Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф120305
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости декриминализации распространения заведомо ложных сведений, не сопряженного с совершением насильственных или других подобных преступлений, для соблюдения конституционных прав человека, определенных ст.2 и 19 Конституции РФ

Необходима декриминализация распространения заведомо ложных сведений о лице, не сопряженного с совершением насильственных или других подобных преступлений против потерпевшего, для соблюдения конституционных прав человека, предусмотренных ст. 2 и 19 Конституции РФ, поскольку оно (ст. 128.1 и 298.1 УК РФ) является преступлением независимо от совершения других действий в отношении потерпевшего. При этом за квалифицированную клевету в ч. 2 - 5 ст. 128.1 УК РФ с 2021 года предусмотрено наказание в виде лишения свободы на сроки до 2 - 5 лет, а клевета о том, что лицо страдает заболеванием представляющим опасность для окружающих (ч. 4 ст. 128.1 УК РФ), и клевета с обвинением в совершении части видов опасных преступлений и любых преступлений, отнесенных в УК РФ к тяжким или особо тяжким преступлениям (ч. 4 и 5 ст. 128.1 и ч. 3 ст. 298.1 УК РФ), являются особо квалифицированными видами клеветы, за которые предусмотрено лишение свободы на сроки до 4 и 5 лет соответственно, т.е. на сроки, предусмотренные за причинение смерти по неосторожности двум или более лицам, убийство двух или более лиц, совершенное в состоянии аффекта, квалифицированное умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью человека и многие другие насильственные преступления, которые могут представлять повышенную общественную опасность, независимо от совершения конкретных действий в отношении потерпевшего и наступивших последствий.
За клевету в отношении судей, прокуроров и других лиц, указанных в ст. 298.1 УК РФ, совершенную в связи с исполнением ими своих должностных обязанностей по рассмотрению определенных законодательством категорий дел или исполнению решений по ним, наказание в виде лишения свободы не предусмотрено, что исключает его назначение за клевету с их обвинением в любом преступлении.
Клевета в отношении любых других лиц, включая лиц, осужденных за клевету, лжесвидетельство (заведомо ложный донос о совершении преступления или заведомо ложные показания свидетелей, потерпевших или экспертов по многим категориям дел, заведомо ложные заключения экспертов или заведомо неправильный перевод по ним), мошенничество и (или) за особо тяжкие насильственные преступления, может влечь наказание в виде лишения свободы в случаях ее совершения в отношении неопределенных лиц либо двух или более лиц, либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет", либо с обвинением в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, либо при наличии других квалифицирующих признаков, указанных в ч. 2 – 5 ст. 128.1 УК РФ.
Поэтому в УК РФ нелогично и несправедливо распределены наказания за клевету, а уголовная ответственность за само распространение заведомо ложных сведений (клевету), а не за его последствия и совершение противоправных действий, ограничивающих законные права потерпевшего от клеветы, если они не отнесены к иным составам преступлений.
В различных странах мира встречаются запреты на установление и применение лишения свободы за правонарушения, заключающиеся в публичных высказываниях, записях и иных публичных материалах, а также за другие деяния, связанные с опубликованием литературных произведений или иной информации.
В частности, в Конституции Египта 2014г. предусмотрено, что наказание в виде нарушения свободы недопустимо за преступления, совершенные по причине публичной природы творческого, литературного или интеллектуального продукта (ст. 67). При этом наказание в виде лишения свободы не может налагаться за преступления, совершенные посредством публикации или ее публичного характера (ст. 71).
При этом в ряде стран мира встречались запреты на отнесение к преступлениям и иным правонарушениям преступлений, носящих личный характер.
В частности, в Конституции Афганистана 1998г. было предусмотрено положение о том, что, если преступление носит личный характер, ни одно лицо не может быть привлечено к ответственности, арестовано, заключено под стражу или наказано за его совершение (ст. 25).
Таким образом, деяние, носящее личный характер, не было отнесено к преступлениям или иным правонарушениям законодательством Афганистана.
С 2004 года в Афганистане действует другая Конституция, в которой указанное положение не предусмотрено, а с 2021 года решается вопрос о восстановлении действия Конституции 1964 года, также не предусматривавшей подобного положения, или о принятии новой Конституции.
В УК и КоАП РФ отсутствует ответственность за незаконную госпитализацию в медицинскую организацию, которая не является психиатрическим стационаром, незаконное принудительное направление на амбулаторное лечение, проведение медицинских опытов на человеке, незаконную постановку диагноза о любом заболевании, незаконную постановку на учет в диспансеры и т.п., совершенные как без клеветы в отношении потерпевшего, так и при наличии клеветы. Отсутствует и отдельная ответственность за незаконную постановку на учет в полиции за совершение правонарушений и незаконное привлечение к административной ответственности, а также за действия, ограничивающие права человека, связанные с обвинением лица в совершении им незаконных или аморальных деяний, не отнесенных к преступлениям или административным правонарушениям.
Таким образом, ответственность несет только лицо, виновное в клевете, и только за ее распространение, и данная ответственность является уголовной. При этом действия лиц, знавших о ложности распространенных сведений или полагавших, что они могут быть ложными, не влекут уголовной или административной ответственности, если они не являются деяниями, предусмотренными УК или КоАП РФ, либо законом субъекта РФ об административной ответственности, а лицо, виновное в клевете, совершившее данные действия, несет ответственность только за клевету, т.е. за преступление, за которое не предусмотрено наказание в виде лишения свободы.
При этом клевета не представляет достаточной для отнесения к преступлениям степени общественной опасности, если ложность сведений очевидна или легко доказуема, либо своевременно указана лицом, совершившим клевету, или если указанное лицо и (или) другие лица не совершили противоправных действий в отношении потерпевшего, а также в случае, если клевета не повлекла наступления тяжких последствий.
Более того, криминализация деяний, заключающихся только в высказываниях лиц, на практике, не способствует их пресечению и борьбе с преступностью и влечет привлечение к уголовной ответственности невиновных лиц или лиц, деяния которых не влекут опасных последствий, усиления коррупции и рост числа лиц, осужденных как за данные, так и за другие преступления. Поэтому данные деяния часто декриминализируются. При этом происходит декриминализация и деяний, причиняющих имущественный вред, или вред здоровью человека, что требует упорядочивания правовых норм УК и КоАП РФ и введения четкого определения общественной опасности.
Деяния, связанные с незаконным существенным ограничением прав человека, в особенности, с незаконным медицинским вмешательством или привлечением к ответственности, умышленным заражением опасным заболеванием, незаконным ограничением или лишением его свободы, всегда представляют общественную опасность, а наличие заведомо ложных сведений, их влекущее, только увеличивает степень их опасности.
В целом законодателям и другим авторам законодательных инициатив, при установлении за клевету, хулиганство, незаконный оборот оружия или запрещенной законом символики и другие деяния лишения свободы, иных уголовных наказаний или других строгих наказаний, необходимо осознавать, что лишение свободы и другие виды наказания сами являются оружием, произвольное или частое применение которого к определенному и, тем более, к неопределенному кругу лиц опасно и недопустимо, т.к. оно представляет опасность для неопределенного круга лиц и общества в целом, а правильное его применение зависит от лиц, которые уполномочены назначать и исполнять его, поскольку применение наказаний может излишне ограничить основные права человека, а также повлечь материальные и иные лишения, подвергнутого ему лица, и лиц, зависящих от него.
При этом необходимо иметь ввиду, что частое применение лишения свободы и других подобных наказаний к различным осужденным влечет криминализацию общества и большие расходы бюджетных средств, которые в случае роста насильственной преступности и коррупции являются совершенно неоправданными, а в демократическом и правовом государстве (как и в любом государстве) частое или произвольное и, тем более, несправедливое применение лишения свободы и других репрессивных наказаний или иных мер крайне негативно сказывается на развитии и функционировании государства и на взаимодействии личности, государства и общества, а также на взаимоотношении государства с другими государствами и международными органами и организациями.
Полная декриминализация распространения заведомо ложных сведений о лице (клеветы) допустима, учитывая наличие возможности как пресечения клеветы привлечением виновного лица к гражданско-правовой или административной ответственности в установленном законом порядке, так и его привлечения к уголовной ответственности за некоторые другие преступления (вымогательство (статья 163 УК РФ), заведомо ложный донос о совершении преступления (статья 306 УК РФ), заведомо ложные показания свидетеля, потерпевшего, эксперта или специалиста, заведомо ложное заключение эксперта или заведомо неправильных перевод, совершенные в ходе досудебного производства или в суде, по уголовным, гражданским и административным делам (за исключением дел об административных правонарушениях, исполнительного производства и дел о налоговых правонарушениях, рассматриваемых налоговыми органами), а также в арбитражном процессе (статья 307 УК РФ) и т.п.) в случаях, предусмотренных законом.

Практический результат

Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека и гражданина, борьбе с различными видами преступности, противодействию коррупции, уменьшению социальной напряженности, повышению доверия населения к власти, а также упорядочиванию правовых норм УК, КоАП, ГК и иного законодательства РФ.

Решение

Необходима декриминализация распространения заведомо ложных сведений о лице, не сопряженного с совершением насильственных или других подобных преступлений против потерпевшего, для соблюдения конституционных прав человека, предусмотренных ст. 2 и 19 Конституции РФ, учитывая степень опасности клеветы и международную тенденцию декриминализации клеветы, поскольку реальную общественную опасность представляет не сама клевета, а ее конкретные последствия и ограничение законных прав потерпевшего от клеветы лицами, знающими о том, что имел место факт клеветы, но игнорирующими или опровергающими данный факт.
Для голосования вы должны быть .

Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования

Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 99 930 голосов

70

Против решения: 209 голосов

К началу списка инициатив