Если до перестройки,и первые два десятилетия после перестройки-для пассажира,на одном и том же участке пути-был немалый выбор,между несколькими скорыми поездами,и несколькими обычными пассажирскими поездами...Поэтому разница в средней скорости,между скорым и пассажирским поездом-была заметная...
А еще и учитывая,что на расстояния 100-300 километров,был стабильный выбор между пригородными поездами 6000 нумерации, и местными поездами 600,последние были комфортнее и быстрее,зато дороже и не везде останавливались...Поэтому билеты на поезда дальнего следования,не продавались-если на участке,в несколько сотен километров-много местных и пригородных поездов...Недаром общие и сидячие вагоны,были во всех местных поездах...
А что происходит сейчас?Вся проблема началось с того,что РЖД стали частными,а министерство путей сообщения(далее-МПС)-упразднили...За поезда дальнего следования-отвечает Федеральная пассажирская компания(далее- ФПК)...За пригородные поезда-пригородные компании...Много пригородных поездов,признали убыточными и отменили...Так же и отменили,почти все местные поезда 600 нумерации-оставив из них,лишь ночные(ведь ездить на дальнем и местном поезде на малые дистанции-стало дорого,ибо билеты на местный поезд-по цене такие же,как и на поезд дальнего следования)...Некоторые местные поезда,заменили ускоренными электричками 800 нумерации,скорыми пригородными поездами 7000 нумерации,скоростными поездами 700 нумерации,а так же и обычными пригородными поездами 6000 нумерации-делающими остановки не везде,и меняющими свой номер в пути...Часть местных поездов,перевели из 600 нумерации,в скорые поезда дальнего следования,ускорив их незначительно...,например-за счет уменьшения времени стоянок в пути...
Отменены и некоторые поезда дальнего следования...А так же и исчез такой термин "местный поезд".Как правило-скорые поезда,сейчас приживаются лучше пассажирских.
Поэтому и добавляют остановки,оставшимся скорым поездам дальнего следования,замедляя их...И получается,что иногда и скорый поезд,на некоторых участках-заменяет одновременно,и пассажирские поезда дальнего следования, и местные поезда,и даже пригородные поезда...Но при всём при том-скорый поезд дальнего следования,даже если и на отдельных участках пути,делает остановок-почти не меньше пригородного поезда,цена билета на него-всё равно будет,соответствовать цене билета на скорый поезд...А значит что пассажирам,ехавшим на поезде,на расстояния 10-20 километров,такая поездка обойдется не дешевле(а может быть и дороже)-чем такси...,тем более-не в каждом поезде дальнего следования,есть общие и сидячие вагоны...Более того-это не нравится и пассажирам,которые едут на поезде-на расстояния 1000 и более километров...Платят как за скорый поезд,но едут иногда-почти не быстрее обычного пригородного поезда...Один из парадоксальных примеров-поезд 1\2 сообщением "Владивосток-Москва",который на участке между станциями Свеча и Антропово,останавливается через каждые 10-20 километров,несмотря на самый длинный и протяженный маршрут поезда.И как результат-часть пассажиров поездов,переходят на самолеты.А иногда и на междугородние автобусы.
Кроме того:по сравнению с прошлым веком-в 2000 годах,появилось немало в России,скоростных поездов-которых не было ранее...Однако фактически все они-курсируют только там-где большие пассажиропотоки.например-из Москвы в Петербург,в Нижний Новгород,в Иваново,Брянск,Воронеж,Курск.Но в России таких линий-катастрофически мало.Поэтому их абсолютно нерентабельно-запускать в Сибири,на Дальнем Востоке,на Урале,в Поволжье,и во всех остальных регионах России.Ибо понятно,что если запустить например-скоростной поезд из Москвы во Владивосток,то здесь проблема-не только в отсуствии скоростных магистралей,строительство которых-обойдется России,колоссально дорого...Но и проблема в слишком высоких ценах-которые будут гораздо выше,чем билет на самолет.
Несмотря на это,есть и положительные изменения,например-в текущем тысячелетии,появилось немало скорых пригородных поездов и ускоренных электричек,межобластных экспрессов,аэроэкспрессов...А так же и внутригородских электричек-заменяющих городской транспорт...А реже-и скоростных поездов в пригородном сообщении,например:Москва-Тверь,Челябинск-Магнитогорск...Однако данные виды жд транспорта-так же и курсируют,далеко не везде.Особенно с момента массовой отмены пригородных поездов по всей России,во 2 десятилетии 2000 годов...Если первое десятилетие 2000 годов-у пассажиров был стабильный выбор,между обычным пригородным поездом и скорым пригородным поездом\экспрессом-то уже в следующем десятилетии-часть регионов,осталась вообще без пригородного жд сообщения...А другие регионы-были обделены с природными поездами,которые стали ходить,в несколько раз реже...Иногда и 1 пара в сутки...Основная причина,в том что пригородные компании и правительства регионов-сочли нерентабельными,отмененные электрички,даже если и фактически-проблемы рентабельности можно было решить без их отмены.
Как пригородные поезда,так и поезда дальнего следования-нередко отменяли и отменяют,без объективных на то причин,даже если и эти рейсы и маршруты жд транспорта-необходимы населению...И даже если проблемы их рентабельности-можно решить,альтернативными путями.Например-скорректировать их графики,и стоимость билетов.
Нередко ФПК,действует не в интересах населения,а в своих исключительно финансовых интересах-делая тарифы на поезда дальнего следования,невыгодными и убыточными.А потом-отменяет или сокращает поезда.А так же и замедляет скорые поезда-прибавляя им остановки отмененных пассажирских и пригородных поездов...А иногда и решения ФПК-очень глупые и абсурдные...
Другая проблема:конкуренция между ФПК,дирекцией скоростного сообщения и пригородными компаниями.Ведь функциями всех перечисленных компаний-могла бы заниматься,одна единственная организация-не создавая конкуренцию поездам и электричкам.Особенно это касается ускоренных электричек,в том плане-что на одинаковые расстояния,сейчас могут ходить и пригородные экспрессы 7000 нумерации.И межобластные экспрессы 800 нумерации-ничем не отличающиеся от пригородных экспрессов:ни подвижным составом,ни комфортом,ни скоростью...,но официально являются поездами дальнего следования.А значит что на расстоянии в 100-300 километров,может ходить один и тот же подвижной состав с одинаковой скоростью,и как поезд дальнего следования,и как пригородный поезд.Что создает пассажирам путаницу и неудобства:отсуствие пригородных льгот в поезде дальнего следования,слишком большие тарифы на одном перегоне-у поезда дальнего следования.А так же и невозможность купить билет,на поезд дальнего следования в пригородной кассе...
Важно что и ФПК,и пригородные пассажирские компании-работающие совместно с региональными властями,все они действуют,не в интересах пассажиров...А в пользу своей выгоды...Если они отменяют поезда-то не потому,что конкретный поезд,нужен или не нужен населению...А потому что сочли нерентабельным...,хоть и объективно-некоторые отмененные поезда,были намного рентабельнее-чем им кажется...И даже если тот или иной поезд-остро необходим населению,его всё равно отменят,если сочтут нерентабельным.
Практический результат
1)Возврат необоснованно отмененных поездов и электричек.
2)Прекращение необоснованных,повышений тарифов на жд перевозки.
3)Возврат стабильного выбора пассажирам,между пригородными,местными и дальними поездами.
4)Ускорение поездов дальнего следования,за счет отмены ненужных остановок,и ограничения перевозок пассажиров,на малые расстояния...
5)Исчезнут ФПК,пригородные компании и дирекция скоростного сообщения.А значит что не будет между ними,никакой конкуренции.
6)Увеличение разницы,в скорости между скорыми и обычными пассажирскими поездами-за счет отмены ненужных остановок.
7)Улучшение качества жизни в населенных пунктах-расположенных рядом с железной дорогой.