Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф123137
Уровень инициативы:
Федеральный

Реформа законодательства о судебном представительстве

С 1 октября 2019 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ, в соответствии с которым были внесены многочисленные поправки в процессуальные кодексы - Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (далее по тексту "АПК РФ"), Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее по тексту "ГПК РФ") и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту "КАС РФ"). В ряде СМИ и в блогосфере вносимые на основании вышеуказанного федерального закона законодательные поправки стали именовать "процессуальной революцией".
Спустя четыре с лишним года с момента начала "процессуальной революции" появилась возможность подвести её некоторые итоги, оценить удалось ли решить поставленные перед ней задачи. Одной из наиболее обсуждаемых законодательных новелл в рамках "процессуальной революции" было установление запрета для лиц, не имеющих диплома о высшем юридическом образовании, осуществлять функции судебных представителей. В настоящее время соответствующее требование распространяется практически на все категории арбитражных и гражданских дел, рассматриваемых в арбитражных судах и судах общей юрисдикции, а в отношении административных дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции в соответствии с КАС РФ, соответствующее ограничение существовало и до "процессуальной революции".
Целью вышеупомянутой законодательной новеллы было повышение качества юридических услуг: авторы законопроекта, вероятнее всего, исходили из предположения, что лица, получившие диплом о высшем юридическом образовании, лучше справляются с работой судебного представителя, чем лица, такого диплома не получившие, а потому право работать в качестве судебных представителей должно быть только у дипломированных юристов. Кроме дипломированных юристов в соответствии с ныне действующим процессуальным законодательством представительствовать в суде могут лица, обладающие учёной степенью по юридической специальности, а также адвокаты.
Удалось ли путём введения запрета на осуществление функций судебного представителя для лиц, не имеющих диплома о высшем юридическом образовании, повысить уровень оказываемых в наших судах юридических услуг? По мнению автора инициативы, этого достичь не удалось, и причины этого состоят в нижеследующем:
1. отсутствует прямая взаимосвязь между качеством оказываемых судебным представителем услуг и наличием у него диплома о высшем юридическом образовании. Подобно тому как диплом выпускника литературного института не является гарантией того, что уровень литературного мастерства его обладателя превосходит уровень литературного мастерства лица, не имеющего такого диплома, наличие диплома о высшем юридическом образовании не свидетельствует о том, что его обладатель справится с работой судебного представителя лучше, чем лицо, такого диплома не имеющее. В работе судебного представителя потребно множество умений, в том числе, и таких, которые обусловлены в большей степени природными дарованиями, нежели образованием (например, ораторское или актёрское мастерство). К тому же, помимо юридических знаний, зачастую для успешного представления интересов доверителя в суде поверенному необходимы знания из других наук - так, например, при рассмотрении кадастровых споров огромное значение могут иметь знания из геодезии и картографии, при рассмотрении налоговых споров - знание бухгалтерского учёта, при рассмотрении споров, связанных с распространением информации в сети Интернет, - знания в сфере информатики и т.п. Таким образом, диплом геодезиста, бухгалтера или программиста зачастую подтверждает компетенцию представителя по конкретному делу не хуже, чем диплом юриста.
При этом качество оказываемых судебными представителями услуг возрастает благодаря высокой конкуренции на рынке юридических услуг, когда потребитель может выбирать из множества кандидатур ту, которая с его точки зрения лучше всего справится с ведением его дела в суде;
2. в огромном числе случаев граждане сами осуществляют представительство своих интересов в суде, поскольку законодательством не установлено обязательного участия в судебном процессе профессионального поверенного. Более этого, довольно часто судопроизводство осуществляется вовсе без участия сторон или их представителей - например, в тех случаях, когда стороны были о судебном заседании извещены надлежащим образом, но не явились на него и не направили на него своих представителей,
3. "процессуальной революцией" совершенно не было затронуто положение адвокатуры, хотя именно повышением значимости адвокатуры и установлением адвокатской монополии по некоторым категориям дел можно было бы повысить качество оказываемых юридических услуг в сфере судебного представительства. Это обусловлено тем, что статус адвоката не только подтверждает квалификацию его обладателя как юриста, но также налагает на адвоката определённые обязательства - состоять в региональной адвокатской палате, а также в адвокатском образовании (либо зарегистрировать свой адвокатский кабинет), соблюдать конфиденциальность и хранить адвокатскую тайну, не занимать по делу правовую позицию, противоречащую правовой позиции доверителя (кроме случаев, когда адвокат убеждён в самооговоре подзащитного) и т.п. Органы адвокатского самоуправления - региональные адвокатские палаты и Федеральная палата адвокатов Российской Федерации - осуществляют контроль за соблюдением адвокатами профессиональных и этических стандартов при оказании ими юридической помощи. Эти обстоятельства предопределяют наличие так называемой "адвокатской монополии" по уголовным делам, при этом такая же монополия может и должна быть распространена и на некоторые другие категории дел - в частности, на представительство и защиту по всем категориям дел в кассационных арбитражных судах и кассационных судах общей юрисдикции, а также в Верховном Суде Российской Федерации. Также необходимо претворить в жизнь меры, направленные на повышение престижа и авторитета адвокатуры, укрепления доверия в обществе к институту адвокатуры.

Практический результат

1. Повышение качества оказываемых гражданам и юридическим лицам юридических услуг (в том числе юридических услуг, связанных с судебным представительством).
2. Предоставление гражданам дополнительных гарантий в сфере судопроизводства.
3. Укрепление законности и правопорядка.

Решение

1. Отменить содержащиеся в АПК РФ, ГПК РФ и КАС РФ нормы, согласно которым представителями граждан и юридических лиц в суде могут быть только лица, обладающие дипломом о высшем юридическом образовании.
2. Установить обязательное лицензирование деятельности по оказанию профессиональной юридической помощи (включая судебное представительство) лицами, не являющимися адвокатами, нотариусами, а также сотрудниками государственных или муниципальных органов власти. Такое лицензирование должно производиться Министерством юстиции Российской Федерации, а также посредством членства частнопрактикующих юристов или организаций, оказывающих профессиональную юридическую помощь, в саморегулируемых организациях. При этом наличие диплома о высшем юридическом образовании не должно быть обязательным условием для членства в такой саморегулируемой организации или для получения лицензии на оказание профессиональной юридической помощи.
3. Установить обязательное участие адвоката-защитника в делах об административных правонарушениях, рассматриваемых судами. При отсутствии у лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, собственного адвоката ему должен быть предоставлен адвокат по назначению с оплатой его услуг из средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации (в зависимости от того рассматривается ли дело об административном правонарушении, предусмотренном КоАП РФ или КоАП субъекта РФ).
4. Установить обязательное участие адвоката в делах о банкротстве физических лиц в качестве представителя гражданина-должника. При отсутствии у гражданина-должника собственного адвоката ему должен быть предоставлен адвокат по назначению арбитражного суда с оплатой услуг такого адвоката из конкурсной массы гражданина-должника по установленным Министерством юстиции Российской Федерации расценкам, а при отсутствии в конкурсной массе достаточных средств - из средств кредитора-заявителя по делу о банкротстве.
5. Установить адвокатскую монополию на представительство интересов граждан и юридических лиц, обращающихся с кассационными жалобами в кассационные суды общей юрисдикции и кассационные арбитражные суды, а также с кассационными и надзорными жалобами в Верховный Суд Российской Федерации по всем категориям дел.
6. Ввести в качестве обязательного участника каждого Пленума Верховного Суда Российской Федерации представителя Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации.
7. Внести изменения в АПК РФ и в ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", в соответствии с которыми установить понятия "отсутствующий ответчик" и "отсутствующий должник". Отсутствующий ответчик (или отсутствующий должник) - физическое лицо, не явившееся на судебное заседание или не направившее на судебное заседание своего представителя, в отношении которого у суда отсутствуют сведения о его месте жительства, или юридическое лицо, не направившее на судебное заседание своего представителя, в отношении которого в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений о его адресе и (или) о недостоверности сведений о его единоличном исполнительном органе. Интересы таких лиц в арбитражном деле или в арбитражном процессе по делу банкротстве должны представлять адвокаты по назначению арбитражного суда с оплатой их услуг по установленным государством расценкам за счёт средств проигравшей стороны, в том числе, учредителей (участников, акционеров и т.п.) проигравшего юридического лица (а при отсутствии у проигравшей стороны таких средств - за счёт средств федерального бюджета; при этом государство после оплаты услуг адвоката по назначению должно получить право обратного требования к проигравшей стороне по делу).
8. Приравнять подтверждение адвокатом верности копии документа (подаваемого в суд) к нотариальному подтверждению верности копии такого документа.
Для голосования вы должны быть .

Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования

Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 99 783 голоса

217

Против решения: 82 голоса

К началу списка инициатив