался законодательством, но финские ножи были ограничены к ношению, с 1935 года приобретались и хранились только по разрешениям НКВД, за исключением Карельской АССР, но позднее их приобретение гражданами было запрещено, поэтому они продавались только организациям для вооружения охраны и охотничьего промысла. Ограничения на оборот финских ножей были отменены после исключения большинства их видов из перечня видов холодного оружия экспертными методиками в СССР, РСФСР и РФ. Правила оборота пневматического оружия различались и отличались от правил оборота огнестрельного и холодного оружия, а газовые пистолеты и револьверы могли приобретать только определенные организации до 1992 года, когда были введены разрешения на их приобретение, хранение и ношение гражданами. Подобные правила устанавливались в отношении сигнальных устройств (ракетниц, стартовых пистолетов и т.п.).
В Законе РФ Об оружии 1993г. для приобретения охотничьего холодного оружия, к которому относилось и метательное оружие, было необходимо наличие права на приобретение огнестрельного оружия (лицензии на приобретение огнестрельного оружия). При этом приобретение огнестрельного оружия требовалось только для ношения охотничьего холодного оружия (было необходимо наличие разрешения на хранение и ношение огнестрельного оружия). Иное холодное оружие могло находиться в обороте только в целях коллекционирования или имитации его применения в случаях, предусмотренных законодательством, но для его хранения в коллекции разрешения не требовалось.
Таким образом, до вступления в силу ФЗ Об оружии правила оборота холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов РФ или казачьей формой, отсутствовали, но хранение гражданского и иного холодного оружия, не запрещенного к обороту, допускалось без получения разрешений и не существовало специальных категорий лиц, имеющих право на приобретение казачьего и многих других видов холодного оружия, а охотничье холодное оружие имели право приобретать все граждане, получившие лицензии на приобретение огнестрельного оружия или разрешения на его хранение и ношение.
Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему от 21 июля 1998 года запрещают применение правил приобретения, хранения и сбыта холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов РФ или казачьей формой, к указанному оружию, имеющему культурную ценность, и предусматривают специальный порядок ношения оружия, имеющего культурную ценность, копий или реплик оружия, которое только с 2012 года отнесено к другому виду гражданского оружия – оружию, используемому в культурных и образовательных целях. Поэтому правила приобретения и хранения холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов РФ или казачьей формой, предусмотренные ФЗ Об оружии, не распространяются на указанные виды оружия, имеющие культурную ценность, с 1998 года.
Вышеизложенное указывает на более свободные правила оборота холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов РФ или казачьей формой, до его отнесения к отдельному виду гражданского оружия в ФЗ Об оружии, чем после его включения в перечень видов холодного оружия, предусмотренных ФЗ Об оружии, и на более свободные правила оборота указанного холодного оружия, имеющего культурную ценность, и других видов национального и казачьего холодного оружия, при наличии оснований для отнесения всех видов национального и казачьего холодного оружия к оружию, имеющему культурную ценность, или для исключения из перечня видов оружия всех видов оружия, имеющего культурную ценность, и холодного оружия, предназначенного для ношения с форменной одеждой или костюмами, принадлежностью которых оно является.
В ряде стран СНГ и других стран постсоветского пространства на приобретение охотничьего холодного оружия достаточно получения отдельного разрешения (Туркменистане и др.) или для приобретения части или всех разрешенных видов холодного оружия не требуется получения разрешений и других документов (Молдове, Абхазии (в части приобретения абхазских охотничьих ножей и национальных кинжалов и кавказских шашек в качестве национального холодного оружия), Грузии, Литве, Латвии, Эстонии и др.).
В Абхазии 30 декабря 2020 года был принят Закон Об оружии, вступивший в силу с 1 марта 2021 года, разрешающий приобретение, хранение и ношение без лицензий и разрешений совершеннолетними (не моложе 18 лет) дееспособными гражданами как видов гражданского оружия, приобретаемых в РФ без лицензии, согласно ч. 4 ст. 13 ФЗ Об оружии, так и холодного оружия, предназначенного для ношения с абхазской национальной одеждой (кавказской шашки, кинжала и охотничьего ножа), всех видов оружия, используемых в культурных и образовательных целях, газовых пистолетов и револьверов, огнестрельного оружия ограниченного поражения (пистолета, револьвера и огнестрельного бесствольного устройства, предназначенного для использования патронов травматического действия), сигнального оружия и пневматического оружия с дульной энергией до 10 Дж, а также изготовление гражданами холодного оружия, предназначенного для ношения с абхазской национальной одеждой, с уведомлением уполномоченного в данной сфере органа в установленном порядке.
К оружию, используемому в культурных и образовательных целях в данном Законе отнесены оружие, имеющее культурную ценность, старинное (антикварное) оружие и списанное оружие.
К оружию, имеющему культурную ценность, в данном Законе отнесено оружие, включенное в состав Музейного фонда Республики Абхазия в соответствии с Законом Республики Абхазия от 6 мая 2014 года № 3495-c-V «О музеях и музейном деле».
К старинному (антикварному) оружию в данном Законе отнесено огнестрельное, метательное и пневматическое оружие, изготовленное до 1917 года (за исключением огнестрельного оружия, изготовленного для стрельбы патронами), а также холодное оружие, изготовленное до конца 1945 года.
К списанному оружию в данном Законе отнесено огнестрельное оружие, в каждую основную часть которого внесены технические изменения, исключающие возможность производства выстрела из него или с использованием его основных частей патронами, в том числе метаемым снаряжением, и которое предназначено для использования при осуществлении культурной и образовательной деятельности с возможностью имитации выстрела из него патроном светозвукового действия (охолощенное оружие) или без возможности имитации выстрела из него (учебное оружие) либо для изучения процессов взаимодействия частей и механизмов оружия (разрезное оружие).
Данным Законом ношение оружия определено только как его нахождение на теле или в одежде лица и введено право на приобретение резервистами действующего резерва Вооруженных Сил Республики Абхазия огнестрельного автоматического и иного служебного огнестрельного оружия, боевого ручного стрелкового и холодного оружия в установленном законодательством порядке.
В законодательстве государств и территорий, входивших в состав Российской империи, но не РСФСР, СССР и РФ (Финляндии, Польши и штата Аляска (США)) оборот многих или всех видов холодного оружия не регулируется законодательством и ограничения на их приобретение не установлены, а оборот метательного оружия ограничен не строго и регулируется наравне с оборотом пневматического оружия или разрешен наравне с огнестрельным оружием (в штате Аляска).
В законодательстве Болгарии не регулируется оборот холодного и метательного оружия.
В США ограничения на оборот многих видов холодного оружия отсутствуют, при этом в ряде штатов не установлены ограничения на оборот огнестрельного и иного стрелкового оружия (встречается даже детское оружие, являющееся огнестрельным), а патроны к оружию свободно продаются в различных местах, включая продуктовые магазины и аптеки.
В законодательстве многих зарубежных стран, как правило, предусмотрены обстоятельства, дающие право на приобретение оружия любыми лицами, включая несовершеннолетних (проживание в районах Крайнего Севера, занятие видами стрелкового спорта или охотой, возникновение опасности для жизни, которая может быть устранена применением оружия, согласие родителей на приобретение оружия несовершеннолетним и т.п.). При этом право на приобретение оружия во многих случаях предоставляется лицам, не достигшим возраста 16 лет, а в некоторых странах и штатах США отсутствует возрастное ограничение на приобретение оружия и распространено детское оружие, являющееся огнестрельным оружием (в частности, винтовки Crickett).
В законодательстве Великобритании разрешено приобретение многих видов холодного оружия без лицензии, запрещены только некоторые виды современного холодного оружия (кастеты, сюрикены, трости-шпаги и т.п.) и предусмотрен порядок получения разрешения на гладкоствольное ружье (Shotgun Certificate (SGC)), не содержащий указания на минимальный возраст лица, но запрещающий приобретение патронов к такому оружию лицами, не достигшими возраста 15 лет.

Практический результат

Внесение вышеуказанных изменений будет способствовать соблюдению принципов высшей ценности человека, его прав и свобод, равенства всех перед законом и судом и других основных конституционных принципов, сохранению культурного наследия народов России и мира, а также конкретных культурных ценностей, упорядочиванию правил оборота оружия по степени опасности конкретных его видов и дальнейшей либерализации законодательства.

Решение

Необходима отмена в ФЗ Об оружии лицензирования приобретения и иных ограничений на оборот холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов РФ или казачьей формой, кортиков, состоящих на вооружении в РФ, и других видов парадного или национального холодного и иного оружия, не имеющего большей поражающей способности, чем многие виды бытовых предметов или иных предметов, не отнесенных к оружию, а также оружия, имеющего культурную ценность, исключение данного оружия и оружия, имеющего культурную ценность, из перечня видов оружия и введение в ФЗ Об оружии правила, разрешающего свободное приобретение данных видов оружия любыми лицами.
Наиболее правильным решением данной проблемы является отмена лицензирования приобретения холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов РФ или казачьей формой, и других ограничений на оборот данного и других видов холодного оружия, оружия, имеющего культурную ценность, метательного и иного оружия, не имеющего большей поражающей способности, чем многие виды бытовых предметов и других предметов, не отнесенных к оружию, при введении права на приобретение такого оружия любыми лицами и его исключении из перечня видов оружия.
Для голосования вы должны быть .

Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования

Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 99 936 голосов

64

Против решения: 201 голос

К началу списка инициатив