Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф1252
Уровень инициативы:
Федеральный

Освобождение коммунальных услуг от налога на добавленную стоимость

Освобождение коммунальных услуг от НДС обусловлено вступлением в силу с 01.01.2010 г. Федерального закона «О внесении изменений в статьи 149 и 162 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» № 287-ФЗ от 28.11.2009 г.
В соответствии с пп. 29 п. 2 ст. 149 НК не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 6 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму НДС. При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам соответствующая сумма НДС включается в цены (тарифы).
Поскольку по смыслу приведенных выше материально - правовых норм, реализация коммунальных услуг не подлежит налогообложению, а население является потребителем коммунальных услуг, то исполнители коммунальных услуг не вправе увеличивать установленный тариф на сумму НДС.
Между тем Высший Арбитражный Суд РФ придерживается позиции, что ресурсоснабжающие организации должны предъявлять исполнителям коммунальных услуг НДС (Постановление Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 72).
Однако ранее тот же Высший Арбитражный Суд РФ утверждал, что товарищества собственников жилья не могут платить более, чем должны собирать с населения (п.2 Постановление Пленума ВАС РФ от 05.10.2007 N 57).
Получается, что льгота по НДС для коммунальных услуг, введенная для населения федеральным законом, не работает. Ведь получая счета с НДС от ресурсоснабжающих организаций (водоканалы, тепловики, энергетики и т.п.) ТСЖ вынуждены предъявить такие же суммы населению, иначе они обанкротятся.
О том, что указанная льгота является профанацией говорит и имеющаяся судебная практика: http://судебныерешения.рф/bsr/case/1552447

Проект закона:

О внесении изменений в часть вторую Налогового
кодекса Российской Федерации
Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340;
2001, №33, ст. 3413; 2002, №22, ст. 2026; №30, ст. 3027; 2003, № 1,
ст. 2,6; №28, ст. 2886; №52, ст. 5030; 2004, №27, ст. 2711; №34,
ст. 3520, 3525; 2005, №1, ст. 30; №24, ст. 2312; №30, ст. 3130; №52,
ст. 5581; 2006, №45, ст. 4627; 2007, №1, ст. 39; №22, ст. 2563; №31,
ст. 4013; № 49, ст. 6045, 6071; № 50, ст. 6237, 6245; 2008, № 27, ст. 3126;
№ 30, ст. 3614; № 48, ст. 5519; № 49, ст. 5723; № 52, ст. 6237; 2009, № 1,
ст. 31; № 11, ст. 1265; № 29, ст. 3598; № 48, ст. 5731; № 51, ст. 6153, 6155;
№ 52, ст. 6455; 2010, № 19, ст. 2291; № 31, ст. 4198; № 32, ст. 4298; № 47,
ст. 6034; №49, ст. 6409; 2011, №1, ст. 9, 21; №27, ст. 3881; №30,
ст. 4583, 4587, 4597; №45, ст. 6335; №47, ст. 6610, 6611; №48, ст. 6729;
№ 49, ст. 7014, 7037; 2012, № 19, ст. 2281; № 25, ст. 3268; № 41, ст. 5527;
№ 49, ст. 6751; № 53, ст. 7596) следующие изменения:
1) в статье 1741:
а) наименование после слов "концессионным соглашением"
дополнить словами соглашением о государственно-частном
партнерстве";
б) абзац второй пункта 1 после слов "концессионным соглашением"
дополнить словами соглашением о государственно-частном
партнерстве", после слова "концессионера" дополнить словами
", частного партнера";
в) пункт 2 после слов "концессионным соглашением" дополнить
словами соглашением о государственно-частном партнерстве", после
слова "концессионер" дополнить словами ", частный партнер";
г) в пункте 3:
абзац первый после слов "концессионным соглашением" дополнить
словами ", соглашением о государственно-частном партнерстве", после
слова "концессионеру" дополнить словами ", частному партнеру";
абзац второй после слова "концессионером" дополнить словами
", частным партнером", после слов "концессионным соглашением"
дополнить словами ", соглашением о государственно-частном
партнерстве";
д) пункт 5 после слова "концессионер," дополнить словами
"частный партнер,", после слов "концессионного соглашения," дополнить
словами "соглашения о государственно-частном партнерстве";
2) подпункт 37 пункта 1 статьи 251 после слов "концессионному
соглашению" дополнить словами "или соглашению о государственно-
частном партнерстве";
3) абзац пятый пункта 1 статьи 256 после слов "законодательством
Российской Федерации о концессионных соглашениях," дополнить
словами "законодательством о государственно-частном партнерстве,",
после слов "концессионного соглашения" дополнить словами
", соглашения о государственно-частном партнерстве ";
4) абзац десятый пункта 1 статьи 257 после слов "объекта
концессионного соглашения" дополнить словами ", объекта соглашения
о государственно-частном партнерстве в соответствии с Федеральным
законом "Об основах государственно-частного партнерства в Российской
Федерации, либо объекта переданного в соответствии с законодательством Российской Федерации об инвестиционных соглашениях в сфере деятельности по оказанию коммунальных услуг,»;
5) статью 161 дополнить пунктом 5 «5. Положения пунктов 1 – 4 настоящей статьи не применяются к концессионной плате, перечисленной в соответствии с законодательством о концессионных соглашениях и законодательством о государственно-частном партнерстве.»;
6) статью 171 дополнить пунктом 14 «14. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику, уплаченные им при создании (реконструкции) имущества в соответствии с законодательством о концессионных соглашениях и законодательством о государственно-частном партнерстве.»;
7) статью 170 дополнить пунктом 8 «8. Положения пунктов 1 – 7 настоящей статьи не применяются к вычетам, примененным налогоплательщиком в соответствии с пунктом 14 статьи 171 настоящего Кодекса».

Практический результат

Реальное снижение тарифов на коммунальные услуги для населения на сумму НДС. Развитие института концессии (государственно-частного партнерства) в сфере ЖКХ.

Решение

Освобождение коммунальных услуг от налога на добавленную стоимость

К началу списка инициатив