В апреле 2024 года Федеральная служба в сфере образования и науки установила соответствия между первичными баллами и тестовыми баллами по каждому предмету ЕГЭ, который предстоит сдавать выпускникам 2024 года (смотрите прикрепленный файл).
Данная процедура проведена по методике, которая неизвестная широкому кругу граждан России, которых касается непосредственно (выпускников) и косвенно (их родителей) и без обсуждения со всеми заинтересованными сторонами: родительской общественностью, педагогическим сообществом, научным сообществом (в лице Российской академии образования, ведущих педагогических ВУЗов).
В результате, соответствие между первичными и тестовыми баллами по некоторым предметам ЕГЭ крайне не логичные и не справедливые. Например, по географии за первые 9 первичных баллов (из 38) выпускник получит 37 тестовых баллов (из 100), т.е. за один первичный балл по 4 вторичных. Получается, что, решив менее 25% экзамена, ученик получит 37% итоговых баллов. Кажется, что Рособрнадзор играет на стороне выпускника. Но на самом деле это не так.
Следующие 9 первичных баллов принесут сдающему экзамен только 12 вторичных баллов, т.е. соответствие резко снижается до соотношения 1 к 1 вместо 1:4 как было в первой четверти экзамена.
Аналогичное соотношение остается и в третьей четверти экзамена: за 10 первичных баллов выпускник получит только 14 тестовых баллов. Снова соотношение чуть больше, чем 1 к 1.
Наконец последняя четверть баллов (10 баллов) принесёт ученику вновь 37 баллов, то есть соответствие вновь возвращается к соотношению 1 к 4.
Аналогичные проблемы есть и по другим предметам (например, литература), когда стоимость перевода первичного балла в тестовые баллы в конце шкалы соответствий резко возрастает. Напротив, по другим предметам – математики, химии, истории – шкала более справедливая с постепенным уменьшением количества тестовых баллов, получаемых за первичные баллы экзамена.
Вполне понятно, почему Рособрнадзор в первой четверти шкалы экзамена по географии (и другим предметам) делает такое большое соотношение первичных баллов ко вторичным - это делается, чтобы минимизировать число не сдавших экзаменов: решил 25% экзамена - умничка и молодец.
Но это играет против умного и подготовленного ученика, которому каждый последующий тестовый балл приносит намного меньше, чем в начале пути. Получается, что Рособрнадзор вытягивает выпускников, которые предмет (географию) не знает, чтобы создать благостную картину и, напротив, топит тех учеников, которые хорошо подготовились, занижая их итоговые тестовые баллы своей крайне непропорциональной шкалой.
Практический результат
ЕГЭ должен не просто проверять знания и умения выпускников, но делать это прежде всего справедливо. Внедрение пропорциональной методики перевода первичных баллов ЕГЭ по географии и литературе позволит сделать оценивание выпускников по этим предметам более качественным и справледливым.
Дополнительные материалы