В настоящее время законодательство России не предусматривает оснований для привлечения должностных лиц к ответственности за их действия (бездействие), которые были признаны впоследствии незаконными.
Пример 1. Сотрудником ГИБДД составлен протокол об административном правонарушении, который впоследствии был обжалован гражданином и признан неправомерным. Несмотря на потерю времени, средств и возможное причинение ущерба гражданину (здоровью или имуществу) в связи с незаконным привлечением к ответственности, сотрудник ГИБДД никоим образом не понесет наказание за свои действия.
Пример 2. Судья вынес неправосудное решение, которое впоследствии было отменено судом вышестоящей инстанции. Несмотря на возникшие убытки, потерю времени и иные негативные последствия, судья не понесет никакого наказания за свои действия.
Пример 3. Инспектор ФНС России отказал в государственной регистрации юридического лица (внесении изменений в сведения о юридическом лице). Впоследствии это решение было признано незаконным. Инспектор ФНС России не понесет никакого наказания за свои действия, хотя они могли быть сопряжены со значительными потерями для предпринимателя.
Таким образом, должностные лица в настоящее время имеют ничем не ограниченную возможность принимать любые, даже заведомо незаконные решения, либо бездействовать в случае беззакония, не опасаясь преследования со стороны ущемленных ими в законных правах лиц. Потерпевшие же могут рассчитывать максимум на отмену незаконного решения после долгих и дорогостоящих разбирательств в судах или вышестоящих органах власти.
Решение:
Введение личной ответственности должностных лиц органов государственной и муниципальной власти за неправомерные действия (бездействие). Возможный квалифицирующий признак – заведомость неправомерности действий (бездействия).
Ответственность может быть реализована в качестве административной, уголовной и гражданской:
1. в случае если неправомерные действия (бездействие) должностного лица повлекли причинение гражданину или юридическому лицу ущерба, не превышающего значительный ущерб, - устанавливается административное наказание;
2. в случае если неправомерные действия (бездействие) должностного лица повлекли причинение гражданину или юридическому лицу значительного, крупного или особо крупного ущерба, - устанавливается уголовное наказание;
3. в случае если неправомерные действия (бездействие) должностного лица повлекли причинение гражданину или юридическому лицу ущерба чести, достоинству или деловой репутации, - устанавливается административное наказание;
4. в случае если неправомерные действия (бездействие) должностного лица повлекли причинение гражданину легкого или средней тяжести вреда здоровью, - устанавливается административное наказание;
5. в случае если неправомерные действия (бездействие) должностного лица повлекли причинение гражданину тяжкого вреда здоровью или его смерть, - устанавливается уголовное наказание.
6. должностное лицо должно нести также личную имущественную (гражданскую) ответственность за свои неправомерные действия (бездействие) по иску потерпевшего.
Справка:
Размер ущерба имуществу устанавливается по правилам примечания 1 к ст. 158 УК РФ:
1. значительный ущерб определяется с учетом имущественного положения потерпевшего, но не может составлять менее 2500 рублей;
2. крупный ущерб должен превышать 250 000 рублей;
3. особо крупный ущерб должен превышать 1 000 000 рублей.
Размер вреда здоровью устанавливается согласно п. 4 Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2007 г. N 522).
Практический результат
1. Снижение уровня излишней бюрократизации;
2. Снижение уровня коррупции;
3. Ограничение злоупотреблений должностными лицами своими полномочиями;
4. Мотивация к беспристрастному, законному, добросовестному и основательному исполнению должностными лицами своих функций.
5. …
6. Профит! (для всего населения России и иностранных инвесторов в форме инструмента общественного контроля).