Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф115072
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости введения в законодательство РФ четких минимальных критериев опасных предметов и исключения из перечня видов опасных предметов нелетальных и иных предметов, не представляющих высокой степени опасности

Необходимо введение в законодательство РФ четких минимальных критериев опасных предметов, способных причинить тяжкий вред здоровью при однократном их использовании, правил их оборота, соответствующих степени их поражающей способности, и четких минимальных критериев мер административной и уголовной ответственности, а также мер наказаний за их незаконный оборот, и исключение из перечня видов опасных предметов холодного оружия, оружия, имеющего культурную ценность, броскового метательного, сигнального и иного оружия, патронов к оружию и других предметов, не имеющих большей поражающей способности, чем многие виды бытовых предметов, находящихся в свободном обороте для любых лиц, или иных предметов материального мира, доступных любым лицам, либо не предназначенных для поражения цели, либо использование которых для поражения цели запрещено законом, а также решение вопросов: об исключении из перечня видов оружия всех видов гражданского газового или любого нелетального оружия и стрелкового метательного оружия; о декриминализации незаконного оборота огнестрельного оружия и патронов к нему, пороха, сильнодействующих веществ, а также других предметов и веществ, незаконный оборот которых криминализирован, если он не повлек тяжких последствий или не был сопряжен с совершением насильственных преступлений; об отмене лишения свободы и других наказаний, связанных с лишением свободы, за незаконный оборот предметов и веществ, не повлекший причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью или смерти человеку; об отмене сроков лишения свободы, превышающих 2 года, или более строгих наказаний за их незаконный оборот, не сопряженный с убийством или умышленным причинением тяжкого вреда здоровью человека, истязаниями, пытками или другими подобными опасными насильственными преступлениями; об отмене пожизненного лишения свободы и сроков лишения свободы, превышающих 10 лет, за любые преступления, не являющиеся квалифицированными убийствами, умышленным причинением наиболее тяжкого вреда здоровью человека, делающего человека беспомощным, умышленным причинением тяжкого вреда здоровью человека, совершенным с особой жестокостью, или в отношении многих людей, и другими подобными наиболее тяжкими преступлениями, сопряженные с убийствами или умышленным причинением тяжкого вреда здоровью; об отмене административного ареста и исключении административной ответственности за незаконный оборот предметов и веществ или за любые правонарушения, не причинившие вреда, указывающего на наличие в них какой-либо опасности.

Внесение данных изменений необходимо, учитывая отсутствие минимальных критериев многих видов оружия в ФЗ Об оружии и минимальных критериев целого ряда других предметов в законодательстве РФ, при наличии указанных критериев только части видов оружия (холодного, метательного и огнестрельного) и других предметов в экспертных методиках и Криминалистических требованиях к гражданскому и служебному оружию, а также в ряде других нормативно-правовых актов РФ, меньшую опасность холодного оружия, чем пневматического оружия с дульной энергией не более 7,5 Дж и калибра не более 4,5 мм и сигнального оружия, за незаконный оборот которых отсутствует уголовная ответственность, не большую опасность холодного оружия, чем бытовых предметов, находящихся в свободном обороте, и меньшую опасность пневматического, метательного, газового, списанного и сигнального оружия, чем конструктивно сходных с огнестрельным оружием изделий и предметов, сходных с указанными видами оружия, но к ним не отнесенных, а также введение в ФЗ Об оружии минимальных критериев пневматического оружия (дульная энергия более 3 Дж) и охотничьего стрелкового метательного оружия (луков и арбалетов), т.е. критериев, равных критериям всех видов метательного оружия (натяжение тетивы луков и арбалетов более 27 и 43 кгс соответственно), наличие в законодательстве РФ очень малых значений минимального количества ограниченных или запрещенных к обороту веществ, превышение которого влечет уголовную ответственность за их незаконный оборот (0,01, 0,001 г. или меньшего количества данных веществ), и отсутствие минимального количества многих видов указанных веществ, превышение которого влечет уголовную ответственность за их незаконный сбыт или иной незаконный оборот в целях сбыта, либо отсутствие минимального количества части видов данных веществ во всех случаях их незаконного оборота, означающее наличие уголовной ответственности за их незаконный оборот в любом количестве, если он не является малозначительным деянием (ч. 2 ст. 14 УК РФ).

К оружию в ст. 1 ФЗ Об оружии отнесены устройства и предметы, предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов. При этом четко не определены минимальные критерии поражающей способности целого ряда видов оружия, включая сигнальное оружие.

Критерии отнесения предметов к огнестрельному, метательному, пневматическому, холодному и иному оружию являются разрозненными, нечеткими и нелогичными, несправедливо разделяя виды оружия и иных предметов по степени опасности и поражающей способности.

К огнестрельному оружию в ст. 1 ФЗ Об оружии отнесено оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда. При этом в экспертной методике и Криминалистических требованиях установлен минимальный критерий огнестрельного оружия - удельная кинетическая энергия огнестрельного устройства, превышающая 0,5 Дж на мм2, т.е. значение являющееся небольшим в сравнении со значениями удельной кинетической энергии многих видов стандартного боевого, охотничьего и иного огнестрельного оружия (до 5 Дж на мм2), других видов стрелкового оружия, иных стреляющих устройств, холодного клинкового оружия и иных острых предметов, большинство из которых находятся в свободном обороте (при их метании с кинетической энергией до 3 или 7,5 Дж либо при нанесении ими ударов с кинетической энергией до 20, 50 или 200 Дж).

При этом установлены равные правила оборота всех видов гражданского, служебного, боевого и иного огнестрельного оружия с удельной кинетической энергией как от 0,5 до 1,5 Дж на мм2, так и до 5, 10 или более Дж на мм2 и с любыми значениями дульной энергии, при которых удельная кинетическая энергия превышает 0,5 Дж на мм2, т.е. на приобретение большинства его видов необходимо получение определенных лицензий, выдаваемых гражданам РФ и иностранным гражданам, получение которых строго ограничено для приобретения огнестрельного нарезного и (или) короткоствольного оружия гражданами РФ, а приобретение ряда его видов запрещено.

Виды оружия, правила приобретения которых отсутствуют, могут быть приобретены без лицензии только гражданами РФ, а приобретение иностранными гражданами данных и многих других видов гражданского оружия ограничено, т.к. им необходимо получение специальной лицензии, выдаваемой на основании ходатайств дипломатических представительств их государств, действующей не более 10 дней со дня приобретения оружия, т.е. до истечения срока его вывоза из РФ.

Виды оружия, не предусмотренные ФЗ Об оружии, могут быть свободно приобретены любыми лицами, но их ношение ограничено положениями ст. 31 Конституции РФ, а их приобретение и продажа могут быть временно ограничены или запрещены в условиях проведения контртеррористической операции, чрезвычайного или военного положения. При этом их оборот может быть ограничен или запрещен международными договорами РФ.

К пневматическому оружию в ст. 1 ФЗ Об оружии отнесено оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии сжатого, сжиженного или отвержденного газа. В ст. 3 и 13 ФЗ Об оружии, а также в Криминалистических требованиях и в ГОСТе Р 51612-2000 «Оружие пневматическое. Общие технические требования и методы испытаний» установлен минимальный критерий пневматического оружия - дульная энергия более 3 Дж. При этом в ч. 7 ст. 222 и ч. 4 ст. 223 УК РФ с 2021 года установлена уголовная ответственность за незаконные сбыт или изготовление пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 Дж.

При этом установлены равные правила оборота всех видов гражданского, боевого и иного пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 или 25 Дж, имеющего любые значения удельной кинетической энергии, и данного оружия с дульной энергией более 3 Дж, имеющего калибр более 4,5 мм и любые значения удельной кинетической энергии, т.е. на приобретение большинства его видов необходимо получение определенных лицензий, выдаваемых гражданам РФ и иностранным гражданам, получение которых возможно в порядке, предусмотренном для получения гражданами РФ лицензий на приобретение охотничьего или спортивного огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия и (или) лицензий на коллекционирования оружия, или в порядке, предусмотренном для получения иностранными гражданами лицензий на приобретение гражданского оружия. Виды пневматического оружия с дульной энергией от 3 до 7,5 Дж и калибра до 4,5 мм, имеющие любые значения удельной кинетической энергии, приобретаются без лицензии совершеннолетними гражданами РФ и иностранными гражданами. При этом, как было указано выше, приобретение и продажа любого оружия могут быть временно ограничены или запрещены в условиях проведения контртеррористической операции, чрезвычайного или военного положения, а любой его оборот может быть ограничен или запрещен международными договорами РФ.

К метательному оружию в ст. 1 ФЗ Об оружии отнесено оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии самим оружием (путем его броска) или снарядом (путем производства выстрела из оружия), метаемыми с использованием мускульной силы человека (бросковое метательное оружие) или механической энергии (стрелковое метательное оружие)). При этом минимальные критерии отнесения предметов к метательному оружию установлены в ст. 3 ФЗ Об оружии, Криминалистических требованиях и экспертной методике только в отношении луков и арбалетов как стрелкового метательного оружия, и в экспертной методике и Криминалистических требованиях - в отношении метательных ножей, сюрикенов и ряда других предметов как видов броскового метательного оружия. Минимальным критерием луков и арбалетов как метательного оружия является только усилие натяжения тетивы, составляющее более 27 и 43 кгс соответственно, а критерии метательных ножей и иного броскового метательного оружия соответствуют критериям холодного оружия с их дополнением необходимыми для точного метания предметов аэродинамическими характеристиками. Из положений ст. 3, 6 и 13 ФЗ Об оружии во взаимосвязи с положениями Криминалистических требований и экспертной методики следует, что к стрелковому метательному оружию отнесены только луки и арбалеты, а иные виды пружинных и иных механических стреляющих устройств, включая пружинные ружья и стреляющие ножи, не могут быть отнесены к метательному стрелковому или бросковому оружию либо к иным видам оружия, если они не соответствуют всем критериям холодного (в особенности, стреляющие ножи или ружья со штыками-ножами, соответствующими критериям холодного оружия) или нелетального оружия (устройства, стреляющие снарядами со слезоточивыми или раздражающими веществами, дистанционные электрошоковые устройства и т.п.).

При этом установлены равные правила оборота всех видов гражданского, боевого и иного метательного оружия, строго ограничивающие оборот всех видов спортивного и охотничьего метательного оружия, а также запрещающие оборот метательного броскового оружия, не являющегося спортивным оружием или оружием, имеющим культурную ценность.

К холодному оружию в ст. ФЗ Об оружии отнесено оружие, предназначенное для поражения цели при помощи мускульной силы человека при непосредственном контакте с объектом поражения. При этом критерии холодного оружия определены только в экспертной методике и ряде ГОСТов, а многие основные его критерии предусмотрены в Криминалистических требованиях в отношении ряда видов гражданского холодного оружия. В экспертной методике предусмотрено множество критериев холодного оружия, определяющих его поражающую способность при нанесении ударов с энергией от 20 до 50 Дж.

В экспертную методику отнесения предметов к холодному оружию входит нанесение определенного количества ударов в сосновую доску и ударов плашмя по бревну с кинетической энергией от 20 до 50 Дж, после которых проверяется глубина проникновения клинка в доску и наличие повреждений или люфта клинка, а энергия броска ножа или иного подобного предмета составляет более 3 Дж и может составлять более 7,5 Дж. При этом критерии отнесения предметов к холодному оружию включают в себя множество характеристик (длину, прочность и твердость клинка (более 25 HRC), длину рукояти (более 70 мм), ее прочность, наличие ограничителя или подпальцевых углублений определенного размера, угол заточки лезвия и тому подобных признаков, несоответствие даже одному из которых исключает отнесение предмета к холодному оружию, но не определяет поражающей способности предмета и его отличий от бытовых и иных предметов материального мира).

При этом к холодному оружию законодательством РФ и многих других стран постсоветского пространства не отнесены многие виды штыков (в особенности, игольчатые штыки (штыки без рукояток, устанавливаемые на ствол ручного огнестрельного оружия) и все или многие виды багинетов (штыки с рукоятками, которые можно вставить в ствол ручного огнестрельного оружия)), т.к. у них отсутствует рукоятка, удобная для удержания при нанесении удара, и (или) их твердость ниже 25 HRC, либо у них отсутствуют иные признаки холодного оружия.

В ст. 1 ФЗ Об оружии содержатся определения ряда других видов оружия. При этом огнестрельное оружие ограниченного поражения отнесено к отдельному виду оружия, удельная кинетическая энергия которого может как превышать 0,5 Дж на мм2 (при выстреле снарядом травматического действия из указанного гражданского оружия с дульной энергией не более 91 Дж или любым типом снаряда из указанного служебного оружия с дульной энергией не более 150 Дж), так и не превышать данного значения. Газовое оружие предназначено для временного химического поражения цели, а сигнальное оружие предназначено только для подачи световых, звуковых или дымовых сигналов.

Минимальные критерии поражающей способности сигнального, газового оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения и части других видов оружия законодательно не определены. При этом многие предметы, сходные с газовым, травматическим и иным оружием, которые могут иметь большую поражающую способность, чем указанные виды гражданского и (или) служебного оружия, не являющиеся оружием массового поражения, запрещенным международным договором РФ (баллончики против животных, газовые спецсредства МВД, травматические пистолеты, ружья и другие устройства, не имеющие в стволе ограничителя, не отнесенные к огнестрельному оружию, имеющие дульную энергию как менее, так и более 150 Дж, резиновые дубинки (палки) и др.), а также списанное и спортивное холодное оружие, не отнесены к оружию положениями ФЗ Об оружии, Криминалистических требований к гражданскому и служебному оружию и экспертных методик.

При этом в ФЗ Об оружии и ином законодательстве РФ отсутствуют специальные правила оборота и ограничения и (или) запреты на снаряжение патронов, снарядов и конкретных видов оружия, конструктивно сходных с оружием изделий и иных предметов сильнодействующими, ядовитыми и другими подобными опасными веществами и оборот таких оружия, патронов, снарядов и других предметов.

Незаконный оборот сильнодействующих и ядовитых веществ, не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами (включая их незаконное изготовление), или оборудования для их изготовления или переработки отнесен к преступлениям и влечет отдельную ответственность только в случаях их незаконного сбыта или иного оборота в целях сбыта в любом размере (ст. 234 УК РФ) или контрабанды данных и ряда других видов веществ (ст. 226.1), а федеральный закон, регулирующий их оборот, отсутствует.

Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, их аналогов, а также растений, их содержащих, или частей данных растений (включая их незаконное изготовление), отнесен к преступлениям и влечет отдельную уголовную ответственность в случаях их незаконного сбыта, контрабанды (преступлением является и контрабанда инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ) или иного оборота в целях сбыта в любом размере, либо если он не является их контрабандой и совершен без цели сбыта в значительном, крупном или особо крупном размерах (ст. 228, 228.1 и 229.1 УК РФ), а в иных случаях он влечет административную ответственность (ст. 6.8 КоАП РФ).

При этом наиболее строгие наказания за незаконный оборот в целях сбыта или сбыт сильнодействующих и ядовитых веществ, не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами, и оборудования для их изготовления или переработки (лишение свободы на сроки до 3, 5 или 8 лет, а за контрабанду - до 7, 10 или 12 лет) являются отчасти менее строгими, чем уголовные наказания за незаконный оборот оружия и ряда других предметов, предусмотренные в ст. 222 - 223 УК РФ (в особенности, с 2021 года), а административные наказания и уголовные наказания за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, а также растений, их содержащих, или частей данных растений, совершенный без особо квалифицирующего признака их незаконного сбыта или иного незаконного оборота в целях сбыта в особо крупном размере либо контрабанды данных или ряда других видов предметов, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, организованной группой или с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль либо в крупном или особо крупном размере (административный арест на срок до 15 суток или лишение свободы на сроки до 3, 8, 10, 12, 15 или 20 лет), являются менее строгими или равными наказаниям за незаконный оборот оружия и других предметов, указанных в ст. 222 - 223.1 УК РФ (в особенности, с 2021 года).

Наиболее строгими наказаниями за незаконный оборот в целях сбыта или сбыт наркотических средств или психотропных веществ и других подобных предметов, а также за контрабанду данных или ряда других видов предметов, совершенную организованной группой или с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль либо в крупном или особо крупном размере, являются лишение свободы на срок до 20 лет (с 2003 и 2011 года соответственно) или пожизненное лишение свободы (с 2012 года), т.е. самые строгие наказания, устанавливаемые за особо тяжкие преступления в УК РФ, являющиеся наиболее строгими уголовными наказаниями, применяемыми в судебной практике к совершеннолетним осужденным.

20 лет лишения свободы является наиболее строгим наказанием для совершеннолетних осужденных за деяние, за которое оно предусмотрено соответствующей нормой Особенной части УК РФ, квалифицируемое как одно преступление без совокупности приговоров (к данным деяниям отнесены как значительное число ненасильственных преступлений, так и различные виды массовых убийств, включая квалифицированное убийство, геноцид и ведение агрессивной войны), назначаемым категориям совершеннолетних осужденных, которым не могут быть назначены пожизненное лишение свободы или смертная казнь (мужчинам, достигшим возраста 65 лет, и женщинам) и к которым не применены или не могут быть применены наказания или иные меры воздействия, предусмотренные для несовершеннолетних осужденных, либо в случаях иного отсутствия у суда права на назначение пожизненного лишения свободы, либо в случае назначения судом лишения свободы на определенный срок, а не пожизненного лишения свободы.

Пожизненное лишение свободы является наиболее строгим уголовным наказанием, которое может быть назначено мужчинам в возрасте от 18 до 64 лет за одно преступление, за которое оно предусмотрено соответствующей нормой Особенной части УК РФ, или по совокупности преступлений или приговоров, если за одно или несколько преступлений, входящих в совокупность, предусмотрено пожизненное лишение свободы, при условии, что менее строгим наказанием невозможно обеспечить достижение целей наказания (ст. 60 УК РФ), а к осужденным не применены или не могут быть применены наказания или иные меры воздействия, предусмотренные для несовершеннолетних осужденных (если осужденные совершили преступления в возрасте старше 20 лет или не соответствуют условиям применения данных мер к лицам, совершившим преступления в возрасте от 18 до 20 лет, предусмотренным в ст. 96 УК РФ), учитывая мораторий на назначение смертной казни, ее исключение из ряда норм УК РФ, ее предусматривавших, и ее отсутствие в части норм УК РФ, в которых предусмотрено пожизненное лишение свободы.

При этом за определенные тяжкие последствия незаконного оборота наркотических средств или психотропных веществ, взрывчатых веществ или взрывных устройств, многих видов огнестрельного оружия, их основных частей или боеприпасов к ним, а также за иные криминализированные действия с другими видами оружия, указанными в ч. 7 ст. 222 и ст. 223 УК РФ, основных частей ряда из них и патронов к некоторым из них предусмотрены менее строгие наказания (главным образом, в части наличия дополнительного наказания в виде штрафа), чем за их незаконный оборот. В частности, за умышленное ими причинение тяжкого вреда здоровью или возникновение заболевания наркоманией или токсикоманией, отнесенное к нему, в ч. 1 ст. 111 УК РФ, предусмотрены сроки лишения свободы до 8, 10, 12 или 15 лет. За указанное преступление и за склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ, повлекшие по неосторожности смерть, как одного человека, так и двух или более лиц, в ч. 4 ст. 111 и ч. 3 и 4 ст. 230 УК РФ предусмотрено не более 15 лет лишения свободы.

За причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности во многих случаях не предусмотрено наказание в виде лишения свободы (ч. 1 ст. 118 РФ), а в случаях его причинения вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей и в целом ряде специальных случаев его причинения наказание в виде лишения свободы предусмотрено на сроки до 1 года, 2, 3 - 7, или 8 лет. В ряде норм Особенной части УК РФ оно предусмотрено на сроки не более 15 лет.

Значительные, крупные и особо крупные размеры наркотических средств и психотропных веществ, а также растений, их содержащих, определены постановлениями Правительства РФ. При этом их значительные размеры составляют от 0,0001 до 1500 г., крупные - от 0,0005 до 7500, а особо крупные - от 0,1 до 1500000 г., но в законодательстве РФ отсутствует запрет на установление значительных, крупных или особо крупных размеров каких-либо видов указанных предметов менее 0,0001 или более 1500000 г., что требует законодательного урегулирования. Для контрабанды, незаконного сбыта или незаконного оборота указанных предметов в целях сбыта и для незаконного сбыта или незаконного оборота в целях сбыта сильнодействующих или ядовитых веществ, не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами, минимальные массы предметов, а также иные минимальные критерии не установлены, т.е. незаконные сбыт или оборот в целях сбыта указанных предметов могут влечь уголовную ответственность и при их количестве менее 0,01 или даже 0,0001 г., что требует законодательного урегулирования, учитывая разную степень опасности различных видов указанных предметов.

При этом к малозначительным деяниям, не являющимся преступлением, отнесены любые деяния, предусмотренные нормами Особенной части УК РФ, не представляющие общественной опасности (ч. 2 ст. 14 УК РФ).

Аналогичным образом распределены в УК РФ критерии уголовной ответственности за незаконный оборот ряда других видов предметов и веществ.

Крупные размеры сильнодействующих и ядовитых веществ, не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами, и ряда других веществ, незаконный оборот которых частично или полностью криминализирован, являющиеся квалифицирующими признаками их незаконного сбыта или оборота в целях сбыта, составляют от 1 до 10 г. и могут составлять менее 1 г., что требует законодательного урегулирования и введения минимальных размеров указанных веществ, являющихся критериями уголовной ответственности за их криминализированный незаконный оборот, учитывая разную степень опасности различных видов указанных веществ и менее строгие наказания за их незаконный оборот, чем за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ.

Незаконный оборот ядерных материалов и радиоактивных веществ в любом количестве влечет уголовную ответственность по ст. 220 и 226.1 УК РФ, но наказания, предусмотренные в ст. 220 и 226.1 УК РФ (по ст. 220 - сроки лишения свободы до 2, 5 или 7 лет (в зависимости от причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью или смерти людям), а по ст. 226.1 – до 7, 10 или 12 лет (независимо от наступления тяжких последствий (в случае их контрабанды))), являются менее строгими, чем наказания за незаконный оборот оружия и ряда других предметов, предусмотренные в ст. 222 – 223.1 УК РФ (лишение свободы на сроки до 4, 5, 6, 8, 10, 11, 12, 15 или 20 лет), даже в случае наступления по неосторожности тяжких последствий (при этом с 2019 года мужчине любого совершеннолетнего возраста, осужденному к реальному лишению свободы за незаконный оборот ядерных материалов или радиоактивных веществ, отбывание части срока лишения свободы может быть назначено в тюрьме, независимо от отнесения совершенного деяния к тяжким преступлениям и от назначения лишения свободы на срок более 5 лет (ст. 58 УК РФ), т.е. любой срок лишения свободы может быть назначен ему с отбыванием части срока наказания в тюрьме).

Незаконный оборот оружия массового поражения, запрещенного международным договором РФ, влечет уголовную ответственность по ч. 2 и 3 ст. 226.1, ст. 355 и ч. 2 ст. 356 УК РФ. При этом наказания за его совершение (по ст. 355 - лишение свободы на срок до 10 лет (за его незаконные приобретение, сбыт и ряд других действий), по ч. 2 и 3 ст. 226.1 - до 10 или 12 лет (за его контрабанду), а по ч. 2 ст. 356 – до 20 лет (за его применение в вооруженном конфликте)) с 2021 года являются менее строгими, чем наказания за квалифицированный и особо квалифицированный незаконный оборот многих видов огнестрельного оружия и боеприпасов, а также (в части отсутствия в санкции ст. 355 и 356 УК РФ дополнительного наказания в виде штрафа) за иной незаконный оборот оружия и боеприпасов, влекущий уголовную ответственность.

Поэтому использование в оружии или ином предмете каких-либо опасных веществ далеко не всегда существенно усиливает наказание за незаконный оборот оружия или других предметов и может не влечь уголовной или административной ответственности, если оборот оружия и (или) данных веществ либо других предметов не влечет ответственности или является законным (в особенности, если предметы находятся в свободном обороте).

К преступлениям, влекущим различные сроки лишения свободы или иные строгие наказания, отнесены незаконный оборот различных предметов, не имеющих специальных поражающих свойств и не предназначенных для причинения физического вреда (специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (ст. 138.1 УК РФ), драгоценных металлов, камней или жемчуга (ст. 191 УК РФ), пробирных клейм (ст. 181 УК РФ), государственных наград СССР, РСФСР или РФ (ст. 324 УК РФ) и т.п.), или нарушение правил оборота целого ряда предметов, не повлекшие наступления тяжких последствий или причинения иного вреда, либо совершение иных деяний, не повлекшее вышеуказанных последствий.

Поэтому критерием строгости наказания являются не наличие возможности причинения предметом смерти или вреда здоровью человека, либо наступление тяжких и иных опасных последствий, а формальное отнесение деяний к преступлениям различный категорий тяжести либо к административным или иным правонарушениям, что требует законодательного урегулирования.

Добровольная сдача как основание освобождения от уголовной или административной ответственности за незаконный оборот ряда видов предметов предусмотрена в ст. 222 – 223.1 УК РФ, в ст. 228, 228.1 и ряде других норм УК РФ, а также в ст. 6.8 и 20.10 КоАП РФ в отношении незаконного оборота видов оружия и других предметов, указанных в ст. 222 – 223.1 УК РФ, а также в ст. 20.10 КоАП РФ, наркотических средств и других предметов, указанных в ст. 228 и 228.3 УК РФ, а также в ст. 6.8 КоАП РФ. При этом добровольная сдача указанных предметов без совершения дополнительных действий освобождает только от уголовной и административной ответственности за незаконный оборот оружия и других подобных предметов, а также от административной ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, а также других предметов, указанных в ст. 228 и 228.3 УК РФ и ст. 6.8 КоАП РФ, но для освобождения от уголовной ответственности за их незаконный оборот необходимо также активное способствование раскрытию или пресечению преступлений, связанных с их незаконным оборотом.

Таким образом, в случаях любого незаконного оборота оружия и других подобных предметов, а также незаконного оборота наркотических средств и других предметов, указанных в ст. 6.8 КоАП РФ, добровольная сдача данных предметов освобождает от уголовной или административной ответственности соответственно, но в случаях незаконного оборота наркотических средств и других предметов, указанных в ст. 6.8 КоАП РФ, ст. 228 и 228.3 УК РФ, помимо их добровольной сдачи необходимо активное способствование раскрытию указанных преступлений, что осложняет освобождение от уголовной ответственности за любой незаконный оборот таких предметов лиц, которые не могут активно способствовать раскрытию данных преступлений или действия которых, в любом случае, не представляют большой общественной опасности либо являются вынужденными.

При этом добровольная сдача предметов преступления четко не отнесена к реабилитирующим основаниям прекращения уголовного преследования, а деятельное раскаяние, которое возможно в случае добровольной сдачи предметов, является нереабилитирующим основанием прекращения уголовного преследования за преступления небольшой или средней тяжести (ст. 75 УК РФ), включая тяжкие преступления, переведенные судом в категорию преступлений средней тяжести на основании ч. 6 ст.15 УК РФ. Поэтому Верховный Суд РФ часто относит добровольную сдачу предмета преступления к виду деятельного раскаяния.

При этом деятельное раскаяние применяется независимо от наличия в норме УК РФ условий об освобождении от уголовной ответственности в случае добровольной сдачи предмета преступления, а добровольная сдача предмета тяжкого или особо тяжкого преступления может освободить от уголовной ответственности только при указании данного условия в норме УК РФ о конкретном преступлении (если тяжкое преступление не переведено судом в категорию преступлений средней тяжести на основании ч. 6 ст.15 УК РФ, либо если преступление является особо тяжким, т.к. перевод возможен не более чем на одну категорию).

В нормах УК и КоАП РФ о контрабанде, незаконном сбыте или ином незаконном обороте в целях сбыта наркотических средств, сильнодействующих веществ и ряда других предметов (гл. 16 КоАП РФ, ст. 226.1, 228.1, 229.1 и др.), а также о незаконном обороте государственных наград СССР, РСФСР и РФ (ст. 324 УК РФ и ст. 17.11 КоАП РФ), специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (ст. 138.1 УК РФ, ст. 20.23 и 20.24 КоАП РФ), и многих других предметов, незаконный оборот которых влечет уголовную или административную ответственность (ст. 191, 220, 242, 242.1, 355 и многих других подобных нормах УК РФ, ст. 20.8, 20.9, 20.11 – 20.15 и многих других нормах КоАП РФ) условие об освобождении от уголовной или административной ответственности в случае их добровольной сдачи не предусмотрено, что дает право на такое освобождение только при деятельном раскаянии или малозначительности деяния лиц, совершивших преступления небольшой или средней тяжести (включая тяжкие преступления, пониженные судом на одну категорию), и лиц, совершивших административные правонарушения (только, если оно отнесено к малозначительным административным правонарушениям), а также лиц, совершивших тяжкие или особо тяжкие преступления, если тяжкие преступления переведены судом на одну категорию ниже, либо если деяния, формально отнесенные к тяжким или особо тяжким преступлениям, являются малозначительными деяниями.

Добровольная сдача предмета преступления или иная его выдача, в особенности, если отсутствуют тяжкие последствия его незаконного оборота, фактически означает малозначительность его незаконного оборота, т.е. наличие запрета на его отнесение к преступлениям, учитывая отсутствие общественной опасности в незаконном обороте предмета, выданного властям без его противоправного использования или после его использования, не повлекшего тяжких последствий, по причине его вывода владельцем или иным лицом, у которого он оказался в фактическом обладании, из незаконного оборота и установления непосредственного контроля за его оборотом уполномоченными представителями власти, обязанными совершать в отношении предмета действия, предусмотренные законодательством, не противоречащим Конституции РФ.

При наличии тяжких последствий незаконного оборота предмета преступления, использованного по своему назначению или иным образом, необходимы установление причинно-следственной связи совершения незаконных действий с предметом и тяжких последствий, наступивших в результате его использования в качестве указанного или подобного ему по характеристикам предмета, и сопоставление поражающей способности и степени опасности предмета с поражающей способностью и степенью опасности бытовых предметов, находящихся в свободном обороте для любых лиц (бытовых ножей, топоров, отверток, строительно-монтажных пистолетов и т.п.), иных предметов материального мира, находящихся в свободном доступе для любых лиц (веток, палок, камней, льда, кусков металла или дерева, осколков стекла или пластика и т.п.), других предметов, находящихся в свободном обороте (ружей для подводной охоты, различных видов пружинных ружей и пушек, не отнесенных к пневматическому оружию, но имеющих любую поражающую способность, катапульт, баллончиков и других газовых устройств, предназначенных для самообороны от животных, игольчатых штыков, мачете, кукри и др.), а также предметов, незаконный оборот которых не влечет уголовной и (или) иной ответственности (сигнального и списанного оружия, электрошоковых устройств и искровых разрядников, иных видов оружия, не отнесенных к холодному, газовому или метательному оружию, пневматическому оружию с дульной энергией более 7,5 Дж, огнестрельному оружию ограниченного поражения, огнестрельному оружию, боеприпасам, взрывчатым веществам и взрывным устройствам, либо к оружию массового поражения, и др.). В случае наступления тяжких последствий, которое могло произойти при использовании любого предмета либо конкретных видов предметов, находящихся в свободном обороте, или незаконный оборот которых не отнесен к преступлениям, критерий общественной опасности криминализированного незаконного оборота конкретных предметов отсутствует, т.к. опасность совершенного деяния определяется степенью опасности лица, использовавшего предмет, и конкретных или любых видов предметов, незаконный оборот которых не является преступлением, либо оборот которых не ограничен.

Добровольная сдача предмета административного правонарушения или иная его выдача, в особенности, если отсутствуют тяжкие последствия его незаконного оборота, фактически означает малозначительность его незаконного оборота, а отнесение малозначительности деяния к необязательным основаниям освобождения от административной ответственности, нелогично и может способствовать нарушению конституционных прав человека, т.к. исключение ответственности при малозначительности деяния как преступления, предусмотренного УК РФ, или дисциплинарного проступка, предусмотренного рядом актов (в частности, Кодексом профессиональной этики адвокатов), и неупорядоченность распределения по степени опасности и другим критериям преступлений, административных правонарушений, иных противоправных деяний, а также правомерных деяний, при наличии деяний, не представляющих никакой опасности, независимо от их отнесения к административным или иным правонарушениям, может влечь произвольное ограничение конституционных прав человека в нарушение ст. 2 и 19 Конституции РФ.

Более того, добровольная сдача предмета правонарушения или иная его выдача могут иметь место при крайней необходимости или ином обстоятельстве, в обязательном порядке освобождающим от административной или иной юридической ответственности, и подтверждать наличие данного обстоятельства.

Поэтому добровольную сдачу предмета преступления или иного правонарушения или иную его выдачу следует считать реабилитирующим основанием прекращения уголовного или иного преследования, исключающим любые ограничения, действующие для лиц, привлеченных к уголовной или административной ответственности, либо освобожденных от данных видов ответственности по нереабилитирующим основаниям, по крайней мере в случаях отсутствия тяжких последствий, вызванных применением иным использованием предмета в качестве конкретного опасного предмета, ограниченного к обороту, незаконный оборот которого наказуем по нормам УК или КоАП РФ либо законов субъектов РФ об административной ответственности, а не любого предмета, имеющего какие-либо поражающие свойства.

Списанное оружие названо в ст. 1 ФЗ Об оружии огнестрельным оружием, выведенным из боевого состояния, которое может быть использовано для имитации стрельбы или не предназначено для производства выстрела, т.е. оно не соответствует критериям огнестрельного оружия и не является иным видом оружия, но ограничения на его оборот создают условия для введения его минимальных критериев или отмены ограничений на его оборот.

ФЗ Об оружии и экспертными критериями не отнесены к оружию предметы, сходные по принципу действия и имеющие равную или большую поражающую способность, чем, соответственно: газовое оружие, огнестрельное оружие ограниченного поражения, метательное, пневматическое и огнестрельное оружие. В частности, ружья и пистолеты для подводной охоты (механические (пружинные и тетивные), пневматические и гидропневматические) могут иметь усилие при заряжании гарпуна не более 50 кгс (ГОСТ Р 51281-99 «Ружья и пистолеты для подводной охоты. Технические требования. Методы испытаний на безопасность»), но не являются метательным или пневматическим оружием и при большем усилии при заряжании.

Строительно-монтажные пистолеты могут иметь высокую дульную энергию (более 300, 500 или 1000 Дж), но они не отнесены к оружию.

Ряд минимальных критериев предметов, которые не могут быть отнесены к конкретным видам оружия указан в ГОСТах, в частности, в ГОСТе Р 51612-2000 «Оружие пневматическое. Общие технические требования и методы испытаний» определена минимальная дульная энергия, при которой пневматическое стреляющее устройство не может быть отнесено к оружию, составляющая 0,5 Дж.

В ГОСТе Р 53906-2010 «Игрушки. Общие требования безопасности и методы испытаний. Механические и физические свойства» определены максимальные критерии игрушечных стреляющих устройств. В частности, снаряды и игрушки со снарядами должны соответствовать следующим требованиям, указанным в п. 4.18.1:

а) все жесткие снаряды на конце должны иметь закругления радиусом не менее 2 мм;

б) металлические снаряды должны иметь неметаллические наконечники диаметром не менее 20 мм;

в) эластичный материал, используемый в качестве защитного амортизатора на ударной поверхности снарядов, не должен отсоединяться при испытании по 8.4.2.3 (испытание растяжением).

Игрушка со снарядами без накопителя энергии должна соответствовать следующим требованиям:

а) концы снарядов в форме стрел и самолетов, а также наконечники дротиков должны быть тупыми или покрыты эластичным материалом (например, резиной) площадью не менее 3 см2. Концы и наконечники не должны быть металлическими, допускается использование кружочков магнита площадью не менее 3 см2 (пп. «а» п. 4.18.2).

Снаряды, которые запускаются и ускоряются с помощью пускового механизма, должны соответствовать следующим требованиям:

а) при проведении испытания по 8.25.1 (кинетическая энергия снарядов) максимальная кинетическая энергия снарядов должна быть не более:

0,08 Дж - для жестких снарядов без эластичных наконечников;

0,5 Дж - для эластичных снарядов или снарядов с эластичными наконечниками (например, резина);

б) наконечники снарядов в форме стрел, которые обладают максимальной кинетической энергией, превышающей 0,08 Дж, должны иметь защитное покрытие из эластичного материала (например, резины). При проведении испытания по 8.25.1 (кинетическая энергия снарядов) максимальная кинетическая энергия из расчета на единицу поверхности эластичного наконечника не должна превышать 0,16 Дж на см2;

в) в том случае, если игрушка способна выстрелить другим, не предназначенным для нее снарядом, и способна выпустить снаряд с кинетической энергией, превышающей 0,08 Дж, то об этом следует предупреждать потребителя, информируя его об опасности использования снарядов, не предназначенных для игрушки (п. 4.18.3).

Стрела, запускаемая из лука, должна соответствовать следующим требованиям:

а) наконечники стрел не должны быть металлическими. Допускается наличие на конце стрелы магнитного кружочка, если этот магнитный кружочек имеет площадь не менее 3 см2;

б) максимальная кинетическая энергия стрелы, запущенной из лука, при проведении испытания по 8.25.2 (кинетическая энергия стрел и лука) не должна превышать значений, установленных в 4.18.3, перечисление б);

в) наконечники стрел, максимальная кинетическая энергия которых превышает 0,08 Дж, должны соответствовать требованиям, установленным в 4.18.3 (п. 4.18.4).

В п. 7.8 о снарядах к игрушкам указано, что в инструкции по применению игрушек со снарядами должно быть указано об опасности применения снарядов, которые не рекомендованы или не поставляются изготовителем. На игрушку, способную выпустить снаряд с кинетической энергией более 0,08 Дж, или на ее упаковку должна быть нанесена следующая предупредительная информация:

"ВНИМАНИЕ! Не целиться в лицо или глаза!".

Данный ГОСТ не распространяется на многие виды предметов, включая предметы, находящиеся в свободном обороте, поэтому он не содержит минимальных критериев каких-либо видов оружия, а многие виды стреляющих устройств, имеющие большие значения кинетических энергий и других вышеуказанных характеристик, не отнесены к оружию ФЗ Об оружии, Криминалистическими требованиями и экспертными методиками. При этом их оборот является свободным.

ГОСТы не являются обязательными к исполнению и не имеют юридической силы законов и подзаконных актов, поэтому отсутствие части критериев оружия и других предметов в ФЗ Об оружии и иных федеральных законах не может способствовать соблюдению положений Конституции РФ и восполнению пробелов в законодательстве. Поэтому необходимо введение четких минимальных и максимальных критериев оружия и других предметов именно в федеральные законы, а не в иные акты, а также их упорядочивание по степени опасности конкретных предметов в соответствующих федеральных законах.

Наиболее строгие наказания, которые могут быть применены к случаям незаконного оборота холодного оружия, предусмотрены в ч. 7 ст. 222 УК РФ за незаконный сбыт холодного оружия (лишение свободы на срок до 4 лет со штрафом или без такового) и в ст. 226.1 УК РФ за контрабанду холодного оружия, отнесенного к вооружению в РФ или других странах, оборот которого регулируется законодательством РФ о военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами (лишение свободы на сроки от 3 до 7, от 5 до 10 или от 7 до 12 лет).

При этом незаконный сбыт холодного оружия, имеющего культурную ценность, не может влечь уголовной ответственности, учитывая Постановление Конституционного Суда РФ от 17.06.2014 № 18-П, а любое оружие, имеющее культурную ценность, с 2012 года отнесено к гражданскому оружию в ст. 3 ФЗ Об оружии.

При этом любое оружие признано источником повышенной опасности в ст. 2 ФЗ Об оружии с 29 июня 2022 года, что не может соответствовать степени опасности холодного оружия и целого ряда других видов оружия, поэтому необходимо внесение в ст. 2 ФЗ Об оружии изменений, четко отграничивающих оружие, представляющее повышенную опасность от других видов оружия, или исключающих холодное и ряд других видов оружия из перечня видов оружия.

Холодное оружие как вид оружия всегда имело не большую поражающую способность, чем бытовые предметы, а его использование в военных конфликтах было обусловлено отсутствием или меньшей эффективностью применения других видов оружия, в особенности, в ближнем бою.

Учитывая специфику холодного оружия как отдельного объекта правового регулирования, следует признать, что данное оружие утратило достаточную опасность для необходимости его законодательного отграничения от конструктивно сходных с оружием изделий, других предметов, предназначенных или приспособленных для нанесения увечий людям и бытовых предметов, которые могут быть использованы для причинения тяжкого вреда здоровью или смерти человеку, поскольку холодное оружие менее опасно, чем виды пневматического и сигнального оружия, которые приобретаются без лицензии, и конструктивно сходные со стрелковым оружием изделия, а также не представляет большей опасности, чем конструктивно сходные с холодным оружием изделия и бытовые предметы, находящиеся в свободном обороте, при этом часть видов холодного оружия может использоваться в качестве бытовых предметов (современные штыки-ножи, охотничьи ножи общего назначения, ножи для выживания и т.п.).

Критерии отнесения предметов к холодному оружию таковы, что им может не соответствовать значительная часть современных предметов сходных с холодным оружием, способных причинить смерть человеку (различные виды боевых и иных ножей, кинжалов и др.), и большая часть антикварного холодного оружия, находящегося как в неисправном, так и в боеспособном состоянии (игольчатые и иные штыки, двуручные мечи, пилумы, кинжалы с маленькими рукоятками и иные подобные предметы, парадные кортики, шпаги и иные предметы, рукоятки или иные части которые изготовлены из непрочных материалов и др.), а криминалистические экспертизы, необходимые для установления принадлежности предметов к холодному оружию, способны повредить холодное оружие или похожий на него предмет.

Метательное оружие с 16-го -19-го вв. не является основным видом оружия боевого применения и снято с вооружения во многих странах мира, а многие виды метательного оружия, применявшегося в военных действиях (пращи, катапульты, пружинные стреляющие ножи, пружинные и иные механические пистолеты и ружья, другие виды пружинных и иных механических стреляющих устройств, не имеющих дуги с тетивой, духовые трубки, многие другие виды метательных устройств, а также луки с усилием натяжения тетивы не более 27 кгс, арбалеты с усилием натяжения тетивы не более 43 кгс (включая ствольные арбалеты (шнепперы))), не являются оружием по законодательству РФ и ряда стран мира.

Пневматическое оружие редко использовалось в военных конфликтах и часто не является оружием, состоящим на вооружении в качестве боевого оружия. При этом в Наполеоновских войнах встречались случаи использования австрийскими снайперами пневматического ружья Жирардони, имевшего калибр 13 мм и дульную энергию от 200 до 70 Дж, а с 1885 года встречались случаи принятия на вооружение пневматических динамитных пушек и иных пневматических артиллерийских орудий, т.к. снаряды с динамитом безопаснее выстреливать без использования пороха.

В настоящее время вышеуказанные виды пневматического оружия не состоят на вооружении и являются оружием, имеющим культурную ценность, согласно ФЗ Об оружии и законам многих других стран мира, а современное мощное пневматическое оружие может быть отнесено в ФЗ Об оружии к гражданскому спортивному оружию, оружию, не предусмотренному ФЗ Об оружии, или предметам, не являющимся оружием по своему назначению. Запрещено его отнесение только к охотничьему пневматическому оружию (дульная энергия превышает 25 Дж). При этом в законодательстве об обороте оружия Белоруссии и Казахстана предусмотрен запрет на его оборот, т.к. максимальная дульная энергия пневматического оружия составляет 35 Дж.

Существующие медицинские критерии поражающей способности оружия определяют минимальную удельную кинетическую энергию, необходимую для отнесения предметов к огнестрельному оружию, составляющую 0,5 Дж на мм2 (50 Дж на см2), как энергию, позволяющую проникающее ранение грудной клетки с переломами грудины, при попадании снаряда (пули, дроби, картечи и т.п.) с расстояния до 1 метра.

Данными судебной медицины определено, что при выстреле в средние отделы груди снаряд с удельной кинетической энергией:

6-8 Дж на см2 причиняет ссадины;

14-17 Дж на см2 - поверхностные раны;

32-36 Дж на см2 - непроникающее ранение грудной клетки с переломами грудины;

54-60 Дж на см2 - проникающие ранения грудной клетки;

135-145 Дж на см2 - проникающие ранения грудной клетки с повреждениями ее задней стенки.

Экспертные критерии огнестрельного оружия были разработаны в СССР учеными Л.Ф. Савранем и Е.И. Сташенко. Причем значение удельной кинетической энергии 0,5 Дж на мм2 было определено путем указания среднего между значениями удельных энергий патронов калибра 5,6 мм (0,4 Дж на мм2) и 9 мм (0,6 Дж на мм2) при скорости 100 м/с, т.е. оно не является фактическим минимальным значением данной энергии патрона к огнестрельному оружию. Данные критерии требуют уточнения, учитывая наличие административной и уголовной ответственности за незаконный оборот огнестрельного оружия и за различные незаконные действия с холодным и многими другими видами оружия.

При невозможности измерить каким-либо способом скорость пули и, следовательно, определить ее удельную кинетическую энергию, поражающую способность оценивают примитивным методом - по результатам стрельбы в пакет сухих сосновых досок. Поражающая способность считается достаточной, если пуля внедряется в мишень на глубину порядка своей длины.

При решении вопроса об относимости самодельных патронов к категории боеприпасов аналогичным образом оценивается и поражающее действие пули. Самодельный патрон признается боеприпасом, если значение удельной кинетической энергии пули составляет не менее 50 Дж на см2.

Критерий надежности по отношению к самодельному оружию факультативный и не является существенным при отнесении объекта к категории огнестрельного оружия.

Данные критерии требуют уточнения, учитывая наличие административной и уголовной ответственности за незаконный оборот огнестрельного оружия и за различные незаконные действия с холодным и многими другими видами оружия, а также различия длин пуль сферической формы и других типов пуль различных калибров, при котором удельная кинетическая энергия пуль, проникающих в доску на величину своей длины, может быть, как менее, так и более 0,5 Дж на мм2.

Пули и другие снаряды калибра до 1 мм, а также стрелы, остроконечные пули и другие снаряды с острием или подкалиберные снаряды имеют значения удельной кинетической энергии, превышающие 0,5 или 1,5 Дж на мм2, при дульной энергии игрушечного оружия, составляющей до 0,5 Дж, учитывая их очень небольшую площадь поперечного сечения. Поэтому луки и арбалеты, метательное бросковое и холодное клинковое оружие имеют значения удельной кинетической энергии, намного превышающие 0,5 и 1,5 Дж на мм2. Но данные значения удельной кинетической энергии достижимы при поражении цели с любой дульной энергией предметами, имеющими заостренную головную часть или очень малую площадь поперечного сечения (стрелы, остроконечные пули, заостренные стержни, гвозди, иглы и т.п.). Поэтому значения дульной энергии, установленные ГОСТом для игрушечного оружия с твердыми или мягкими снарядами (0,08 и 0,5 Дж), не являются значениями, полностью исключающими производство выстрелов снарядами сверхмалых калибров (до 1 мм) или острыми снарядами с удельной кинетической энергией более 0,5 или 1,5 Дж на мм2. При этом данный факт не повлиял на установление данных значений дульной энергии для предметов, не отнесенных к оружию, что свидетельствует о низкой поражающей способности снарядов настолько малых калибров или о невозможности ограничить использование всех предметов, которым может быть придана кинетическая энергия более 0,5 или 1,5 Дж на мм2.

При крупных калибрах (от 11, 20 или 26 мм) значения удельной кинетической энергии, превышающие 0,5 Дж на мм2 достигаются при значениях дульной энергии, превышающих 50 Дж и ее значения, достигаемые при усилиях натяжения тетивы, составляющих более 27, 43 и 50 кгс, в зависимости от калибра оружия. При этом артиллерийские орудия и иные крупнокалиберные огнестрельные устройства могут быть не отнесены к огнестрельному оружию и при значениях дульной энергии, значительно превышающих 150 или 300 Дж, т.к. значения удельной кинетической энергии при калибрах более 30, 40 или 50 мм и дульных энергиях до нескольких сотен Дж не будут превышать 0,5 Дж на мм2. Поэтому крупнокалиберные огнестрельные устройства не будут являться огнестрельным оружием при распространенных дульных энергиях огнестрельного оружия средних и малых калибров, а аналогичные пневматические устройства будут отнесены к пневматическому оружию с очень высокими значениями дульной энергии, во много раз превышающими ее значения, установленные для пневматического оружия, приобретаемого без лицензии, и охотничьего пневматического оружия. Но аналогичные метательные устройства, не отнесенные к арбалетам, не являются оружием при любых значениях дульной энергии. При этом масса и скорость снарядов таких устройств, как правило, придает им удельную кинетическую энергию, во много раз большую 0,5 Дж на мм2. Поэтому значения удельной кинетической энергии, не превышающие 0,5 Дж на мм2 или незначительно превышающие данную величину, могут быть только у нестандартных образцов крупнокалиберного огнестрельного оружия и конструктивно сходных с оружием изделий, специально предназначенных для стрельбы маломощными и легкими снарядами травматического или иного действия, и не способных выдержать выстрел стандартными артиллерийскими и иными подобными боеприпасами для крупнокалиберного огнестрельного оружия.

При этом снаряды крупных калибров (более 20 мм) и иные подобные предметы, поражающие цель, увеличивают площадь поражения, что может влечь причинение более тяжелых повреждений, чем от снарядов меньшего калибра с такой же удельной кинетической энергией.

Снаряды наиболее малых калибров (менее 6, 4, 2 или 1 мм) не создают большой площади поражения, если не имеют конструкции, позволяющей увеличить их размеры при попадании в цель, и не являются разрывными или иными подобными снарядами (зажигательными, трассирующими и т.п.), и имеют низкое останавливающее действие, а также могут быстро терять энергию на небольшой дальности стрельбы (до 20 или 10 метров либо на меньшей дистанции). Поэтому калибры, не превышающие 4,5 мм, не имеют распространения среди всех видов боевого, охотничьего и иного огнестрельного оружия, а калибры до 4 или 2 мм являются крайне редкими и среди всех видов стрелкового оружия и других подобных предметов.

В целом законодателям и другим авторам законодательных инициатив, при установлении за незаконный оборот оружия или иных предметов и другие деяния лишения свободы, иных уголовных наказаний или других строгих наказаний, необходимо осознавать, что лишение свободы и другие виды наказания сами являются аналогом оружия, сильнодействующего или иного опасного вещества, произвольное или частое применение которого к определенному и, тем более, к неопределенному кругу лиц опасно и недопустимо, также, как и произвольное применение опасных видов оружия либо ненормированное применение сильнодействующего лекарства или иного опасного в определенном количестве вещества, т.к. оно представляет опасность для неопределенного круга лиц и общества в целом, а правильное его применение зависит от лиц, которые уполномочены назначать и исполнять его, поскольку применение наказаний может излишне ограничить основные права человека, а также повлечь материальные и иные лишения, подвергнутого ему лица, и лиц, зависящих от него.

При этом необходимо иметь ввиду, что частое применение лишения свободы и других подобных наказаний к различным осужденным влечет криминализацию общества и большие расходы бюджетных средств, которые в случае роста насильственной преступности и коррупции являются совершенно неоправданными, а в демократическом и правовом государстве (как и в любом государстве) частое или произвольное и, тем более, несправедливое применение лишения свободы и других репрессивных наказаний или иных мер крайне негативно сказывается на развитии и функционировании государства и на взаимодействии личности, государства и общества, а также на взаимоотношении государства с другими государствами и международными органами и организациями.

Строгие наказания за различные деяния, в особенности, лишение свободы на длительные сроки (до 10 или более лет) и более строгие наказания (пожизненное лишение свободы, смертная казнь и другие подобные наказания), устанавливаемые за насильственные и ненасильственные деяния различной степени опасности, являются примером применения крайних мер в праве (правовым экстремизмом) и могут использоваться как орудие личной мести, средство личной наживы или подавления инакомыслия либо как средство совершения других общественно опасных действий различных представителей власти и других лиц, устрашающих население и (или) способствующих возникновению опасных провокационных ситуаций, влекущих нарушение конституционного порядка и возможные массовые насильственные действия (бунты, мятежи, возможные вооруженные конфликты и т.п.), которые могут быть направлены на подавление воли неугодной конкретным влиятельным лицам части общества и носить массовый характер (государственный терроризм).

Подобные действия представляют повышенную опасность для личности, общества и государства, не отвечая целям наказания, определяемым общими принципами права, международным законодательством и законодательством конкретных государств. При этом указанные действия противоречат как общим принципам права, так и действующему международному и национальному законодательству (проявления государственного терроризма запрещены принятой на XXXIX сессии Генеральной Ассамблеи ООН 17 декабря 1984г. резолюцией «О недопустимости политики государственного терроризма и любых действий государства, направленных на подрыв общественно-политического строя в других суверенных государствах», а человек является высшей ценностью, согласно ст. 2 Конституции РФ и аналогичным нормам конституций целого ряда других стран).

Любой закон государства может использован в различных целях при различных государственных режимах в различных государствах, а приоритет конституционного законодательства государства над международным законодательством не может отрицать основных прав и свобод человека и гражданина, установленных международным законодательством, но может повлечь их нарушение положениями конституций и иного законодательства конкретных государств, если он не указан в законодательстве государства или в международном законодательстве, признаваемом конкретным государством.

Это требует четкого распределения наказаний за преступления и иные правонарушения, учитывающего степень опасности конкретного деяния и внесение других изменений, исключающих произвольное или частое установление и применение нелогичных репрессивных законов, а также игнорирование приоритета применения общепризнанных норм международного права, обеспечивающих защиту прав и свобод человека.

Практический результат

Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека и гражданина, противодействию коррупции и упорядочиванию правовых норм ФЗ Об оружии и иного законодательства РФ об обороте различных опасных предметов, УК и КоАП РФ.

Решение

Необходимо введение в законодательство РФ четких минимальных критериев опасных предметов, способных причинить тяжкий вред здоровью при однократном их использовании, правил их оборота, соответствующих степени их поражающей способности, и четких минимальных критериев мер административной и уголовной ответственности, а также мер наказаний за их незаконный оборот, и исключение из перечня видов опасных предметов холодного оружия, оружия, имеющего культурную ценность, броскового метательного, сигнального и иного оружия, патронов к оружию и других предметов, не имеющих большей поражающей способности, чем многие виды бытовых предметов, находящихся в свободном обороте для любых лиц, или иных предметов материального мира, доступных любым лицам, либо не предназначенных для поражения цели, либо использование которых для поражения цели запрещено законом, а также решение вопросов: об исключении из перечня видов оружия всех видов гражданского газового или любого нелетального оружия и стрелкового метательного оружия; о декриминализации незаконного оборота огнестрельного оружия и патронов к нему, пороха, сильнодействующих веществ, а также других предметов и веществ, незаконный оборот которых криминализирован, если он не повлек тяжких последствий или не был сопряжен с совершением насильственных преступлений; об отмене лишения свободы и других наказаний, связанных с лишением свободы, за незаконный оборот предметов и веществ, не повлекший причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью или смерти человеку; об отмене сроков лишения свободы, превышающих 2 года, или более строгих наказаний за их незаконный оборот, не сопряженный с убийством или умышленным причинением тяжкого вреда здоровью человека, истязаниями, пытками или другими подобными опасными насильственными преступлениями; об отмене пожизненного лишения свободы и сроков лишения свободы, превышающих 10 лет, за любые преступления, не являющиеся квалифицированными убийствами, умышленным причинением наиболее тяжкого вреда здоровью человека, делающего человека беспомощным, умышленным причинением тяжкого вреда здоровью человека, совершенным с особой жестокостью, или в отношении многих людей, и другими подобными наиболее тяжкими преступлениями, сопряженные с убийствами или умышленным причинением тяжкого вреда здоровью; об отмене административного ареста и исключении административной ответственности за незаконный оборот предметов и веществ или за любые правонарушения, не причинившие вреда, указывающего на наличие в них какой-либо опасности.
Для голосования вы должны быть .

Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования

Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 99 925 голосов

75

Против решения: 176 голосов

К началу списка инициатив