Современное состояние малого и среднего предпринимательства, доля его присутствия в экономике страны не позволяет рассматривать его в качестве базы для комплексного развития какой-либо отрасли экономики. Среди характеристик нынешнего положения можно отметить:
- низкий уровень развития существующего малого и среднего бизнеса и его участия в экономике страны (существует всего 24 года, прошел несколько системных кризисов, доля в ВВП не более 20%, в основном услуги и торговля, нет высоких технологий ни в производстве, ни в потреблении, низкая конкурентоспособность и стабильность, низкое качество товаров и услуг и проч.);
- низкий уровень активности населения в создании новых бизнесов (отсутствие возможностей удачного выбора, перенасыщенность наиболее привлекательных сегментов, боязнь трудностей, не связанных с основным производством, низкая престижность деятельности и проч.);
- низкий уровень проникновения малого и среднего бизнеса (и вообще бизнеса) в социально-значимые отрасли (образование, воспитание и досуг детей и молодежи, медицина и социальное обслуживание, легкая промышленность и товары широкого потребления, продовольственная индустрия, высокие технологии и инновации);
- низкий уровень кооперации и взаимодействия, «цехового» саморегулирования и франчайзинговых моделей, что в странах с современной развитой экономикой, является основой участия МСП в сложных и значимых экономических конструкциях;
- низкая эффективность поддержки, как существующих предприятий МСП, так и «старт-апов» (отсутствие понятных, четких, доступных и единых алгоритмов применения мер поддержки, отсутствие приоритетов и, как, следствие низкий уровень распределения выделенных ресурсов и проч.);
- низкий уровень распространения (практически отсутствует) ГЧП в среде малого и среднего бизнеса (ГЧП – используется в крупных инфраструктурных и, как правило, уникальных проектах; отсутствие практики создания и «тиражирования» небольших, но типовых успешных ГЧ проектов, хотя положительные примеры есть, отсутствует адаптированный комплексный правовой институт).
Основным препятствием в данном контексте выступает отсутствие, либо недоступность эффективных моделей ведения бизнеса, лучших технологий производства и управления, при практической «гегемонии» импорта и контрафакта.
В настоящее время государство и местное самоуправление, в основном, выступают в роли регуляторов, контролеров и заказчиков для собственных нужд. В условиях необходимости кардинального изменения и модернизации экономики в исторически короткий срок (до 2020 или 2030 г.г.) властям разного уровня стоит стать еще и координаторами такого прорыва. Никто другой этого сделать просто не сможет.
Практический результат
Таким образом, модель государственно-частного партнерства – «Госфранчайзинг» призвана комплексно и системно решать задачи:
• существенного увеличения доли малого и среднего предпринимательства в структуре валового внутреннего продукта страны;
• повышения эффективности государственной политики в отношении малого и среднего предпринимательства, совершенствования системы поддержки предприятий МСП;
• решения вопросов занятости населения, в особенности категорий, требующих особого внимания: молодежь, население моногородов, увольняемые в связи с реформами и реорганизациями рабочие и служащие, кадровые военнослужащие, увольняющиеся в запас и т.д.;
• мотивации предпринимательской активности граждан в стратегически важных и социально-значимых отраслях экономики: образование, воспитание детей и молодежи, медицина и социальное обслуживание, легкая промышленность и товары широкого потребления, продовольственная индустрия и сельское хозяйство, высокие технологии и инновации
Реализация инициативы предполагает комплексный многоуровневый подход, требующий, в первую очередь, разработку нормативно-правовой базы, а также интеллектуальной и организационной инфраструктуры.
Внедрение «Государственного франчайзинга» призвано создать мультипликативный эффект.
Для государства и местного самоуправления:
Основной целью применения такого механизма в среде МСП является создание условий роста в отраслях, наиболее важных в общегосударственном смысле, однако, основной движущей силой которых могут являться преимущественно предприятия малого и среднего бизнеса. Государство, решая задачи импортозамещения, продовольственной безопасности, развития высокотехнологичной инновационной сферы, образования, медицины, культуры и проч. сможет повсеместно и в массовом порядке использовать огромный исполнительский ресурс, катализировать рост предпринимательской активности именно там, где это стратегически необходимо. Органы местного самоуправления также могут использовать «муниципальные франшизы» в соответствии с планами генерального развития своих территорий.
Для граждан и МСП:
Помимо ресурсной базы, способной привлечь к концессиям большое количество потенциальных предпринимателей, подобно коммерческой франшизе, поручения должны иметь хорошее аналитическое обоснование и подробное производственное содержание.
Мировой опыт показывает, что франчайзинг, как менее рискованный метод ведения бизнеса идеален для создания новых предприятий. Согласно данным ТПП США - 97 % франчайзинговых предприятий, преодолевают пятилетний период, и продолжают успешно работать в дальнейшем, в то время как в среднем около 60 % нефранчайзинговых предприятий прекращают свою деятельность в тот же период. Наиболее распространенной причиной «фиаско» является неверная оценка успешности выбранного направления и бизнес-модели. Не обязательно и даже не нужно собственно государству заниматься разработкой бизнес-планов и моделей. Государство может выступить проводником передового опыта, заказчиком идей и решений, устанавливая при этом дополнительные требования к качеству работ, оптимизируя усилия по поддержке МСП, направляя их в приоритетном порядке на поддержку «государственных (муниципальных) франчайзи».
Кроме того, к участию в долгосрочных программах ГФ и работе франчайзинговых центров охотно присоединятся крупные кредитно-финансовые, промышленные и ресурсные компании.
Дополнительные материалы