1. В соответствии с пунктом 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведённых расходах, об источниках
доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
2. В соответствии с пунктом 2 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации, не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов, в части деятельности, осуществление которой влечет применение специальных налоговых режимов,
либо имущества, используемого для осуществления такой деятельности. Лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе
организации), и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию. Единая (упрощенная) налоговая декларация (далее - Декларация) представляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физического лица не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом,
полугодием, 9 месяцами, календарным годом.
3. В соответствии с пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации,
за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
4. Штраф по результатам налоговой проверки можно уменьшить, если у налогоплательщика имеются смягчающие обстоятельства.
Перечень смягчающих ответственность обстоятельств регламентирован пунктом 1 статьи 112 Налогового Кодекса Российской Федерации, в их числе:
- совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
- совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
- тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Перечень смягчающих налоговую ответственность обстоятельств является открытым и неограниченным.
Смягчающие обстоятельства могут быть установлены судом или налоговым органом (пункт 4 статьи 112 НК РФ).
В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выявляет обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения (подпункт 4 пункта 5 статьи 101 НК РФ, подпункт 4 пункта 7 статьи 101.4, пункт 4 статьи 112 НК РФ).
Налогоплательщик вправе подать в налоговый орган ходатайство и самостоятельно заявить о наличии смягчающих обстоятельств, поскольку у налогового органа не всегда имеется такая информация.
Ходатайство налогоплательщик (налоговый агент) может подать лично, через представителя или отправить почтой.
Конкретного срока для подачи ходатайства нет. Но важно подать его заранее до того дня, когда налоговый орган начнет рассматривать акт, в котором зафиксировано нарушение. В крайнем случае можно подать ходатайство прямо во время рассмотрения акта или озвучить устно, но не позже, иначе налоговый орган не сможет его учесть.
Практический результат
1. Улучшение показателей реализации федерального проекта.
2. Количество начинающих предпринимателей должно вырасти, особенно в регионах отсутствия крупного промышленного бизнеса.
3. Количество вновь созданных субъектов МСП позволит улучшить социальное и материальное положение в регионах, где бизнес чувствует поддержку государства.
4. После первых двух лет, как показывает практика, увеличивается динамика роста бизнеса, что эффективно сказывается на налоговую базу.