Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф115190
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости декриминализации незаконного оборота государственных наград СССР, РСФСР и РФ

Необходима декриминализация незаконных приобретения или сбыта государственных наград СССР, РСФСР и РФ в ст. 324 УК РФ (криминализированного незаконного оборота данных государственных наград), поскольку общественная опасность определяется не отнесением наград к государственным наградам СССР, РСФСР и РФ, а наличием фактов совершения хищения, вымогательства и иных противоправных деяний в отношении любых государственных наград и других предметов, которые могут представлять определенную ценность, и последующего их незаконного сбыта или иного оборота, который может повлечь наступление тяжких последствий или повлек их наступление.
Незаконные приобретение или сбыт государственных наград СССР, РСФСР и РФ влекут уголовную ответственность независимо от его целей, при этом малозначительность деяния исключает уголовную ответственность (ч. 2 ст. 14 УК РФ), незаконное ношение данных наград влечет административную ответственность (ч. 1 ст. 17.11 КоАП РФ), а их незаконное хранение не влечет ответственности с 1 июля 2002 года (ст. 167.1 КоАП РСФСР и ст. 17.11 КоАП РФ).
Наличие уголовной ответственности за незаконное приобретение наград или какого-либо другого предмета, при ее отсутствии за его незаконное хранение, нелогично, т.к. при наличии общественной опасности незаконного приобретения предмета, его незаконное хранение также представляет общественную опасность, а при отсутствии общественной опасности незаконного хранения предмета отсутствует и общественная опасность его незаконного приобретения.
Вину в незаконных приобретении или сбыте предмета сложнее доказать, чем вину в его незаконном хранении, поскольку необходимо не только обнаружить предмет, но и установить время и место его приобретения, при этом срок давности незаконных приобретения или сбыта исчисляется с момента приобретения или сбыта соответственно (срок давности незаконных приобретения или сбыта государственных наград СССР, РСФСР и РФ составляет два года), а срок давности незаконного хранения - с момента обнаружения предмета или избавления от него.
Привлечение к ответственности только за незаконное приобретение предмета влечет случаи судебной криминализации или декриминализации, нарушающей принцип разделения властей (ст. 10 Конституции РФ), т.к. встречаются случаи осуждения за незаконное хранение предметов, которые были незаконно приобретены в неустановленное судом время и хранение которых не влечет уголовной ответственности, или оправдания по обвинению в незаконном приобретении, поскольку момент приобретения не был установлен судом. Поэтому необходимо более правильное распределение мер ответственности за незаконные приобретение и хранение предметов, учитывающее степень опасности конкретного деяния.
Таким образом, данная уголовная ответственность не защищает людей от совершения в отношении их насильственных преступлений или мошенничества и влечет излишние репрессивные меры в отношении лиц, совершивших незаконные приобретение или сбыт государственных наград СССР, РСФСР и РФ без преступной цели, и формальное их отнесение к преступникам.
С 2010 года юбилейные медали РФ и ведомственные награды органов власти РФ исключены из перечня государственных наград. Их оборот не ограничен и не влечет ответственности. При этом после 2010 года встречались случаи привлечения к уголовной ответственности по ст. 324 УК РФ за незаконный сбыт юбилейных медалей РФ как государственных наград РФ, что противоречит действующему законодательству.
Юбилейные медали СССР и РСФСР сохранены в перечне государственных наград.
Ответственность за незаконные приобретение или сбыт государственных наград РСФСР и РФ предусмотрена в УК РФ, действующем в РФ и Южной Осетии (РЮО), а также в УК ДНР и ЛНР, действовавших до вхождения ДНР и ЛНР в состав РФ, а ответственность за незаконные приобретение или сбыт государственных наград СССР отсутствует в УК и КоАП ряда стран СНГ (Азербайджана, Молдовы и др.).
Уголовная ответственность за незаконные приобретение или сбыт государственных наград СССР и других стран отсутствует в Модельном УК СНГ (который носит рекомендательный характер) и в УК части стран постсоветского пространства (Узбекистана, Молдовы, Украины, Нагорно-Карабахской Республики, Эстонии, Литвы и Латвии), а также в УК и других законах многих стран мира (Германии, Финляндии, Словакии, Болгарии и др.).
В УК Туркменистана предусмотрена ответственность за покупку, продажу, обмен или иную возмездную передачу ордена, медали, нагрудного знака к почетному званию СССР, Туркменской ССР и Туркменистана (ст. 238 УК ТР в ред. 2022г. и ст. 362 КоАП ТР).
В УК Турции предусмотрена ответственность за публичное ношение любых орденов и медалей лицом, не имеющим на то права, или их использование указанным лицом (ст. 253 УК Турции 1926г. и ст. 264 УК Турции 2004г.). Ответственность за иные незаконные действия с орденами и медалями в УК Турции не предусмотрена.
В УК Нагорно-Карабахской Республики (НКР) ответственность за незаконные приобретение и сбыт государственных наград отменена с 2015 года.
В УК Армении ответственность за незаконные приобретение и сбыт государственных наград была отменена с 2014 по 2022 год, но вновь введена с 1 июля 2022 года в новом УК Армении 2021г. (ст. 326 УК РА 2003г. и ст. 459 УК РА 2021г.).
С 1 января 2019 года незаконный сбыт официальных документов и государственных наград (СССР и Кыргызской Республики), предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, декриминализирован в Кыргызстане, а их незаконное приобретение было отнесено к уголовным проступкам и включено в Кодекс Кыргызской Республики о проступках (ст. 170). При этом с 1 декабря 2021 года данный Кодекс отменен, а незаконное приобретение государственных наград и официальных документов полностью декриминализировано. За его совершение установлена административная ответственность в ст. 447 КоН КР 2021г. и предусмотрено только наказание в виде штрафа.
С 2001 по 2015 год ответственность за незаконные приобретение или сбыт государственных наград СССР, БССР и РБ отсутствовала в УК и КоАП Белоруссии, но с 2015 года введены административная ответственность за совершение данных деяний (ч. 2 ст. 23.44 КоАП РБ 2003г. и ч. 2 ст. 24.27 КоАП РБ 2021г.) и уголовная ответственность за их совершение в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения (ч. 1 ст. 387 УК РБ), т.е. в УК Белоруссии установлена административная преюдиция уголовной ответственности за данные деяния.
В УК Казахстана 2014г. незаконные приобретение или сбыт государственных наград СССР и РК (ст. 383) с 1 января 2015 года являются уголовными проступками, которые влекут уголовную ответственность, но не влекут судимости, при этом применение ареста за уголовные проступки ко всем лицам, которым он может быть назначен, будет возможно только с 2027 года (Согласно ст. 467 УК РК, в которую вносились изменения в 2017 – 2021 годах, действие ст. 45 о наказании в виде ареста ранее было приостановлено до 1 января 2020 и, затем, 2022 года, но приостановление ее действия продлено до 1 января 2027 года, при этом установлено, что ее положения применяются в отношении военнослужащих и в случаях, предусмотренных пунктом 1) части шестой статьи 41, пунктом 1) части пятой статьи 42 и пунктом 1) части 2-1 статьи 43 УК РК (при неуплате штрафа осужденным за совершение уголовного проступка, возникновении обстоятельств, препятствующих отбыванию исправительных работ трудоспособным осужденным за совершение уголовного проступка, и уклонении от общественных работ осужденным за совершение уголовного проступка), с 1 января 2017 года, а в отношении лиц, к которым в качестве дополнительного вида наказания назначено выдворение за пределы Республики Казахстан иностранца или лица без гражданства, - с 1 января 2019 года).
С 2018 года максимальный срок ареста сокращен с 90 до 50 суток, согласно ч. 1 ст. 45 УК РК. При этом арест не назначается несовершеннолетним, беременным женщинам, женщинам, имеющим малолетних детей, мужчинам, воспитывающим в одиночку малолетних детей, женщинам в возрасте пятидесяти восьми и свыше лет, мужчинам в возрасте шестидесяти трех и свыше лет, инвалидам первой или второй группы (ч. 3 ст. 45).
В УК Грузии предусмотрена ответственность за незаконные приобретение и сбыт государственных наград, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей (ст. 361), при этом законодательство Грузии о государственных наградах регулирует только оборот государственных наград Грузии.
В УК ОАЭ (ст. 251), Иордании (ст. 201) и Сан-Марино (ст. 392) предусмотрена ответственность только за публичное ношение любых орденов и медалей лицом, не имеющим на то права. В Законе Германии «О титулах, орденах и медалях» предусмотрена административная ответственность за ношение немецких и иностранных орденов и медалей или их вручение лицом, не имеющим на то права.
В КоАП Армянской ССР была предусмотрена ответственность за ношение лицами, не имеющими на то права, орденов, медалей, почетных званий СССР, а также их незаконное хранение, и за покупку, продажу, обмен или иную возмездную передачу орденов, медалей, почетных званий Армянской ССР, других союзных и суверенных республик, а также их ношение лицами, не имеющими на то права, или незаконное хранение (ст. 184).
В КоАП Армении (измененном КоАП Армянской ССР), действующем в Армении и Нагорно-Карабахской Республике, предусмотрена ответственность за покупку, продажу, обмен или иную возмездную передачу наград, медалей, почетных званий Республики Армения и СССР, ряд других нарушений правил их оборота и оборот знаков, сходных с ними (ст. 184).
В КоАП Украины (ст. 186.1) и Узбекистана (ст. 209) предусмотрена ответственность за незаконные присвоение (ст. 186.1 КоАП Украины), ношение, покупку, продажу, обмен или иную возмездную передачу ордена, медали, нагрудного знака к почетному званию без указания их видов (ст. 186.1 КоАП Украины и ст. 209 КоАП Узбекистана).
В части стран мира незаконный оборот государственных наград не влечет ответственности (Словакии, Литве, Латвии и др.).
В США в 2016 году Федеральным апелляционным судом был признан неконституционным запрет на ношение награды лицом, на которую оно не имеет права.
В законах ряда стран мира установлены запрет на продажу государственных наград соответствующих государств только действующими военнослужащими, ими награжденными, и уголовная или административная ответственность за его нарушение.
В частности, в Законе Об армии Великобритании (Army Act 1955) до 2006 года предусматривалась уголовная ответственность за продажу и ряд других незаконных действий с орденами и медалями Великобритании (UK military decorations), совершенных военнослужащими (ст. 46 и 197).
C 2006 года данный Закон заменен новым Законом О вооруженных силах Великобритании (Armed Forces Act 2006), в котором указанная ответственность не предусмотрена.
В Законе Об обороне Белиза 2000 года (Belize Defence Act) предусмотрена уголовная ответственность за продажу и ряд других незаконных действий с орденами и медалями (ст. 49), совершенных военнослужащими.
В Уголовном уложении Российской империи 1903г. (ст. 272) была предусмотрена ответственность только за публичное ношение заведомо не принадлежащих виновному ордена или знака отличия, которое являлось уголовным проступком, но в Уголовном уложении Великого Княжества Финляндского 1889г., являвшегося автономной территорией в составе Российской империи, имеющей свое законодательство, ответственность за данные и иные незаконные действия с любыми государственными наградами не предусматривалась.
В УК РСФСР 1926г. (ст. 183) предусматривалась ответственность только за ношение какого-либо ордена Союза ССР или союзной республики, знаков членов ЦИК СССР и ВЦИК.
Указом Президиума ВС СССР от 02.05.1943 "Об ответственности за незаконное награждение орденами и медалями СССР и нагрудными знаками, за присвоение орденов, медалей и нагрудных знаков и передачу их награжденными лицами другим лицам" была введена уголовная ответственность за незаконное награждение орденами и медалями СССР и нагрудными знаками лиц, не имеющих прямого отношения к армии или флоту, присвоение ордена, медали или нагрудного знака, их ношение, продажу или передачу в виде подарка, а также допущение их хищения должностными лицами. Данный Указ был отменен в 1960 году.
Вновь ответственность за незаконные действия с государственными наградами была установлена в СССР только Указом Президиума ВС СССР от 05.03.1985 N 1989-XI "Об ответственности за незаконные действия по отношению к государственным наградам СССР", которым была введена административная ответственность за ношение ордена, медали, нагрудного знака к почетному званию СССР или орденских лент и лент медалей на планках лицом, не имеющим на то права, а равно незаконное хранение ордена, медали, нагрудного знака к почетному званию СССР, и уголовная ответственность за покупку, продажу, обмен или иную возмездную передачу ордена, медали, нагрудного знака к почетному званию СССР, а равно подделку либо умышленное уничтожение ордена, медали, нагрудного знака к почетному званию СССР или другое надругательство над ним. Принятыми в соответствии ним указами Президиумов ВС РСФСР и других союзных республик данные изменения были внесены в КоАП РСФСР и других союзных республик, а также в них была введена административная ответственность за покупку, продажу, обмен или иную возмездную передачу ордена, медали, нагрудного знака к почетному званию РСФСР.
В ст. 194.1 УК РСФСР 1960 г. до вступления в силу УК РФ (1 января 1997 года) предусматривалась ответственность за покупку, продажу, обмен или иную возмездную передачу ордена, медали, нагрудного знака к почетному званию СССР. В ч. 1 ст. 167.1 КоАП РСФСР до вступления в силу КоАП РФ (1 июля 2002 года) предусматривалась ответственность за ношение ордена, медали, нагрудного знака к почетному званию СССР или орденских лент и лент медалей на планках лицом, не имеющим на то права, а равно незаконное хранение ордена, медали, нагрудного знака к почетному званию СССР, а в ч. 2 ст. 167.1 КоАП РСФСР - за покупку, продажу, обмен или иную возмездную передачу ордена, медали, нагрудного знака к почетному званию РСФСР, а равно ношение нагрудного знака к почетному званию РСФСР лицом, не имеющим на то права, либо его незаконное хранение.
Таким образом, уголовная ответственность с 1985 года была установлена за ряд незаконных действий только с государственными наградами СССР, а любые незаконные действия с наградами союзных республик, ставших с 1990 и 1991 года независимыми государствами, влекли лишь административную ответственность. В РФ незаконные приобретение или сбыт государственных наград РСФСР и РФ были криминализированы с 1 января 1997 года. При этом административная ответственность за данные действия с государственными наградами РСФСР и учет в качестве предмета указанных нарушений и незаконного ношения только государственных наград РСФСР и СССР, а не РФ, сохранялись до 1 июля 2002 года (ст. 167.1 КоАП РСФСР).
Подобное распределение мер административной и уголовной ответственности за незаконные действия с государственными наградами СССР и других стран встречается в КоАП и УК ряда стран СНГ (В частности, Туркменистана (ст. 238 УК ТР в ред. 2022г. и ст. 362 КоАП ТР)).
Наказание в виде лишения свободы за незаконные действия с государственными наградами предусматривалось в СССР с 1943 по 1960 годы и с 1985 года, при этом после 1991 года в РФ и большей части стран СНГ оно было исключено из соответствующих норм УК.
Наказание в виде лишения свободы за незаконные действия с государственными наградами предусмотрено в УК: Грузии, Азербайджана, Армении, Турции и др., а также в Разделе 18 Кодекса США (Title 18 US Code).
Таким образом, анализ законодательства зарубежных стран и истории российского законодательства об ответственности за незаконные действия с государственными наградами показывает, что административная или уголовная ответственность в различных странах мира предусматривается только за незаконное ношение или использование любых орденов, медалей или знаков отличия, а не только государственных наград конкретного государства или СССР, либо предусмотренная ранее уголовная или любая отдельная ответственность за подобные деяния частично либо полностью отменяется.
Наблюдается тенденция декриминализации незаконных приобретения или сбыта государственных наград СССР и других стран в странах СНГ и ряде других бывших республик СССР (Эстонии, Литве и Латвии).
При этом встречаются случаи установления в законодательстве конкретного государства уголовной и иной ответственности за незаконный оборот государственных наград другого государства, при отсутствии уголовной и иной ответственности за незаконный оборот своих государственных наград на своей территории и в УК других стран, либо установления уголовной ответственности за незаконный оборот государственных наград конкретного государства не в УК данного государства, а в УК других государств.
В частности, за незаконный оборот государственных наград Южной Осетии отсутствует ответственность в законодательстве Южной Осетии, РФ и других стран, но в Южной Осетии действуют УК и КоАП РФ, в которых предусмотрена ответственность за незаконные действия в отношении государственных наград СССР, РСФСР и РФ. При этом в законодательстве Южной Осетии не предусмотрено своих норм об ответственности за незаконный оборот любых государственных наград, но установлены запреты на приобретение, сбыт, ношение и иной незаконный оборот государственных наград Южной Осетии, а также указания на то, что указанные действия влекут ответственность в соответствии с законодательством Южной Осетии.
Незаконные приобретение или сбыт государственных наград Украины и Украинской ССР не влекут уголовной ответственности по УК Украины и РФ, но влекли ее по УК ДНР и ЛНР до их вхождения в состав РФ, по которым была предусмотрена ответственность за незаконные приобретение или сбыт государственных наград СССР, РСФСР (ст. 399 УК ЛНР и ст. 383 УК ДНР), РФ (ст. 399 УК ЛНР), ДНР (ст. 383 УК ДНР), ЛНР (ст. 399 УК ЛНР), Украины (ст. 399 УК ЛНР) и Украинской ССР (ст. 399 УК ЛНР и ст. 383 УК ДНР). При этом указанные незаконные действия с государственными наградами ЛНР влекли уголовную ответственность только по УК ЛНР, а данные действия с государственными наградами ДНР – по УК ДНР.
В ст. 17.12 КоАП ЛНР предусмотрена административная ответственность за ношение ордена, медали, нагрудного знака к почетному званию, знака отличия ЛНР, РФ, Украины, РСФСР, СССР, орденских лент или лент медалей на планках лицом, не имеющим на то права, а также за учреждение или изготовление знаков, имеющих схожее название или внешнее сходство с государственными наградами.
В законодательстве РФ отсутствуют ограничения на оборот и правила оборота государственных наград Южной Осетии, ДНР, ЛНР, Украины и Украинской ССР.
Подобное распределение мер ответственности за незаконные действия с государственными наградами различных государств и ограничений на их оборот является нелогичным и несправедливым, учитывая запрет на применение по аналогии уголовного закона и иного подобного закона об ответственности за правонарушения, игнорирование ими понятия общественной опасности деяния, наибольшее влияние на жизнь человека судимости или привлечения к уголовной ответственности, а также любых строгих наказаний и иных подобных мер воздействия, ограничения, предусмотренные для лиц, привлеченных к административной ответственности, и произвольность ограничения имущественных и иных прав человека.
В ряде стран СНГ уголовная ответственность предусмотрена только за корыстные формы незаконных приобретения и сбыта государственных наград СССР и соответствующих стран.
В РСФСР и РФ ответственность только за корыстные формы незаконных приобретения и сбыта государственных наград предусматривалась с 1985 и 1997 года соответственно по 2002 год и являлась административной.
Уголовная ответственность за безвозмездные формы незаконных приобретения и сбыта государственных наград (получение в дар, присвоение найденного, дарение и т.п.) существовала в СССР только с 1943 по 1960 год и существует в УК РФ с 1997 года.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.02.2020 N 10-П "По делу о проверке конституционности статьи 324 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Н.М. Деменьшиной" ст. 324 УК РФ была признана не противоречащей Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования содержащееся в ней положение предполагает:
возможность возложения уголовной ответственности за незаконный сбыт государственных наград СССР на лиц, у которых они хранятся (которым они переданы) после смерти награжденного, в силу общности правового режима государственных наград Российской Федерации и государственных наград СССР, установленного федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, которыми на государственные награды СССР распространено законодательство о государственных наградах Российской Федерации, ограничивающее их свободный оборот;
необходимость в правоприменительной практике устанавливать как формальную уголовную противоправность предусмотренного этой статьей деяния, так и реальную степень его общественной опасности, определяемую с учетом исследования всей совокупности фактических обстоятельств конкретного дела, в том числе свидетельствующих о наличии либо отсутствии оснований для освобождения лица от уголовной ответственности или от наказания либо для признания совершенного деяния малозначительным.
При этом Конституционным Судом не было учтено отсутствие в УК и ином законодательстве РФ критериев общественной опасности деяний и узкие для признания общественно опасными незаконных действий, предусмотренных ст. 324, перечни государственных наград (СССР, РСФСР и РФ) и наказуемых деяний (незаконные приобретение или сбыт), не охватывающие всех случаев общественно опасного оборота государственных наград и иных подобных предметов, которые могут представлять культурную ценность, или иметь высокую стоимость, что может влечь их хищение или совершение других преступлений в целях их приобретения и (или) сбыта, но позволяющие произвольно считать общественно опасными незаконные приобретение или сбыт данных наград.
Введение в действие уголовного наказания в виде ареста или введение в ст. 324 УК РФ наказания в виде лишения свободы повлечет излишние репрессивные действия в отношении лиц, которые приобретали или сбывали данные награды в целях коллекционирования либо сдачи государству, и будет препятствовать пресечению случаев их незаконного оборота или хищения, учитывая большое количество случаев провокаций незаконных приобретения и сбыта государственных наград СССР, РСФСР и РФ, часто влекущих осуждение лиц, которые не имели судимости (ранее или в прошлом) и не имеют склонностей к совершению преступлений, а также условия содержания в местах лишения свободы в РФ и возможность назначения наказания в виде лишения свободы за другие преступления, которые могут быть связаны с незаконным оборотом государственных наград (мошенничество, разбой, хищение предметов, имеющих особую ценность, приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем, и др.).
Возможно отнесение к уголовным проступкам деяний, не причинивших значимого для их отнесения к преступлениям, но в целях четкого разделения противоправных деяний на административные правонарушения, уголовные проступки и преступления необходимо определение критериев степени опасности деяний, отграничивающих данные виды правонарушений друг от друга, определяющих общественную опасность как признак преступления и степень опасности, необходимую для отнесения деяния к уголовному проступку.
Данные критерии могут быть правильно определены только степенью вреда, причиненного деянием, и не должно влечь произвольного отнесения противоправных деяний преступлениям или иным видам правонарушений, влекущего отнесение к преступлениям незначительных деяний и декриминализацию общественно опасных деяний.
Законопроектом № 612292-7 о введении в УК РФ уголовного проступка, подготовленным и внесенным в Государственную Думу Федерального Собрания Верховным Судом РФ, планировалось отнесение к уголовным проступкам преступлений, за которые не предусмотрено наказание в виде лишения свободы (включая незаконные приобретение или сбыт государственных наград СССР, РСФСР и РФ (ст. 324 УК РФ)), при сохранении их отнесения именно к преступлениям и многих правовых последствий, предусмотренных для лиц, привлеченных к уголовной ответственности за совершение преступлений или освобожденных тот нее по нереабилитирующим основаниям (привлечение к уголовной ответственности, судимость и возможность применения законодательных ограничений и запретов, предусмотренных для лиц, признанных виновными в совершении преступлений), поэтому данным законопроектом не будут решены проблемы осуждения за незначительные преступления большого количества лиц, в действиях которых отсутствует общественная опасность и лиц, осужденных незаконно и своевременно не оправданных или не оправданных по различным причинам.
Данный законопроект был снят с рассмотрения в 2020 году.
С 2021 года на рассмотрении находится законопроект 1112019-7 о введении в УК РФ уголовного проступка, подготовленным и внесенным в Государственную Думу Федерального Собрания Верховным Судом РФ, которым не планируется отнесение незаконных приобретения или сбыта государственных наград СССР, РСФСР и РФ (ст. 324 УК РФ) и многих других, деяний, предусмотренных УК РФ, к уголовным проступкам.
Кроме того, законопроект не вводит в УПК РФ понятия и правил задержания за совершение уголовных проступков, при отсутствии в УПК РФ права на задержание за совершение преступлений, за которые не предусмотрено наказание в виде лишения свободы (ст. 91 УК РФ), что создает правовую неопределенность в части наличия права на задержание за различные виды правонарушений и повлечет невозможность задержания лиц, совершивших уголовные проступки, при наличии права на задержание лиц, совершивших иные преступления или административные правонарушения, что нелогично. Это требует внесения изменений в законопроект об уголовном проступке, четко отграничивающих по степени опасности и размеру причиненного вреда уголовные проступки от преступлений и иных правонарушений и вводящих меньшие правовые последствия привлечения к ответственности за уголовные проступки, чем за преступления, а также четкие правила применения процессуальных мер, ограничивающих конституционные права человека и гражданина, по делам об уголовных проступках.
Учитывая вышеизложенное, необходима декриминализация незаконных приобретения и сбыта государственных наград, при которой возможна как замена ответственности за незаконные приобретение или сбыт государственных наград СССР, РСФСР и РФ общей административной ответственностью за незаконный оборот всех видов государственных наград, так и легализация приобретения и сбыта государственных наград СССР, РФСР и РФ с отменой многих или всех ограничений на совершение указанных юридически значимых действий.
Декриминализация незаконного оборота государственных наград во многих странах мира обусловлена отсутствием общественной опасности самих незаконных действий с государственными наградами и возможностью привлечения к уголовной ответственности за другие преступления в случаях, предусмотренных законодательством.
Уголовная ответственность за незаконные приобретение или сбыт государственных наград СССР, РСФСР и РФ используется для пополнения статистической отчетности по выявлению совершенных преступлений и не способствует пресечению преступлений, совершаемых в отношении владельцев государственных наград, учитывая частые случаи хищения любых ценных наград, а не конкретно государственных наград СССР, РСФСР и РФ, поэтому необходимы внесение вышеуказанных изменений или полная отмена ответственности за все незаконные действия с государственными наградами, не связанные с их незаконным ношением, либо полная отмена ответственности и ограничений на совершение всех действий с государственными наградами, в особенности, если они совершены при отсутствии фактов незаконного использования и иного оборота удостоверений к наградам в качестве официальных документов.
Проблема четкого распределения мер ответственности и наказаний связана с отсутствием четких критериев разграничения по степени опасности преступлений и иных правонарушений, а также мер наказаний за их совершение.
Согласно ст. 14 УК РФ преступлением является общественно опасное деяние, предусмотренное нормой Особенной части УК РФ, а малозначительное деяние, не представляющее общественной опасности, предусмотренное нормой Особенной части УК РФ, не является преступлением. При этом в 14 УК РФ не определены четкие критерии и признаки общественной опасности, дающей основания для привлечения к уголовной ответственности за оконченное или неоконченное преступление (покушение на любое преступление либо приготовление к тяжкому или особо тяжкому преступлению), и малозначительности деяния, исключающей отнесение деяния, предусмотренного в норме Особенной части УК РФ к преступлениям.
В УК РФ определение малозначительности деяния содержалось в УК РФ (ч. 2 ст. 14) с 1997 по 1998 год, но было исключено.
Отсутствие четкого определения преступления в национальном (уголовном и конституционном) и международном законодательстве создает трудности при отграничении преступлений от иных правонарушений и ненаказуемых противоправных деяний в законодательной и правоприменительной деятельности и влечет произвольные криминализацию и декриминализацию деяний, усиление или смягчение уголовных или иных наказаний за их совершение.
Р. Гарофало выделял понятие «естественного преступления», т.е. деяния, сохраняющегося в законах всех стран во все времена в качестве преступления. К таким деяниям относятся опасные преступления (убийство, разбой и др.). При этом до настоящего времени не введено их четкого отграничения от иных деяний.
Профессор Н.Ф. Кузнецова выделяла социальные (экономические, идеологические, политические, социально-психологические, нравственные и организационно-управленческие), социально-правовые (правовые традиции, правовая психология, состояние, динамика и структура преступности) и правовые (принципы права и правотворчества, действующая система права) факторы.
П.А. Филиппов в статье 2015 года «Декриминализация уклонения от прохождения военной и альтернативной гражданской службы (ст. 328 УК РФ)» отмечал, что в доктрине уголовного права, закрепленной в ст. 14 УК РФ, признано, что преступным является лишь такое деяние, которое по содержанию общественно опасно. Иными словами, каждое единичное деяние должно быть вредоносным и общественно опасным, а не их совокупность.
Автор указывал и на позиции других ученых об общественной опасности деяния, делая необходимые выводы:
«П.В. Крыловым была предложена система, состоящая из двух оснований декриминализации. Первое основание – это общественная опасность, которую автор рассматривает традиционно с позиции ее характера и степени. Вторым основанием выступает целесообразность уголовно-правового запрета, которая включает экономическую целесообразность, социально-психологические последствия криминализации, правосознание и нравственность, практическую возможность уголовно-правового регулирования.
Профессор А.И. Коробеев предложил три группы оснований, влияющих на криминализацию:
а) юридико-криминологические основания (степень общественной опасности, распространенность и типичность деяния, динамика деяний, возможность воздействия на деяния уголовно-правовыми средствами, возможности системы уголовной юстиции);
б) социально-экономические основания (ущерб, отсутствие негативных последствий уголовно-правового запрета и наличие материальных ресурсов для его реализации); в) социально-психологические основания (уровень общественного правосознания и психологии, исторические традиции).
С некоторыми изменениями эту систему воспроизвел А.Д. Антонов.
Опираясь на работы различных ученых, считаем возможным предложить следующую систему оснований для криминализации деяний:
1) правовые традиции;
2) общественная опасность деяния;
3) распространенность и динамика деяния;
4) психологические (нравственные) основания;
5) адекватность уголовно-правового запрета и экономия репрессии;
6) организационно-управленческие, в том числе процессуальные, возможности реализации уголовно-правового запрета».
Минимальные критерии опасности административных и иных правонарушений, не отнесенных к преступлениям, и их малозначительности, а также обязательность исключения ответственности за их совершение, если они являются малозначительными, не определены законодательством РФ. Все имеющиеся их определения (ст. 2.1 КоАП РФ и др.) содержат только указания на противоправность, наказуемость и виновность деяний, отнесенных к административным или многим другим видам правонарушений.
Отсутствие четкого разграничения преступлений и иных правонарушений, а также незаконных и законных действий влечет неправильное применение уголовного закона и осуждение невиновных лиц, на что явно указывает Постановление Конституционного Суда РФ от 17.06.2014г. № 18-П, вынесенное в связи с незаконным осуждением за покушение на незаконный сбыт холодного оружия (двух кортиков Веймарской республики), указавшее на недопустимость осуждения за незаконный сбыт оружия, если отсутствуют правила его сбыта, и декриминализировавшего незаконный сбыт холодного оружия, имеющего культурную ценность, путем признания несоответствующей Конституции РФ нормы УК РФ о незаконном сбыте холодного оружия (ч. 4 ст. 222 УК РФ (с 2021 года - ч. 7 ст. 222 УК РФ)) в части незаконного сбыта холодного оружия, имеющего культурную ценность.
Случаи неправильного применения уголовного закона и осуждения невиновных лиц за деяния, ошибочно отнесенные к преступлениям или иным правонарушениям, встречаются и во многих других решениях различных судов РФ и других стран.
Нормы о конкретных деяниях, отнесенных к преступлениям только по воле властей государств или их отдельных территорий, часто нарушают положения международных договоров, конституций и иного законодательства государств, обеспечивающие защиту основных прав и свобод человека, и противоречат здравому смыслу.
В целом законодателям и другим авторам законодательных инициатив, при установлении за незаконный оборот государственных наград, оружия или иных предметов и другие деяния лишения свободы, ареста, иных уголовных наказаний или других строгих наказаний, необходимо осознавать, что лишение свободы и другие виды наказания сами являются аналогом оружия, сильнодействующего или иного опасного вещества, произвольное или частое применение которого к определенному и, тем более, к неопределенному кругу лиц опасно и недопустимо, также, как и произвольное применение опасных видов оружия либо ненормированное применение сильнодействующего лекарства или иного опасного в определенном количестве вещества, т.к. оно представляет опасность для неопределенного круга лиц и общества в целом, а правильное его применение зависит от лиц, которые уполномочены назначать и исполнять его, поскольку применение наказаний может излишне ограничить основные права человека, а также повлечь материальные и иные лишения, подвергнутого ему лица, и лиц, зависящих от него.
При этом необходимо иметь ввиду, что частое применение лишения свободы и других подобных наказаний к различным осужденным влечет криминализацию общества и большие расходы бюджетных средств, которые в случае роста насильственной преступности и коррупции являются совершенно неоправданными, а в демократическом и правовом государстве (как и в любом государстве) частое или произвольное и, тем более, несправедливое применение лишения свободы и других репрессивных наказаний или иных мер крайне негативно сказывается на развитии и функционировании государства и на взаимодействии личности, государства и общества, а также на взаимоотношении государства с другими государствами и международными органами и организациями.
Любой закон государства может использован в различных целях при различных государственных режимах в различных государствах, а приоритет конституционного законодательства государства над международным законодательством не может отрицать основных прав и свобод человека и гражданина, установленных международным законодательством, но может повлечь их нарушение положениями конституций и иного законодательства конкретных государств, если он не указан в законодательстве государства или в международном законодательстве, признаваемом конкретным государством.
Отмена лишения свободы и уголовной ответственности за деяния, не причинившие существенного вреда, и за ненасильственные деяния, не повлекшие наступления тяжких последствий, необходима в отношении всех лиц, осужденных за их совершение, учитывая негативное влияние данного наказания на личность и отсутствие реальной профилактики преступности при произвольном распределении лишения свободы и других строгих наказаний за различные по степени опасности деяния.
Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека и гражданина, противодействию коррупции и упорядочиванию правовых норм законодательства РФ.

Практический результат

Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека и гражданина, противодействию коррупции и упорядочиванию правовых норм законодательства РФ.

Решение

Необходима декриминализация незаконных приобретения и сбыта государственных наград, при которой возможна как замена ответственности за незаконные приобретение или сбыт государственных наград СССР, РСФСР и РФ общей административной ответственностью за незаконный оборот всех видов государственных наград, так и легализация приобретения и сбыта государственных наград СССР, РСФСР и РФ с отменой многих или всех ограничений на совершение указанных юридически значимых действий.
Для голосования вы должны быть .

Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования

Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 99 940 голосов

60

Против решения: 206 голосов

К началу списка инициатив