Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф124013
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости введения четких критериев разделения по степени опасности, строгости наказания и его правовых последствий административных правонарушений, дела о которых в первой инстанции рассматриваются судьями, и других административных правонарушений

Необходимо ввести четкие критерии разделения по степени опасности и строгости наказания в виде штрафа, а также тяжести правовых последствий для лиц, привлеченных к административной ответственности, административных правонарушений, дела о которых в первой инстанции рассматриваются судами, и других административных правонарушений и обязательное рассмотрение судом всех дел об административных правонарушениях, влекущих уголовную ответственность по административной или иной преюдиции, до отмены преюдиции в УК и КоАП РФ, или во всех случаях возникновения оснований для решения вопроса об уголовной ответственности за фактически совершенное деяние (учитывая необходимость отмены указанных видов преюдиции и четкого разграничения преступлений и административных правонарушений по степени причиненного вреда), а также исчерпывающий перечень оснований передачи дел об административных правонарушениях, рассматриваемых в первой инстанции как судами, так и другими субъектами, на рассмотрение судье, либо отменить обязательное рассмотрение судами дел об административных правонарушениях, за которые предусмотрено наказание в виде штрафа в определенном или любом размере без обращения в суд с соответствующим ходатайством лица, привлеченного к административной ответственности, или управомоченного им лица, либо исключить из перечня видов наказаний предупреждение и штрафы, назначаемые без решения суда или любыми субъектами, с отменой всех ограничений, связанных с привлечением к административной ответственности, в случаях их назначения иными субъектами или любыми субъектами, включая суды, и с принудительным взысканием штрафов только по решению суда, вынесенному по обращениям о необходимости их принудительного взыскания, после передачи в суд дела об административном правонарушении и его рассмотрения или рассмотрения судом дела об административном правонарушении, рассмотренного им в первой или во второй инстанции, поскольку судами в первой инстанции рассматриваются дела о многих административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ или законами субъектов РФ об административной ответственности, перечень которых часто изменяется и пополняется в ст. 23.1 КоАП РФ и положениях законов субъектов РФ об административной ответственности (КоАП г. Москвы, Московской области, республики Тыва и др.), но отсутствуют четкие критерии отличия административных правонарушений, рассматриваемых судами в первой инстанции, от остальных административных правонарушений, а их рассмотрение судом в первой инстанции увеличивает нагрузку на мировых и федеральных судей, а также необоснованно увеличивает время рассмотрения дел о незначительных административных правонарушениях и влечет определенные ограничения прав граждан.

Согласно ст. 30.1 КоАП РФ суд может рассматривать дела об административных правонарушениях во второй инстанции, поэтому введение четких критериев разделения административных правонарушений, дела о которых в первой инстанции рассматриваются судьями, и других административных правонарушений, а также исчерпывающего перечня оснований передачи дел об административных правонарушениях на рассмотрение судье в первой инстанции, не повлечет нарушения конституционных прав лиц, привлекаемых к административной ответственности.

Согласно ст. 23.1 КоАП РФ: 1. Судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 - 5.26, частями 2, 5 и 7 статьи 5.27, частью 5 статьи 5.27.1, статьями 5.35.1, 5.37 - 5.43, 5.45 - 5.52, 5.56 - 5.69, 6.1 - 6.2, частями 2 и 3 статьи 6.3, статьями 6.8, 6.9, 6.9.1, 6.11 - 6.16, 6.17, 6.16.1, 6.18 - 6.22, 6.26, 6.27, частью 4 статьи 6.29, статьей 6.33, частью 1 статьи 6.34, статьями 6.36, 7.5, частью 2 статьи 7.11, статьями 7.12 - 7.17, 7.19, частью 2 статьи 7.23.2, статьями 7.24, 7.27, 7.27.1, 7.28, частью 1 статьи 7.31, частью 7 статьи 7.32, частью 2 статьи 7.32.3, частью 2 статьи 7.32.5, статьей 7.35, частью 2 статьи 8.28, частями 4, 6 и 8 статьи 8.28.1, статьями 8.28.2, 8.32.2, частями 1.2 и 1.3 статьи 8.37, частью 2 статьи 8.49, частью 3 статьи 9.1 (в части грубого нарушения условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности), частью 2 статьи 9.1.1, статьей 9.5.2, статьей 9.13 (в части уклонения от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов образования и предоставляемых услуг в сфере образования), статьей 9.14, частями 5 и 6 статьи 9.23, статьями 10.5.1, 10.11, частью 2 статьи 11.3, частью 7 статьи 11.5, статьей 11.7.1, частью 2 статьи 11.14.3, частями 2 и 3 статьи 11.15.1, частями 2 и 3 статьи 11.15.2, частью 4 статьи 11.17, статьями 11.21, 11.22, 11.24, 11.32, частью 4 статьи 12.2, частью 2.1 статьи 12.3, частями 1, 2, частью 3 (в случаях незаконного нанесения цветографической схемы легкового такси) статьи 12.4, частями 3, 4 - 7 статьи 12.5, частями 2 и 4 статьи 12.7, статьей 12.8, частью 7 статьи 12.9 (за исключением случаев фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи), частью 3 статьи 12.10, частью 5 статьи 12.15 (за исключением случаев фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи), частью 3.1 статьи 12.16 (за исключением случаев фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи), статьями 12.24, 12.26, частями 2 и 3 статьи 12.27, статьями 12.34, 12.35, 13.2.1, частями 1 и 2 статьи 13.5, статьями 13.10, 13.11, 13.11.1, 13.11.2, частью 5 статьи 13.12, статьями 13.14 - 13.16, частью 2 статьи 13.18, статьей 13.19.1, частью 2 статьи 13.19.2, статьей 13.19.3 (за исключением административных правонарушений, совершенных застройщиком, должностными лицами застройщика), статьями 13.19.4, 13.20, 13.21, 13.23, частью 2 статьи 13.25, статьями 13.27, 13.28, частями 1.1, 2 - 4 статьи 13.31, статьями 13.33, 13.34, частью 2 статьи 13.35, частью 2 статьи 13.36, частью 2 статьи 13.37, статьями 13.38, 13.39, частями 2.1, 4 - 7 статьи 13.40, статьями 13.41 - 13.49, частями 2 и 3 статьи 13.50, статьями 13.51, 14.1, 14.1.1, 14.1.1-1, 14.1.2, 14.1.4, частями 3, 4, 6 и 7 статьи 14.4.1, статьей 14.4.3, частью 3 статьи 14.5, частью 2 статьи 14.9, статьями 14.10 - 14.12, частями 1 - 4.1, 5.1 - 8 статьи 14.13, статьями 14.14, 14.15.2, 14.15.3, частями 1 и 2 статьи 14.16, статьями 14.17, 14.17.1, 14.17.2, 14.17.4, 14.18, 14.23, частями 1, 2, 5, 8 статьи 14.25, статьями 14.25.1, 14.27, частью 6 статьи 14.28, частью 2 статьи 14.31.2, частями 1 и 5 статьи 14.34, статьями 14.35 - 14.37, частью 2 статьи 14.38, частью 3 статьи 14.43, частью 3 статьи 14.43.1, статьей 14.46.1, частью 5 статьи 14.46.2, статьями 14.47, 14.48, частями 1 - 5 статьи 14.51, статьей 14.53.1, частью 2 статьи 14.54, статьями 14.56, 14.58, 14.59, 14.60, 14.62, частью 2 статьи 14.63, статьями 14.65 - 14.67, 15.3 - 15.12, частью 11 статьи 15.23.1, частями 5.1 и 5.2 статьи 15.25, статьей 15.26, частью 1 статьи 15.26.1, частью 1 статьи 15.26.2 (в части ограничения времени работы), частями 1.1 - 3 (об административных правонарушениях в сфере скупки, купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий), частью 4 статьи 15.27, статьями 15.27.1 - 15.27.3, 15.32, 15.33, 15.33.1, частью 1 статьи 15.33.2, статьей 15.36 (за исключением административных правонарушений, совершенных кредитной организацией), статьей 15.42, частью 1 статьи 15.44, статьей 15.45, частью 2 статьи 16.1, статьями 17.1 - 17.13, частями 2 и 2.1 статьи 17.14, частями 1.1, 1.2, 2.1, 3 и 4 статьи 17.15, статьей 17.17, частями 1.1, 3.1 - 5 статьи 18.8, частями 2 и 3 статьи 18.10, статьями 18.11 - 18.13, частями 2 и 3 статьи 18.19, статьей 19.1, частями 1, 1.1, 4 - 6 статьи 19.3, частями 1, 3 и 7 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частями 1, 7.3, 12 - 16, 18, 19, 20.1, 24 - 32, 37 и 42 статьи 19.5, статьями 19.5.1, 19.5.2, 19.6, 19.6.1, 19.6.2, 19.7, частью 3 статьи 19.7.1, частями 1 и 2 статьи 19.7.5-1, статьей 19.7.7, частями 2 и 3 статьи 19.7.9, частями 1.2, 1.3 и 5 статьи 19.7.10, статьями 19.7.10-3, 19.7.10-4, 19.7.12, частью 1 (в части административных правонарушений, совершенных должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов), частью 2 статьи 19.8.1, статьями 19.9, 19.11 - 19.13, 19.20, 19.21, 19.23, частью 3 статьи 19.24, статьями 19.26, 19.28 - 19.30.2, 19.32, 19.33, 19.34, 19.34.2, 19.35, 19.36, 19.37, частями 3 - 5 статьи 20.1, статьями 20.2, 20.2.2, 20.2.3, 20.3, 20.3.1, 20.3.2 - 20.3.4, 20.5 - 20.7, частями 2, 4.2 - 4.5 статьи 20.8, статьями 20.9, 20.10, частью 4 статьи 20.12, статьями 20.13, 20.15, частью 1.1 статьи 20.16, статьями 20.17, 20.18, 20.19, частью 3 статьи 20.20, статьей 20.23, статьей 20.24 (в отношении частных детективов (охранников), частью 1 (за исключением случаев неуплаты административного штрафа, назначенного за административное правонарушение, предусмотренное статьей 11.23, 11.26, 11.27 или 11.29 либо главой 12 КоАП РФ, совершенное на транспортном средстве, зарегистрированном в иностранном государстве), частями 2 - 5 статьи 20.25, статьями 20.26 - 20.35 КоАП РФ.

1.1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.32.6, 15.1, 15.14 - 15.15.16 и частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ, рассматриваются судьями в случаях, если дело о таком административном правонарушении возбуждено инспектором Счетной палаты Российской Федерации, либо уполномоченным должностным лицом контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, либо уполномоченным должностным лицом органа муниципального финансового контроля.

1.2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 6.3, статьями 8.1, 9.4, 9.5 и 9.5.1, частью 3 статьи 9.16, статьей 14.44, частью 6 статьи 19.5, частями 1, 2, 2.1, 6 и 6.1 статьи 20.4 КоАП РФ, рассматриваются судьями в случаях, если дело о таком административном правонарушении возбуждено должностным лицом Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".

1.3. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ, рассматриваются судьями, за исключением случаев, если дело о таком административном правонарушении возбуждено должностным лицом войск национальной гвардии Российской Федерации.

1.4. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.47 КоАП РФ, рассматриваются судьями в случаях, если дело о таком административном правонарушении возбуждено должностным лицом государственного учреждения, подведомственного федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.

1.5. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 13.11.3 КоАП РФ, рассматриваются судьями в случаях, если дело о таком административном правонарушении возбуждено должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3, 4 и 6 статьи 5.27, частями 1 - 4 статьи 5.27.1, частью 3 статьи 5.35, статьей 5.53, частью 1 статьи 6.3, статьями 6.4 - 6.6, частью 2 статьи 6.7, частью 1 статьи 6.31, статьями 6.35, 7.6, 7.23.3, 7.32.2, 7.32.6, частями 1 - 3, 3.1 - 3.4 (за исключением случаев фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи) и 4 - 6 статьи 8.2, статьями 8.2.1, 8.2.2, 8.2.3, 8.3, частью 2 статьи 8.6, частью 4 статьи 8.7, частью 2 статьи 8.12, статьей 8.12.1, частью 2 статьи 8.13, частью 1 статьи 8.14, статьями 8.17 - 8.20, частями 1 и 3 статьи 8.21, частями 2 и 3 статьи 8.26, частями 2 и 3 статьи 8.31, статьями 8.34, 8.35, частями 1, 1.1, 2 и 3 статьи 8.37, статьями 8.38, 8.39, частями 3 и 4 статьи 8.42, частью 2 статьи 8.45, статьей 8.45.1, частями 2 и 4 статьи 8.50, частью 3 статьи 8.51, частью 4 статьи 8.55, статьями 9.1, 9.2, 9.3, частями 2 и 3 статьи 9.4, статьей 9.5, частью 3 статьи 9.5.1, статьями 9.6, 9.9, 9.11, 9.13, частями 1 и 2 статьи 9.16, статьями 9.17, 9.18, частью 2 статьи 9.21, статьей 9.22, частью 5 статьи 9.24, статьями 10.3, 10.6, частью 2 статьи 10.7, частью 3 статьи 10.8, статьями 10.8.1, 11.1, 11.4, частями 1 - 3 и 5 статьи 11.5, частями 1 - 4 статьи 11.7, статьей 11.9, частью 6 статьи 11.17, статьями 11.20, 11.20.1, частью 1.1 статьи 12.1, частью 2 статьи 12.2, частями 4 и 5 статьи 12.9, частью 1 статьи 12.10, частью 3 статьи 12.12, частью 4 статьи 12.15, частью 3 статьи 12.16, частью 2 статьи 12.17, частью 1 статьи 12.21.2, частью 5 статьи 12.23, статьями 13.2, 13.3, 13.4, 13.6 - 13.8, частями 2 и 4 статьи 13.12, статьей 13.13, частью 2 статьи 13.19.3 (в части административных правонарушений, совершенных должностными лицами застройщика), статьями 13.22, 13.29, 14.1.3, 14.2, частью 2 статьи 14.4, частью 1.1 статьи 14.4.2, частями 1 и 2 статьи 14.6, частью 2 статьи 14.7, частью 2 статьи 14.9.1, частями 2.1 - 3 статьи 14.16, статьями 14.17.3, 14.19, частью 1 статьи 14.20, частями 3 - 5 статьи 14.24, статьями 14.26, 14.29, 14.31, частью 1 статьи 14.31.2, статьями 14.32, 14.33, частью 6 статьи 14.40, частями 1 и 2 статьи 14.43, частями 1 и 2 статьи 14.43.1, статьями 14.44 - 14.46, частью 4 статьи 14.46.2, статьей 14.49, частью 1 статьи 14.53, частью 1 статьи 14.54, статьями 14.57, 14.61, 15.14, частями 1 и 2 статьи 15.15.2, статьей 15.15.3, частью 1 статьи 15.15.4, частями 1 и 1.1 статьи 15.15.5, статьями 15.15.12, 15.15.13, частями 1 и 2 статьи 15.19, статьей 15.21, частями 1 - 2.1 статьи 15.22, частями 1 - 10 статьи 15.23.1, статьей 15.24.1, частями 2, 2.1, 2.2 и 3 статьи 15.27, частями 1 - 7, 9, 10, 10.2 и 11 статьи 15.29, статьей 15.30, частями 1 и 4 статьи 15.35, статьей 15.37, частями 1 и 3 статьи 16.1, статьями 16.2, 16.3, 16.4, 16.7, частью 1 статьи 16.9, статьей 16.16, частью 1 статьи 16.18, частями 1 - 3 статьи 16.19, частью 1 статьи 16.20, статьей 16.21, частью 2 статьи 16.24, частями 2 и 3 статьи 18.1, частью 1.1 статьи 18.2, частью 2 статьи 18.3, частью 2 статьи 18.4, статьей 18.7, частями 1, 2 и 3 статьи 18.8, частью 1 статьи 18.10, частями 1 - 4 статьи 18.15, статьями 18.16 - 18.17, частью 2 статьи 19.3, частями 2 - 2.3, 2.6 - 3, 5, 6, 8.1, 11, 17, 20, 23, 35, 39 статьи 19.5, статьей 19.7.3, частью 2 статьи 19.7.10, статьей 19.7.11, частью 1 статьи 19.24, частями 1 и 3 статьи 19.27, частями 1 и 2 статьи 20.1, частями 2.1, 6, 6.1 и 9 статьи 20.4, частями 3, 4, 4.1, 5 и 6 статьи 20.8, частями 1 и 3 статьи 20.12, статьей 20.14, частью 2 статьи 20.20, статьей 20.21, частью 1 статьи 20.25 (в части неуплаты административного штрафа, назначенного за административное правонарушение, предусмотренное статьей 11.23, 11.26, 11.27 или 11.29 либо главой 12 КоАП РФ, совершенное на транспортном средстве, зарегистрированном в иностранном государстве) КоАП РФ, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

3. Дела об административных правонарушениях, указанных в частях 1 - 2 настоящей статьи и совершенных военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов.

Дела об административных правонарушениях, которые указаны в частях 1 - 2 настоящей статьи и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, дела об административных правонарушениях, совершенных сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации, административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, рассматриваются судьями районных судов.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.38, частями 2 и 3 статьи 6.3, статьями 7.13 - 7.16, частью 2.1 статьи 13.15, статьями 13.41, 13.47, частями 2 и 3 статьи 13.50, частями 1 и 4 статьи 14.57, статьями 15.27.3, 19.3, частями 18, 19 и 42 статьи 19.5, статьей 19.28 (в части административных правонарушений, совершенных за пределами Российской Федерации), статьями 19.34, 19.34.2, 20.1 - 20.3.4, 20.5.1, 20.6.1, 20.18, частью 2 статьи 20.28, статьями 20.29, 20.31, 20.33, 20.34 КоАП РФ, рассматриваются судьями районных судов.

Судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.33, 7.24, частями 2 и 3 статьи 9.4, статьями 9.5, 9.5.1, 13.33, 14.1, 14.10, 14.11, 14.14, частями 1 и 2 статьи 14.16, статьей 14.17, частью 2 статьи 14.17.1, статьями 14.17.3, 14.17.4, 14.18, 14.23, 14.27, 14.36, 14.37, частью 2 статьи 14.38, статьями 14.43 - 14.50, частями 1 - 3 статьи 14.67, частью 1 статьи 15.10, частями 2 и 2.1 статьи 17.14, частями 6 и 15 статьи 19.5, статьей 19.33 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами и их должностными лицами или иными работниками, а также индивидуальными предпринимателями.

Судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 14.9, статьями 14.9.1, 14.12, частями 1 - 4.1, 5.1 - 8 статьи 14.13, статьями 14.31, 14.31.2, 14.32, 14.33, частями 2 и 3 статьи 14.57, статьей 14.6 КоАП РФ.

В остальных случаях дела об административных правонарушениях, указанных в частях 1 - 2 настоящей статьи, рассматриваются мировыми судьями.

Законы субъектов РФ об административной ответственности не содержат четких критериев разделения дел об административных правонарушениях, рассматриваемых судьями в первой инстанции и других административных правонарушений, а перечни дел об административных правонарушениях, рассматриваемых в первой инстанции судьями или другими субъектами, а также самих указанных субъектов (органов или должностных лиц субъектов РФ) различаются в конкретных субъектах РФ и устанавливаются, в том числе с нарушением положений Конституции РФ (ст. 55 во взаимосвязи со ст. 2 и 19) и федерального законодательства РФ (введение перечня органов и должностных лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях на транспорте и других правонарушениях, не федеральными законами, а законами или подзаконными актами субъектов РФ, сохранение или введение составов административных правонарушений либо наказаний, нарушающих положения Конституции РФ (ст. 2, 19, 55 и др.) и федерального законодательства РФ (ст. 1.3.1 и ряда других норм КоАП РФ, ФЗ, которыми введены в действие уставы, регулирующие деятельность различных видов транспорта (сохранение или введение административной ответственности за безбилетный проезд и ряд других нарушений на наземном или ином транспорте и т.п.), и др.)).

Это требует законодательного урегулирования путем исключения указанных противоречий и введения четких перечней вышеуказанных дел в законы субъектов РФ или КоАП РФ либо отмены права субъектов РФ на установление административной ответственности за многие или все виды административных правонарушений.

Привлечение к административной ответственности за неоднократное или систематическое совершение административных правонарушений, посягающих на общественный порядок (глава 20 КоАП РФ (мелкого хулиганства (ст. 20.1 КоАП РФ), неуплаты в установленный срок административного штрафа (ст. 20.25 КоАП РФ), незаконного оборота оружия или нарушения правил его оборота (ст. 20.8 – 20.15 КоАП РФ) и др.)), является основанием для рассмотрения судом вопроса об отмене осужденному лицу условного осуждения или условно-досрочного освобождения и о реальном исполнении назначенного уголовного наказания (лишения свободы на срок до 8 лет или ряда других, менее строгих видов наказаний (ч. 1 ст. 73 УК РФ)) или его не отбытой части (не отбытая часть наказания может превышать 10 лет лишения свободы (ст. 79 УК РФ)) соответственно, либо о продлении испытательного срока условно осужденному (испытательный срок при условном осуждении составляет от 6 месяцев до 3 или 5 лет (ч. 3 ст. 73 УК РФ)), но не более чем на 1 год (ст. 74 и 79 УК РФ). Иные правонарушения данных категорий осужденных могут повлечь указанные правовые последствия только, если несовершение определенных деяний было установлено судом в перечне обязанностей условно осужденного или условно-досрочно освобожденного лица, способствующих его исправлению, которым они были нарушены.

Таким образом, привлечение лица к административной ответственности за определенные законодательством деяния может влечь даже усиление уголовных наказаний, назначенных ему в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Законодательством РФ предусмотрены определенные ограничения прав граждан, привлеченных к административной ответственности за неоднократные умышленные административные правонарушения в судебном порядке (включая неуплату в установленный срок административного штрафа (ст. 20.25 КоАП РФ), незаконный оборот оружия (ст. 20.10 КоАП РФ) и многие другие незначительные или распространенные административные правонарушения), в частности, при поступлении на службу в органы внутренних дел и при принятии в народную дружину или привлечении к деятельности по охране общественного порядка в качестве внештатных сотрудников полиции.

При этом повторное в течение года или даже первое привлечение к административной ответственности в любом законном порядке за целый ряд видов административных правонарушений (включая неуплату в установленный срок административного штрафа (ст. 20.25 КоАП РФ), незаконный оборот оружия (ст. 20.10 КоАП РФ) и многие другие незначительные или распространенные административные правонарушения, отнесенные к административным правонарушениям, посягающим на общественный порядок, порядок управления или ряд других видов общественных отношений), временно ограничивает значительное число прав граждан РФ и иностранных граждан (на владение видами оружия, приобретаемого по лицензиям или разрешениям, на работу частными охранниками, на въезд в РФ или пребывание в РФ иностранных граждан и др.).

Таким образом, привлечение лица к административной ответственности за определенные законодательством деяния может влечь множество существенных ограничений его конституционных прав и свобод в случаях, предусмотренных законодательством РФ (включая наличие возможности применения к нему длительных сроков изоляции от общества или лишения определенных законных прав), что требует крайне ответственного отношения к распределению видов административных правонарушений, дела о которых рассматриваются судами, или иными субъектами, административных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ или законами субъектов РФ об административной ответственности, а также распределению административных и иных правонарушений по степени опасности и установлению запрещенности конкретных деяний и их наказуемости.

Практический результат

Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека и гражданина, экономии репрессивных мер, противодействию коррупции, а также упорядочиванию правовых норм законодательства РФ.

Решение

Необходимо введение четких критериев разделения по степени опасности и строгости наказания в виде штрафа, а также тяжести правовых последствий для лиц, привлеченных к административной ответственности, административных правонарушений, дела о которых в первой инстанции рассматриваются судами, и других административных правонарушений и обязательного рассмотрения судом всех дел об административных правонарушениях, влекущих уголовную ответственность по административной или иной преюдиции, до отмены преюдиции в УК и КоАП РФ, или во всех случаях возникновения оснований для решения вопроса об уголовной ответственности за фактически совершенное деяние (учитывая необходимость отмены указанных видов преюдиции и четкого разграничения преступлений и административных правонарушений по степени причиненного вреда), а также исчерпывающего перечня оснований передачи дел об административных правонарушениях, рассматриваемых в первой инстанции как судами, так и другими субъектами, на рассмотрение судье, либо отмена обязательного рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, за которые предусмотрено наказание в виде штрафа в определенном или любом размере, без обращения в суд с соответствующим ходатайством лица, привлеченного к административной ответственности, или управомоченного им лица, либо исключение из перечня видов наказаний предупреждение и штрафы, назначаемых без решения суда или любыми субъектами, с отменой всех ограничений, связанных с привлечением к административной ответственности, в случаях их назначения иными субъектами или любыми субъектами, включая суды, и с принудительным взысканием штрафов только по решению суда, вынесенному по обращениям о необходимости их принудительного взыскания, после передачи в суд дела об административном правонарушении и его рассмотрения или рассмотрения судом дела об административном правонарушении, рассмотренного им в первой или во второй инстанции.

При внесении данных изменений, учитывая увеличение размеров штрафов, тарифов и цен, а также различия актов законодательства об административных правонарушениях, действующего в РФ (КоАП РФ и законов субъектов РФ об административной ответственности), наиболее правильным решением представляется исключение из перечня дел об административных правонарушениях, рассматриваемых в обязательном порядке судами в первой инстанции, дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ об административной ответственности, за совершение которых установлены наказания в виде предупреждения и (или) штрафа, и дел об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, за совершение которых установлены наказания в виде предупреждения и (или) штрафа, не превышающего 5000 рублей, или установленного в любом размере, а также введение запрета на передачу на рассмотрение судье дел об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, рассматриваемых в первой инстанции как судами, так и другими субъектами, при отсутствии ходатайства о необходимости назначения более строгих видов наказаний, чем штраф, которые могут предусматриваться только КоАП РФ, и достаточной степени опасности конкретных административных правонарушений, свидетельствующей о необходимости назначения подобных наказаний.
Для голосования вы должны быть .

Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования

Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 99 841 голос

159

Против решения: 32 голоса

К началу списка инициатив