Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф114863
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости введения в ФЗ Об оружии четких минимальных и максимальных критериев любого оружия с установлением запрета на отнесение к оружию предметов уменьшенных или увеличенных размеров, которые невозможно использовать в качестве оружия

Необходимо введение в ФЗ Об оружии четких минимальных и максимальных критериев огнестрельного и иного оружия с установлением запрета на отнесение к оружию предметов уменьшенных или увеличенных размеров, которые невозможно достаточно эффективно использовать в качестве огнестрельного, метательного, пневматического или иного оружия (уменьшенных или увеличенных в размерах видов ручного или иного стрелкового оружия и других видов оружия, которые невозможно безопасно и правильно использовать в качестве конкретных видов ручного стрелкового оружия, артиллерийских орудий или иного оружия).
При внесении данных изменений необходимо исключение из перечня видов оружия холодного оружия, оружия, имеющего культурную ценность, броскового метательного, сигнального и иного оружия, патронов к оружию и других предметов, не имеющих большей поражающей способности, чем многие виды бытовых предметов, находящихся в свободном обороте для любых лиц, или иных предметов материального мира, доступных любым лицам, либо не предназначенных для поражения цели, либо использование которых для поражения цели запрещено законом, а также решение вопросов: об исключении из перечня видов оружия всех видов гражданского газового или любого нелетального оружия и стрелкового метательного оружия; о декриминализации незаконного оборота огнестрельного оружия и патронов к нему, пороха, а также других предметов и веществ, незаконный оборот которых криминализирован, если он не повлек тяжких последствий или не был сопряжен с совершением насильственных преступлений.
Внесение данных изменений необходимо, учитывая отсутствие минимальных и максимальных критериев многих видов оружия в ФЗ Об оружии, при наличии указанных критериев только части видов оружия (холодного, метательного и огнестрельного) в экспертных методиках и Криминалистических требованиях к гражданскому и служебному оружию, наличие запретов на отнесение к холодному и метательному бросковому оружию их видов, уменьшенных или увеличенных в размерах, учитывая их экспертные критерии, исключающие отнесение к ним уменьшенных (длина клинка ножа не более 90 мм и кинжала - 50 мм, длина рукоятки не более 70 мм и др.) или увеличенных в размерах (длина или иные размеры либо масса ножей, кинжалов, мечей и иного холодного оружия, исключающие его эффективное использование в качестве оружия или удержание в руках человека) видов холодного и метательного броскового оружия, а также на отнесение к метательному стрелковому оружию (лукам и арбалетам, являющимся оружием) его видов, уменьшенных в размерах, учитывая минимальные значения усилий натяжения тетивы (сил дуг) луков и арбалетов, отнесенных к оружию, составляющих более 27 и 43 кгс соответственно, т.е. значения, которые не могут быть достижимы в луках и арбалетах, меньших определенных размеров, меньшую опасность холодного оружия, чем пневматического оружия с дульной энергией не более 7,5 Дж и калибра не более 4,5 мм и сигнального оружия, за незаконный оборот которых отсутствует уголовная ответственность, не большую опасность холодного оружия, чем бытовых предметов, находящихся в свободном обороте, и меньшую опасность пневматического, метательного, газового, списанного и сигнального оружия, чем конструктивно сходных с огнестрельным оружием изделий и предметов, сходных с указанными видами оружия, но к ним не отнесенных, а также введение в ФЗ Об оружии минимальных критериев пневматического оружия (дульная энергия более 3 Дж) и охотничьего стрелкового метательного оружия (луков и арбалетов), т.е. критериев, равных критериям всех видов метательного оружия (натяжение тетивы луков и арбалетов более 27 и 43 кгс соответственно).
К оружию в ст. 1 ФЗ Об оружии отнесены устройства и предметы, предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов. При этом четко не определены минимальные критерии поражающей способности целого ряда видов оружия, включая сигнальное оружие.
Критерии отнесения предметов к огнестрельному, метательному, пневматическому, холодному и иному оружию являются разрозненными, нечеткими и нелогичными, несправедливо разделяя виды оружия и иных предметов по степени опасности и поражающей способности.
К огнестрельному оружию в ст. 1 ФЗ Об оружии отнесено оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда. При этом в экспертной методике и Криминалистических требованиях установлен минимальный критерий огнестрельного оружия – удельная кинетическая энергия огнестрельного устройства, превышающая 0,5 Дж на мм2, т.е. значение являющееся небольшим в сравнении со значениями удельной кинетической энергии многих видов стандартного боевого, охотничьего и иного огнестрельного оружия (до 5 Дж на мм2), других видов стрелкового оружия, иных стреляющих устройств, холодного клинкового оружия и иных острых предметов, большинство из которых находятся в свободном обороте (при их метании с кинетической энергией до 3 или 7,5 Дж либо при нанесении ими ударов с кинетической энергией до 20, 50 или 200 Дж).
При этом установлены равные правила оборота всех видов гражданского, служебного, боевого и иного огнестрельного оружия с удельной кинетической энергией как от 0,5 до 1,5 Дж на мм2, так и до 5, 10 или более Дж на мм2 и с любыми значениями дульной энергии, при которых удельная кинетическая энергия превышает 0,5 Дж на мм2, т.е. на приобретение большинства его видов необходимо получение определенных лицензий, выдаваемых гражданам РФ и иностранным гражданам, получение которых строго ограничено для приобретения огнестрельного нарезного и (или) короткоствольного оружия гражданами РФ, а приобретение ряда его видов запрещено. Виды оружия, правила приобретения которых отсутствуют, могут быть приобретены без лицензии только гражданами РФ, на их приобретение иностранными гражданами необходимо получение специальной лицензии с обязанностью вывоза приобретенного оружия не позднее 10 дней со дня его приобретения, а их приобретение лицами без гражданства запрещено. Виды оружия, не предусмотренные ФЗ Об оружии, могут быть свободно приобретены любыми лицами, но их ношение ограничено положениями ст. 31 Конституции РФ, а их приобретение и продажа могут быть временно ограничены или запрещены в условиях проведения контртеррористической операции, чрезвычайного или военного положения. При этом их оборот может быть ограничен или запрещен международными договорами РФ.
К пневматическому оружию в ст. 1 ФЗ Об оружии отнесено оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии сжатого, сжиженного или отвержденного газа. В ст. 3 и 13 ФЗ Об оружии, а также в Криминалистических требованиях и в ГОСТе Р 51612-2000 «Оружие пневматическое. Общие технические требования и методы испытаний» установлен минимальный критерий пневматического оружия – дульная энергия более 3 Дж. При этом в ч. 7 ст. 222 и ч. 4 ст. 223 УК РФ с 2021 года установлена уголовная ответственность за незаконные сбыт или изготовление пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 Дж.
При этом установлены равные правила оборота всех видов гражданского, боевого и иного пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 или 25 Дж, имеющего любые значения удельной кинетической энергии, и данного оружия с дульной энергией более 3 Дж, имеющего калибр более 4,5 мм и любые значения удельной кинетической энергии, т.е. на приобретение большинства его видов необходимо получение определенных лицензий, выдаваемых гражданам РФ и иностранным гражданам, получение которых возможно в порядке, предусмотренном для получения гражданами РФ лицензий на приобретение охотничьего или спортивного огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия и (или) лицензий на коллекционирования оружия, или в порядке, предусмотренном для получения иностранными гражданами лицензий на приобретение гражданского оружия. Виды пневматического оружия с дульной энергией от 3 до 7,5 Дж и калибра до 4,5 мм, имеющие любые значения удельной кинетической энергии, приобретаются без лицензии совершеннолетними гражданами РФ и иностранными гражданами. При этом, как было указано выше, приобретение и продажа любого оружия могут быть временно ограничены или запрещены в условиях проведения контртеррористической операции, чрезвычайного или военного положения, а любой его оборот может быть ограничен или запрещен международными договорами РФ.
К метательному оружию в ст. 1 ФЗ Об оружии отнесено оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии самим оружием (путем его броска) или снарядом (путем производства выстрела из оружия), метаемыми с использованием мускульной силы человека (бросковое метательное оружие) или механической энергии (стрелковое метательное оружие)). При этом минимальные критерии отнесения предметов к метательному оружию установлены в ст. 3 ФЗ Об оружии, Криминалистических требованиях и экспертной методике только в отношении луков и арбалетов как стрелкового метательного оружия, и в экспертной методике и Криминалистических требованиях - в отношении метательных ножей, сюрикенов и ряда других предметов как видов броскового метательного оружия.
Минимальным критерием луков и арбалетов как метательного оружия является только усилие натяжения тетивы, составляющее более 27 и 43 кгс соответственно, а критерии метательных ножей и иного броскового метательного оружия соответствуют критериям холодного оружия с их дополнением необходимыми для точного метания предметов аэродинамическими характеристиками.
Из положений ст. 3, 6 и 13 ФЗ Об оружии во взаимосвязи с положениями Криминалистических требований и экспертной методики следует, что к стрелковому метательному оружию отнесены только луки и арбалеты, а иные виды пружинных и иных механических стреляющих устройств, включая пружинные пистолеты, ружья и пушки, пружинные стреляющие ножи и катапульты, не могут быть отнесены к метательному стрелковому или бросковому оружию либо к иным видам оружия, если они не соответствуют всем критериям холодного (в особенности, стреляющие ножи или ружья со штыками-ножами, соответствующими критериям холодного оружия) или нелетального оружия (устройства, стреляющие снарядами со слезоточивыми или раздражающими веществами, дистанционные электрошоковые устройства и т.п.).
При этом установлены равные правила оборота всех видов гражданского, боевого и иного метательного оружия, строго ограничивающие оборот всех видов спортивного и охотничьего метательного оружия, а также запрещающие оборот метательного броскового оружия, не являющегося спортивным оружием или оружием, имеющим культурную ценность.
В ФЗ Об оружии и ином законодательстве РФ отсутствуют четкие правила, позволяющие относить к арбалетам баллисты и иные подобные механические метательные орудия, имеющие дугу с тетивой, или запрещающие их отнесение к арбалетам и, следовательно, к метательному оружию, что не исключает их отнесения к арбалетам, но требует законодательного урегулирования, учитывая большую поражающую способность механических метательных орудий, чем луков и арбалетов, являющихся ручным стрелковым метательным оружием, и не большую поражающую способность луков и арбалетов в сравнении с другими ручными механическими метательными устройствами, а также баллист в сравнении с другими видами механических метательных орудий.
При этом существуют предельные максимальные размеры луков, арбалетов, баллист и иных видов оружия или других подобных предметов, а также значения усилий при их заряжании и выстреле из них, превышение которых влечет невозможность их использования человеком в качестве оружия. Поэтому необходимо введение в законодательство РФ указанных размеров и иных величин.
К холодному оружию в ст. ФЗ Об оружии отнесено оружие, предназначенное для поражения цели при помощи мускульной силы человека при непосредственном контакте с объектом поражения. При этом критерии холодного оружия определены только в экспертной методике и ряде ГОСТов, а многие основные его критерии предусмотрены в Криминалистических требованиях в отношении ряда видов гражданского холодного оружия. В экспертной методике предусмотрено множество критериев холодного оружия, определяющих его поражающую способность при нанесении ударов с энергией от 20 до 50 Дж.
В экспертную методику отнесения предметов к холодному оружию входит нанесение определенного количества ударов в сосновую доску и ударов плашмя по бревну с кинетической энергией от 20 до 50 Дж, после которых проверяется глубина проникновения клинка в доску и наличие повреждений или люфта клинка, а энергия броска ножа или иного подобного предмета составляет более 3 Дж и может составлять более 7,5 Дж. При этом критерии отнесения предметов к холодному оружию включают в себя множество характеристик (длину, прочность и твердость клинка (более 25 HRC), длину рукояти (более 70 мм), ее прочность, наличие ограничителя или подпальцевых углублений определенного размера, угол заточки лезвия и тому подобных признаков, несоответствие даже одному из которых исключает отнесение предмета к холодному оружию, но не определяет поражающей способности предмета и его отличий от бытовых и иных предметов материального мира).
При этом установлены строгие правила оборота всех видов гражданского, боевого и иного холодного оружия, строго ограничивающие оборот всех видов гражданского и иного холодного оружия, предусмотренного ФЗ Об оружии.
Существуют предметы, не отнесенные к холодному оружию законодательством РФ, состоящие на вооружении в каких-либо странах мира (мачете, кукри, кинжал без острия Mod, состоящий на вооружении спецназа Канады, штыки, не отнесенные к холодному оружию законодательством РФ, другие подобные предметы и т.п.). В РФ данные предметы не могут быть ограничены как холодное и иное оружие, поэтому они не могут быть отнесены к оружию.
При этом к холодному оружию законодательством РФ и многих других стран постсоветского пространства не отнесены многие виды штыков (в особенности, игольчатые штыки (штыки без рукояток, устанавливаемые на ствол ручного огнестрельного оружия) и все или многие виды багинетов (штыки с рукоятками, которые можно вставить в ствол ручного огнестрельного оружия)), т.к. у них отсутствует рукоятка, удобная для удержания при нанесении удара, и (или) их твердость ниже 25 HRC, либо у них отсутствуют иные признаки холодного оружия.
В ст. 1 ФЗ Об оружии содержатся определения ряда других видов оружия. При этом огнестрельное оружие ограниченного поражения отнесено к отдельному виду оружия, удельная кинетическая энергия которого может как превышать 0,5 Дж на мм2 (при выстреле снарядом травматического действия из указанного гражданского оружия с дульной энергией не более 91 Дж или любым типом снаряда из указанного служебного оружия с дульной энергией не более 150 Дж), так и не превышать данного значения. Газовое оружие предназначено для временного химического поражения цели, а сигнальное оружие предназначено только для подачи световых, звуковых или дымовых сигналов.
Минимальные критерии поражающей способности сигнального, газового оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения и части других видов оружия законодательно не определены. При этом многие предметы, сходные с газовым, травматическим и иным оружием, которые могут иметь большую поражающую способность, чем указанные виды гражданского и (или) служебного оружия, не являющиеся оружием массового поражения, запрещенным международным договором РФ (баллончики против животных, газовые спецсредства МВД, травматические пистолеты, ружья и другие устройства, не имеющие в стволе ограничителя, не отнесенные к огнестрельному оружию, имеющие дульную энергию как менее, так и более 150 Дж, резиновые дубинки (палки) и др.), а также списанное и спортивное холодное оружие, не отнесены к оружию положениями ФЗ Об оружии, Криминалистических требований к гражданскому и служебному оружию и экспертных методик.
При этом в ФЗ Об оружии и ином законодательстве РФ отсутствуют специальные правила оборота и ограничения и (или) запреты на снаряжение патронов, снарядов и конкретных видов оружия, конструктивно сходных с оружием изделий и иных предметов сильнодействующими, ядовитыми и другими подобными опасными веществами и оборот таких оружия, патронов, снарядов и других предметов.
Уменьшенные копии различных образцов оружия, являющееся настоящим холодным или огнестрельным оружием уменьшенных размеров, препятствующих их эффективному использованию в качестве оружия, были разрешены к свободному обороту в законодательстве Российской империи и многих других стран до начала или середины 20-го века, учитывая наличие в свободном обороте целого ряда других видов оружия (детского оружия, отнесенного к оружию, многих или всех видов холодного оружия, многих видов огнестрельного оружия и др.).
При этом некоторые виды холодного и иного оружия (в особенности, оружия, имеющего культурную ценность), уменьшенного в размерах, или имеющего рукоятки уменьшенных размеров (в особенности, кинжалов и иных подобных предметов с рукоятками длинной менее 70 или 50 мм), не отнесены к детскому оружию или миниатюрным копиям оружия и являлись боевым, охотничьим, спортивным, парадным, национальным или иным оружием, т.к. люди в прошлом имели меньшие рост и размеры рук, чем современные люди (военные и иные кинжалы, шпаги, мечи, катары (кутары (индийские кинжалы тычкового типа (с перпендикулярным клинку расположением рукоятки))) и др.), или данное оружие изготавливалось в странах, в которых люди имеют меньшие рост и размеры рук, чем современные люди в России и части других стран мира, либо уменьшенные размеры оружия или рукояток связаны с особенностями его использования, обычаями или традициями конкретных стран или их отдельных территорий (кавказские национальные кинжалы с короткими рукоятками, часть видов багинетов и иных штыков, имеющих рукоятки, метательных ножей и др.).
В законодательстве части стран мира и штатов США не ограничено приобретение многих видов оружия, включая все виды детского оружия. При этом в законодательстве Норвегии предусмотрено право на приобретение огнестрельного оружия детьми, достигшими возраста 10 лет, в целях занятий стрелковым спортом, а в северных регионах Норвегии законодательством предусмотрено обязательное ношение винтовок детьми в возрасте не моложе 7 лет, учитывая опасность нападения полярных медведей.
Детское оружие, являющееся настоящим холодным или огнестрельным оружием уменьшенных размеров, было разрешено к свободному обороту в законодательстве Российской империи и многих других стран до начала или середины 20-го века.
В законодательстве СССР долгое время не ограничивался оборот части видов оружия, включая гладкоствольные охотничьи ружья (до 1940 года и с 1953 по 1959 год) и малокалиберные винтовки (до 1938 года и с 1954 по 1956 год), и не было ограничено хранение огнестрельного оружия, изготовленного до 1870 года.
Уменьшенные копии холодного оружия, имеющие размеры, препятствующие их правильному и безопасному удержанию в руке и эффективному использованию в качестве оружия, не относятся к оружию, учитывая положения действующей экспертной методики, относящие к холодному оружию предметы, имеющие длину рукояти более 70 мм, геометрические параметры, позволяющие использовать его в качестве оружия, и соответствующие всем критериям холодного оружия, отсутствие одного из которых исключает их отнесение к оружию.
Уменьшенные копии других видов оружия могут быть отнесены к оружию, если они соответствуют всем критериям, позволяющим безопасно их использовать в качестве оружия, и имеют установленные экспертными методиками минимальные характеристики конкретных видов оружия (дульная энергия более 3 Дж для отнесения к пневматическому оружию предметов, сходных с ним, натяжение тетивы луков более 27 или 43 кгс соответственно - для отнесения к метательному оружию луков и арбалетов, удельная кинетическая энергия более 0,5 Дж на мм2 - для отнесения к огнестрельному оружию предметов, сходных с ним). Поэтому многие из уменьшенных копий различных видов оружия, имеющих размеры, препятствующие их эффективному использованию в качестве оружия, не могут быть отнесены к оружию и все их виды не могут иметь удельную кинетическую энергию, значительно превышающую 0,5 Дж на мм2.
Детское оружие и уменьшенные копии оружия, изготовленные в прошлом, отнесены к антикварному оружию или иному оружию, имеющему культурную ценность, или копиям либо репликам старинного (антикварного) оружия, но правила их оборота как отдельного вида оружия в ФЗ Об оружии отсутствуют. При этом холодное оружие, имеющее культурную ценность, старинное (антикварное) оружие и его копии либо реплики с 1 января 2018 года приобретаются по лицензиям на коллекционирование оружия, выдаваемой гражданам РФ, достигшим возраста 14 лет. Правила оборота других видов оружия, имеющих культурную ценность, за исключением правил их ношения, торговли ими и ряда других правил их оборота, в ФЗ Об оружии и других законодательных актах РФ не предусмотрены. При этом использование оружия, имеющего культурную ценность, для поражения цели или иным способом, его повреждающим, не связанным с его коллекционированием, экспонированием и хранением запрещено ст. 24 ФЗ Об оружии, а повреждение или уничтожение культурных ценностей запрещено ст. 243 УК РФ, что затрудняет проведение криминалистических экспертиз оружия, имеющего культурную ценность, в целях определения его принадлежности к конкретным видам оружия, поэтому требуется исключение всех видов указанного оружия из перечня видов оружия или отнесение к оружию в ФЗ Об оружии любых предметов, используемых в качестве оружия.
Оружие, имеющее культурную ценность, с 1 января 2018 года может не соответствовать криминалистическим требованиям, несоответствие которым иных видов оружия означает их запрет к обороту, учитывая положения ст. 6 ФЗ Об оружии, но виды запрещенного к обороту оружия указаны не только в криминалистических требованиях, но и в ст. 6 ФЗ Об оружии.
Виды детского оружия и уменьшенных копий других видов оружия, не имеющие культурной ценности, могут быть отнесены к гражданскому оружию, не отнесенному к оружию, имеющему культурную ценность (оружию самообороны, охотничьему или спортивному оружию либо к сигнальному оружию или иным предметам, которые могут быть отнесены к оружию экспертными критериями и сертифицированы в качестве определенного вида гражданского оружия), оружию, не предусмотренному ФЗ Об оружии, или оружию, запрещенному к обороту на территории РФ, в зависимости от их характеристик, что не отвечает их целевому назначению, а сложность их изготовления и их незначительное количество указывают на возможность отнесения всех их видов к оружию, имеющему культурную ценность, или другим культурным ценностям.
Детское холодное клинковое оружие, учитывая положения действующей экспертной методики, может быть отнесено к оружию, если оно имеет длину рукояти более 70 мм, геометрические параметры, позволяющие использовать его в качестве оружия, и соответствует всем критериям холодного оружия, отсутствие одного из которых исключает его отнесение к оружию.
Другие виды детского оружия могут быть отнесены к оружию, если они соответствуют всем критериям, позволяющим безопасно их использовать в качестве оружия, и имеют установленные экспертными методиками минимальные характеристики конкретных видов оружия (натяжение тетивы луков более 27 или 43 кгс соответственно - для отнесения к метательному оружию луков и арбалетов, удельная кинетическая энергия более 0,5 Дж на мм2 - для отнесения к огнестрельному оружию предметов, сходных с ним).
В ст. 6 ФЗ Об оружии содержатся запреты на оборот в качестве гражданского и служебного оружия, включающие запреты на оборот:
огнестрельного длинноствольного оружия с емкостью магазина (барабана) более 10 патронов, за исключением спортивного оружия, имеющего длину ствола или длину ствола со ствольной коробкой менее 500 мм и общую длину оружия менее 800 мм, а также имеющего конструкцию, которая позволяет сделать его длину менее 800 мм и при этом не теряется возможность производства выстрела;
огнестрельного оружия, которое имеет форму, имитирующую другие предметы;
огнестрельного гладкоствольного оружия, изготовленного под патроны к огнестрельному оружию с нарезным стволом;
метательного броскового оружия, кистеней, кастетов и других специально приспособленных для использования в качестве оружия предметов ударно-дробящего и метательного действия, за исключением спортивных снарядов и указанных предметов, имеющих культурную ценность и используемых в культурных и образовательных целях;
оружия и патронов к нему, имеющих технические характеристики, не соответствующие криминалистическим требованиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений, за исключением оружия, имеющего культурную ценность, в том числе старинного (антикварного) оружия, копий старинного (антикварного) оружия и реплик старинного (антикварного) оружия;
электрошоковых устройств и искровых разрядников, имеющих выходные параметры, превышающие величины, установленные в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, законодательством РФ о стандартизации и соответствующие нормам федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, а также указанных видов оружия, произведенных за пределами территории РФ;
холодного клинкового оружия и ножей, клинки и лезвия которых либо автоматически извлекаются из рукоятки при нажатии на кнопку или рычаг и фиксируются ими, либо выдвигаются за счет силы тяжести или ускоренного движения и автоматически фиксируются, при длине клинка и лезвия более 90 мм, за исключением холодного оружия, имеющего культурную ценность, в том числе старинного (антикварного) холодного оружия, копий старинного (антикварного) холодного оружия и реплик старинного (антикварного) холодного оружия.
Таким образом, если детское оружие или уменьшенные копии оружия, как имеющие, так и не имеющие культурной ценности, являются длинноствольным огнестрельным оружием (ружьем, карабином, винтовкой и т.п.), имеющим общую длину менее 800 мм и длину ствола со ствольной коробкой менее 500 мм, либо гладкоствольным огнестрельным оружием, изготовленным под патроны к огнестрельному оружию с нарезным стволом, или оружием, форма которого имитирует другие предметы, либо которое запрещено к обороту по иным основаниям (полностью автоматическое огнестрельное оружие, огнестрельное оружие, имеющее емкость магазина более 10 патронов, но не отнесенное к спортивному оружию, и т.п.), то оно относится к запрещенному оружию, поскольку данные запреты указаны в ст. 6 ФЗ Об оружии, а не в криминалистических требованиях.
При этом отсутствуют четкие критерии отличия длинноствольного огнестрельного оружия, имеющего общую длину менее 800 мм и длину ствола со ствольной коробкой менее 500 мм, от короткоствольного огнестрельного оружия и запреты на использование патронов к короткоствольному огнестрельному оружию (патронов к гладкоствольным или нарезным пистолетам или револьверам) в длинноствольном огнестрельном оружии или патронов к длинноствольному огнестрельному оружию (патронов к гладкоствольным или нарезным ружьям, карабинам и винтовкам) в короткоствольном огнестрельном оружии, а также четкие критерии отличия патронов к ряду видов нарезного огнестрельного оружия от патронов к подобным видам огнестрельного гладкоствольного оружия (унитарных патронов, исторически использовавшихся как в гладкоствольном, так и в нарезном огнестрельном оружии, патронов к огнестрельному оружию типа «Парадокс» и «Ланкастер», являвшихся в СССР и РФ до 2022 года патронами только к огнестрельному гладкоствольному длинноствольному оружию, и являющихся патронами к огнестрельному гладкоствольному длинноствольному оружию, не отнесенному к огнестрельному оружию со сверлоками «Парадокс» и «Ланкастер» (любому огнестрельному гладкоствольному оружию под указанные патроны, не имеющему сверловки ствола «Парадокс» или «Ланкастер», включая карабины и ружья с насадками на стволы, имеющими нарезы), но внешне сходными с патронами к нарезным карабинам, винтовкам, пистолетам и револьверам, части видов патронов Флобера и других подобных им патронов, патронов, которых объединены пуля и гильза, патронов с гильзами, частично или полностью сгорающими при выстреле, безгильзовых патронов (патронов со спрессованным взрывчатым веществом вместо гильзы), патронов, не являющихся унитарными (патронов к старинному (антикварному) огнестрельному оружию, его копиям или репликам либо к иному огнестрельному дульнозарядному оружию)), и др.).
В ФЗ Об оружии и подзаконных актах отсутствуют ограничения или запреты на оборот какого-либо оружия людьми очень невысокого роста (карликами и лилипутами) или людьми, имеющими различные физические недостатки, не связанные со зрением, и специальные правила оборота ими огнестрельного и иного оружия. Отсутствуют и ограничения или запреты на оборот, а также правила оборота какого-либо оружия людьми очень высокого роста (выше 200, 220 или 250 см).
При этом любое оружие длиной от 800 мм является достаточно длинным для владельца ростом ниже 150, 140, 120 или 100 см и может быть очень коротким для владельца ростом выше 200, 220, 240 или 250 см, а слишком маленькие или большие размеры рук могут делать правильное и безопасное использование по назначению огнестрельного, пневматического, холодного или иного оружия очень затруднительным.
Поэтому проблема допуска в гражданский оборот короткого длинноствольного оружия, всех видов детского оружия и иного оружия уменьшенных размеров является актуальной проблемой законодательства РФ, которая может быть решена путем их включения в перечень видов гражданского и иного не запрещенного к обороту оружия и приравнивания их по правилам оборота к другим соответствующим видам оружия (оружия самообороны, охотничьего, спортивного и иного оружия).
При этом всегда существуют образцы оружия излишне меленькие или большие для любых людей, что требует отдельного регулирования их оборота и их исключения из перечня видов оружия по причине невозможности их эффективного, правильного и безопасного использования в качестве оружия и наличия у них иного назначения (коллекционного, церемониального, производственного и др.).
Огнестрельное оружие в части стран мира может быть отнесено к оружию при удельной кинетической энергии не более 0,5 Дж на мм2 (как правило, в зависимости от критериев минимальной дульной энергии, составляющей от 0,5 или 1 Дж до 20 или 24,2 Дж, либо при установлении меньшего значения удельной кинетической энергии (например, в КНР 1,8 Дж на см2) при любых значениях дульной энергии стреляющих устройств различных калибров), но в США, Германии и ряде других стран необходимо достижение значений удельной кинетической энергии, превышающих 0,5 или 0,785 Дж на мм2).
Критерии отнесения предметов к огнестрельному оружию в РФ, многих странах СНГ и ряде других стран мира фактически позволяют признавать им миниатюрные огнестрельные пистолеты, ружья и т.п. предметы калибров до 2,8 или 4,5 мм с дульными энергиями до 3 или 7,5 Дж и удельными кинетическими энергиями более 0,5 Дж на мм2 (в частности, австро-венгерский миниатюрный пистолет «Колибри» калибра 2,7 или 3 мм с дульной энергией 4 Дж), но исключают признание им огнестрельных пистолетов, ружей, автоматы, пушки и т.п. предметы калибров более 11, 20 или 40 мм с дульными энергиями более 25, 50 или 100 Дж, удельными кинетическими энергиями не более 0,5 Дж на мм2 (в частности, не является огнестрельным оружием капсюльный карманный пистолет «Дерринджер» калибра 11,4 мм с дульной энергией 32 Дж и удельной кинетической энергией 0,32 Дж на мм2 (из такого пистолета в 1865 году был смертельно ранен в голову президент США А. Линкольн, умерший на следующий день после ранения. При этом он не является каким-либо оружием, поэтому его оборот не ограничен)).
Во многих других странах мира пистолет с дульной энергией 32 Дж может быть отнесен к огнестрельному оружию, если он соответствует всем критериям огнестрельного оружия, а пистолет с дульной энергией 4 Дж не является огнестрельным или иным оружием в Германии, Венгрии, Швеции и многих других странах мира.
В настоящее время встречаются отдельные уголовные дела о незаконном обороте миниатюрного огнестрельного оружия и несправедливые приговоры к строгим уголовным наказаниям, предусмотренным за незаконный оборот огнестрельного оружия в ст. 222 и 223 УК РФ, указывающие на необходимость введения правил его оборота. В частности, приговором Мещанского районного суда 18 июня 2018 года (приговор официально опубликован на сайте «mos-gorsud.ru») В.К. Пчелкин, являющийся генеральным директором фирмы, занимающейся производством и реализацией миниатюрных копий огнестрельного оружия, был осужден за незаконный сбыт копии автомата АКМ, уменьшенной в 2 раза, отнесенной к гладкоствольному короткоствольному огнестрельному оружию, и незаконный оборот копий пистолетов, винтовок и ряда других видов огнестрельного оружия, отнесенных к гладкоствольному огнестрельному оружию, ответственность за незаконные действия с которым предусмотрена ч. 1, 2 или 3 ст. 222 и 223 УК РФ, к наказанию, являющемуся крайне строгим даже по отношению к лицам, совершающим незаконный оборот наиболее опасных видов современного боевого огнестрельного оружия и боеприпасов - 6 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима и со штрафом в размере 300000 рублей.
В апелляционной инстанции Московским городским судом было исключено обвинение в совершении ряда незаконных действий, а назначенное наказание было снижено до 3 лет и 3 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима и со штрафом в размере 230000 рублей (судебное решение официально опубликовано на сайте «mos-gorsud.ru»).
Данное наказание также является излишне строгим, поскольку лицам, совершившим незаконный оборот гражданского, служебного, боевого или запрещенного огнестрельного оружия и различных видов боеприпасов, по ч. 1, 2 или 3 ст. 222 и 223 УК РФ, как правило, назначаются такие наказания, как: штраф, ограничение свободы или условное лишение свободы на сроки, не превышающие 1 или 2 лет.
Более того, назначение наказания в виде лишения свободы условно или реального лишения свободы на сроки не более 3 лет распространено по делам о различных тяжких насильственных преступлениях и о других преступлениях, повлекших тяжкие последствия, за которые допускается назначение наказания условно или ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей нормой Особенной части УК РФ, что свидетельствует о необходимости упорядочивания судебной практики путем внесения изменений в законодательство, поскольку назначение условных и других наказаний, не являющихся достаточно строгими, в случае их назначения за тяжкие насильственные преступления, законодательно допускается за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ), убийство (ст. 105 УК РФ) и многие другие тяжкие и особо тяжкие преступления.
При смягчении наказания суд учел, как смягчающие обстоятельства, наличие у осужденного тяжелых хронических заболеваний и государственных наград, но наказание осталось излишне строгим, не учитывающим как возраст осужденного (старше 60 лет), так и меры наказания, назначение которых распространено в судебной практике по делам о незаконном обороте действительно опасного боеспособного огнестрельного оружия и боеприпасов и делам о совершении различных ненасильственных и насильственных преступлениях различной категории тяжести.
Сам обвинительный приговор является незаконным, подлежащим отмене как незаконный и несправедливый приговор, учитывая положения норм УПК РФ, поскольку на копии огнестрельного оружия и патронов имелись сертификаты, указывающие на их отнесение не к оружию, а к другим предметам, имеющим дульную энергию не более 3 Дж, т.е. энергию, при которой невозможно достижение минимального значения удельной кинетической энергии огнестрельного оружия (кинетической энергии снаряда на расстоянии 1 м от дульного среза), равного 0,5 Дж на мм2, при данном калибре. Калибр указанного миниатюрного оружия составляет не более 4 мм, т.е. является меньшим, чем распространенные калибры огнестрельного и пневматического оружия, что и указывает на небольшую дульную энергию, являющуюся недостаточной для их отнесения к огнестрельному оружию. На производство и торговлю оружием и на другие действия с ним, также имелись соответствующие документы, поэтому все действия с предметами, указанными в приговоре, были законными, что должно было повлечь вынесение оправдательного приговора. Доказанное обвинение в незаконном обороте уменьшенных копий огнестрельного оружия, отнесенных к оружию по удельной энергии, но неудобных в использовании, и других видов огнестрельного оружия, имеющих минимальную удельную энергию или иным образом уступающих в поражающей способности распространенным его видам, также должно влечь вынесение оправдательного приговора, учитывая положения ч. 2 ст. 14 УК РФ о том, что малозначительное деяние, не представляющее общественной опасности, не является преступлением.
Для исключения возможности вынесения подобных приговоров в отношении лиц, совершающих различные действия, не являющиеся незаконными или общественно опасными, с оружием или сходными с ним предметами, необходимо не только введение правил оборота уменьшенных копий оружия, разрешающих их свободный оборот и устанавливающих менее значительные ограничения на оборот копий, являющихся оружием, удобным в использовании, чем на оборот более опасного оружия, но и четкое распределение по степени опасности ограничений на оборот различных видов оружия и их отграничение от предметов, не являющихся оружием, включающее исключение из перечня видов оружия сигнального и списанного оружия и отмену ограничений на оборот всех видов холодного оружия, а также решение вопроса об исключении части или всех видов холодного оружия из перечня видов оружия, учитывая их не большую опасность, чем распространенных бытовых предметов.

Практический результат

Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека и гражданина, противодействию коррупции и упорядочиванию правовых норм ФЗ Об оружии и иного законодательства РФ.

Решение

Необходимо введение в ФЗ Об оружии четких минимальных и максимальных критериев огнестрельного и иного оружия с установлением запрета на отнесение к оружию предметов уменьшенных или увеличенных размеров, которые невозможно достаточно эффективно использовать в качестве огнестрельного, метательного, пневматического или иного оружия (уменьшенных или увеличенных в размерах видов ручного или иного стрелкового оружия и других видов оружия, которые невозможно безопасно и правильно использовать в качестве конкретных видов ручного стрелкового оружия (пистолетов, револьверов, ружей, карабинов, винтовок, пистолетов-пулеметов, автоматов (штурмовых винтовок), пулеметов, подствольных и иных ручных гранатометов, луков, арбалетов и др.), артиллерийских орудий (минометов, пушек, баллист и иных подобных огнестрельных, пневматических, метательных (механических) или других артиллерийских орудий) или иного оружия (электрошоковых, аэрозольных, световых, звуковых и других устройств, отнесенных к нелетальному или сигнальному оружию, либо к другим видам оружия, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, метательных ножей, бумерангов и иных видов метательного броскового оружия (до исключения всех видов данного метательного оружия из перечня видов оружия), кинжалов, мечей и иных видов холодного оружия (до исключения всех видов холодного оружия из перечня видов оружия))).
При внесении данных изменений необходимо исключение из перечня видов оружия холодного оружия, оружия, имеющего культурную ценность, броскового метательного, сигнального и иного оружия, патронов к оружию и других предметов, не имеющих большей поражающей способности, чем многие виды бытовых предметов, находящихся в свободном обороте для любых лиц, или иных предметов материального мира, доступных любым лицам, либо не предназначенных для поражения цели, либо использование которых для поражения цели запрещено законом, и введение в ФЗ Об оружии правил оборота всех видов артиллерийских орудий, боеприпасов к ним и других видов боеприпасов повышенной мощности, регулирующих их безопасные хранение, использование и иной оборот в различных не противоречащих законодательству целях, а также решение вопросов: об исключении из перечня видов оружия всех видов гражданского газового или любого нелетального оружия и стрелкового метательного оружия; о декриминализации незаконного оборота огнестрельного оружия и патронов к нему, пороха, а также других предметов и веществ, незаконный оборот которых криминализирован, если он не повлек тяжких последствий или не был сопряжен с совершением насильственных преступлений.
Для голосования вы должны быть .

Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования

Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 99 921 голос

79

Против решения: 171 голос

К началу списка инициатив