Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным уделяется пристальное внимание поддержке рождаемости и молодых семей, материнства и детства. Глава Государства неоднократно выступал с инициативами поддержки молодых семей, поручал профильным ведомствам осуществить проработку предложений, касающихся поддержки молодых семей с детьми.
В статье 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – «ФЗ № 255») определены следующие выплаты (виды страхового обеспечения на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством):
- пособие по беременности и родам;
- ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
Согласно статье 11 ФЗ № 255 пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка.
Согласно ст.11.1 ФЗ № 255 ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком либо вышедшим на работу из этого отпуска ранее достижения ребенком возраста полутора лет в соответствии с частью 2 настоящей статьи, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.
Согласно ст.11.2 ФЗ № 255 ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40 процентов среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
Как видно из вышеприведенных положений законодательства, при расчете приведенных пособий учитывается средний заработок одного из родителей (женщины - для пособия по беременности и родам, матери или отцу или другим родственникам - для пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет).
Таким образом, размер выплачиваемых пособий напрямую зависит от среднего заработка застрахованного лица (матери/отца ребенка).
Согласно официальной информации Росстата среднемесячная заработная плата в г. Москве по состоянию на октябрь 2023 составляет 134 022,8 рублей. Среднемесячная заработная плата в Ивановской области (для примера), также по состоянию на октябрь 2023 составляет 43 143,3 рублей.
На примере указанных размеров среднемесячной заработной платы приведем расчет пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, при условии, что женщина была официально трудоустроена до нахождения в отпуске по уходу за ребенком.
Пример расчета пособия по беременности и родам из расчета среднемесячного заработка согласно сведениям Росстата.
1. Женщина, г. Москва. Женщина уходит в отпуск по беременности и родам в 2024 г., сумма ее заработка в 2022 г. составила 1 608 273,60 руб., в 2023 г. - 1 608 273,60 руб.
Размер среднего дневного заработка равен 4 406,22 руб. (1 608 273,60 руб. + 1 608 273,60 руб.) / 730 дн.)).
Размер пособия по беременности и родам составит:
Максимальный средний дневной заработок для расчета пособия в 2024 г. равен 4 039,73 руб.
4 039,73 руб. x 140 дн. = 565 562,20 руб.
2. Женщина, г. Иваново. Женщина уходит в отпуск по беременности и родам в 2024 г., сумма ее заработка в 2022 г. составила 517 719,60 руб., в 2023 г. - 517 719,60 руб.
Размер среднего дневного заработка равен 1418,40 руб. ((517 719,60 руб. + 517 719,60 руб.) / 730 дн.)).
Размер пособия по беременности и родам составит:
1418,40 руб. x 140 дн. = 198 577,38 руб.
Пример расчета пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет
1. Женщина, г.Москва
Принимая во внимание, что размер среднего дневного заработка равен 4 406,22 руб. ((1 608 273,60 руб. + 1 608 273,60 руб.) / 730 дн.)).
Максимальный средний дневной заработок для расчета пособия в 2024 г. равен 4 039,73 руб.
4 039,73 руб. x 30,4 x 40% = 49 123,12 руб.
2. Женщина, г.Иваново
Размер среднего дневного заработка равен 1418,40 руб. ((517 719,60 руб. + 517 719,60 руб.) / 730 дн.)).
1418,40 руб. x 30,4 x 40% = 17 247,74 руб
На указанных примерах видно, что даже при условии, если среднемесячный заработок молодой женщины из г. Иваново соответствует сведениям Росстата (***далеко не всегда молодой специалист небольшого города получает такую заработную плату, а скорее не получает), она не может рассчитывать на более существенный (максимальный) размер таких пособий, как на такой размер пособий может рассчитывать женщина, работающая в г. Москве (***в г. Москве, при этом, также далеко не каждый молодой специалист получает приведенную Росстатом заработную плату).
Разница между пособиями, на которые может рассчитывать женщина из г. Москвы и г. Иваново достаточно существенна, особенно для молодой семьи. Связано это с тем, что региональный среднемесячный заработок (в г. Иваново и т.п.), как правило, не позволяет рассчитывать на достойный уровень вышеприведенных пособий.
На приведенном примере женщина из г.Иваново, находящаяся в декретном отпуске, могла бы рассчитывать на существенно больший размер пособий, но в пределах законодательных ограничений, если бы при расчете такого пособия учитывался и среднемесячный заработок ее официально трудоустроенного супруга (второго родителя ребенка).
Практический результат
Внесение указанных изменений в Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» будет соответствовать поручениям Президента России, станет значимой поддержкой для молодых семей, что несомненно приведет к улучшению благосостояния, увеличению рождаемости, уменьшению количества расторгнутых браков на фоне бытовых проблем, с чем часто сталкиваются молодые семьи. Кроме того, подобные меры будут стимулировать официальное трудоустройство граждан, избегание работодателей, которые выплачивают «серую» заработную плату.
Вышеуказанное предложение по изменению законодательства не требует прямого финансирования из федерального бюджета, как, например, средства материнского капитала согласно статье 9 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Финансовое обеспечение для расчета вышеуказанных пособий исходя из среднемесячного заработка каждого из родителей все также осуществлялось бы за счет фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации согласно статье 3 ФЗ № 255.