Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф125407
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости сокращения минимальных и максимальных сроков уголовного наказания в виде ареста до сроков административного и дисциплинарного ареста или исключения из УК РФ и иного законодательства РФ положений об уголовном наказании в виде ареста

Необходимо сокращение в УК РФ (ст. 54) минимальных и максимальных сроков уголовного наказания в виде ареста (от 1 до 6 месяцев) до сроков административного и дисциплинарного ареста (от срока, составляющего не более 1 суток до 10, 15, 30 или 45 суток) со смягчением условий его отбывания или исключения из УК РФ и иного законодательства РФ положений об уголовном наказании в виде ареста, поскольку наказание в виде ареста планировалось ввести в действие не позднее 2006 года, но оно не введено в действие до настоящего времени по причине отсутствия арестных домов для его отбывания лицами, не являющимися военнослужащими.
В 2006 году в ГД ФС РФ был внесен законопроект об отмене уголовного наказания в виде ареста, который был отклонен в 2018 году.
Арест не может быть назначен условно и к осужденным не может быть применено условно-досрочное освобождение от данного наказания, а порядок отбывания ареста в арестных домах является излишне строгим в сравнении с порядком отбывания наказания в виде лишения свободы в колониях-поселениях, исправительных колониях общего режима и ряде других видов исправительных учреждений, что не соответствует тяжести преступлений, за совершение которых наказание в виде ареста предусмотрено в качестве наиболее строгого вида наказания (за указанные преступления небольшой тяжести подозреваемых и обвиняемых в них лиц не имеют права заключать под стражу, подвергать домашнему аресту или применять к ним залог, а также не имеют права даже задерживать их по подозрению в совершении данных преступлений).
Наказание в виде ареста отбывается в условиях строгой изоляции от общества (ч. 1 ст. 54 УК РФ) и не может быть назначено условно, что усиливает строгость данного наказания в сравнении с многими более строгими уголовными наказаниями (содержанием в дисциплинарной воинской части и лишением свободы на определенный срок).
Военнослужащие отбывают наказание в виде ареста на гауптвахте (ч. 3 ст. 54 УК РФ), при этом отсутствие ФЗ о введении в действие наказания в виде ареста указывает на невозможность его назначения военнослужащим, согласно положениям ст. 4 ФЗ О введении в действие УК РФ.
Арест является единственным видом уголовного наказания, который отбывается военнослужащими в специально отведенных для них местах (на гауптвахтах), а иными лицами он отбывается в арестных домах. При этом иной арест, который военнослужащим положено отбывать на гауптвахте является дисциплинарным.
Дисциплинарный арест может быть назначен судом только военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, не являющимся офицерами и не отнесенными ФЗ О статусе военнослужащих к иным категориям военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, которым он не может быть назначен.
Дисциплинарный арест может быть назначен за грубые дисциплинарные проступки или административные правонарушения, предусматривающие наказание в виде административного ареста.
Лицам, не являющимся военнослужащими или гражданами, призванными на военные сборы, может быть назначен судом административный арест за административные правонарушения, за которые он предусмотрен соответствующими нормами Особенной части КоАП РФ, если указанные лица не относятся к категориям лиц, которым запрещено назначать административный арест, согласно положениям Общей части КоАП РФ.
В УК РФ отсутствуют критерии опасности преступлений, за которые возможно назначение наказания в виде ареста, и арест произвольно вводится и отменяется за различные преступления небольшой и средней тяжести, что нелогично, учитывая строгость данного вида наказания, применение которого должно быть ограничено также, как и применение наказания в виде лишения свободы.
Для ареста (уголовного, административного и дисциплинарного) установлены только минимальное возрастное ограничение на его применение (18 лет) и ограниченные перечни заболеваний и других оснований, освобождающих от его отбывания (административный арест не применяется к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ) и при наличии различных заболеваний (любых острых инфекционных заболеваний в тяжелой стадии и (или) заразных для окружающих, сахарного диабета с осложнениями, эпилепсии, психических расстройств и расстройств поведения, требующих оказания экстренной медицинской помощи, слепоты обоих глаз, любых заболеваний, травм и отравлений, требующих оказания экстренной медицинской помощи, и др. (Постановление Правительства РФ от 12 декабря 2014 г. № 1358 «Об утверждении перечня заболеваний, препятствующих отбыванию административного ареста»))).
При этом максимальное возрастное ограничение на применение уголовного и административного ареста не предусмотрено (в отличие от положений УК и КоАП ряда других стран СНГ, в которых они установлены (возраста от 55 до 65 лет (в УК и КоАП Казахстана, в КоАП Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, Азербайджана, Молдовы и др.))), а максимальным возрастным ограничением применения дисциплинарного ареста является только максимальный возраст нахождения на военной службе военнослужащего, к которому он может быть применен.
Наказание в виде административного ареста в ряде стран мира предусмотрено на срок не более 7 суток, а не до 15 или 30 суток (в различных КоАП Кыргызстана до 2007 года и с 2022 года и законах части стран мира, в которых арест обычно предусмотрен за уголовные проступки или иные правонарушения, не называемые административными правонарушениями, но в части данных стран аналогичные им по виду (полицейские нарушения, дисциплинарные проступки и многие другие виды проступков)).
Наказание в виде административного ареста временно отменялось в КоАП Кыргызстана (с 2007 по 2022 год) и отменено в ряде стран мира (Армении, Латвии, Германии, Франции и др.).
При этом в КоАП Армении и Латвии административный арест отменен, учитывая его противоречие конституциям указанных государств и нормам международного права, т.к. административный арест означает изоляцию от общества человека, не являющегося осужденным за совершение преступления, либо подозреваемым или обвиняемым в его совершении и, тем самым, носит уголовно-правовой характер, а также излишние затраты бюджетных средств на его исполнение (на содержание арестованных лиц, помещений для отбывания ареста и т.п.). В Германии различные виды наказаний и обязанности граждан отменялись именно по причине излишних затрат на них бюджетных средств, влекущих рост налогов (в частности, по данной причине в Германии с 2011 года приостановлен призыв на военную службу).
Вышеизложенное является актуальным и для РФ, учитывая положения ст. 2, 19, 55 и других норм Конституции РФ, положения международных договоров РФ и общих принципов права, на которых основано как международное, так и национальное законодательство государств (конституционное, федеральное и иное), а также высокие расходы бюджета РФ и рост обязательных платежей (налогов, сборов, госпошлин, тарифов и цен).
Уголовное наказание в виде ареста было предусмотрено в законодательстве России до 1917 года, в котором лишение свободы отсутствовало в качестве отдельного вида наказания и было разделено на несколько видов уголовных наказаний (арест, рабочий дом, тюремное заключение, заключение в крепости, смирительный дом, арестантские роты гражданского ведомства (до 1870 года), арестантские отделения (с 1870 года), каторга и т.п.), а также в Основах уголовного законодательства СССР от 2 июля 1991 года (ст. 34) и предусмотрен в УК различных стран мира.
При этом в законодательстве России до 1917 года условия отбывания данного вида наказания, являлись менее строгими, чем условия отбывания других видов наказаний, связанных с лишением свободы, минимальный его срок составлял один день и осужденные, отбывающие арест на срок до семи дней, имели право отбывать его по месту жительства (домашний арест) и не привлекаться к труду в арестном доме.
В Основах уголовного законодательства СССР от 2 июля 1991 года (ст. 34) арест предусматривался на срок до 3 месяцев.
При этом в законодательстве РСФСР, СССР, РФ и других стран постсоветского пространства лишение свободы предусмотрено в качестве отдельного вида наказания с 1917 года, но арест и ряд других видов наказаний (содержание в дисциплинарной воинской части или другие подобные ему воинские наказания, принудительные работы и ограничение свободы (в УК стран, в которых оно отбывается в исправительных центрах (как в РФ принудительные работы))) всегда отделены от лишения свободы и выделены в отдельные виды наказаний (если они предусмотрены конкретными нормами законодательства (арест отменялся в СССР как уголовное наказание, но вводился в СССР и РФ с 1991 и 1996 годов, а также введен в УК других стран постсоветского пространства, в части которых он отменен в настоящее время)).
В УК многих стран мира минимальный срок ареста составляет один день и условия его отбывания являются менее строгими, чем условия отбывания лишения свободы.
В УК части стран мира максимальный срок ареста составляет не более 50 дней.
При этом наказание в виде ареста было отменено в УК ряда стран СНГ, что логично, учитывая возможность его замены наказанием в виде лишения свободы на срок до шести месяцев.

Практический результат

Внесение вышеуказанных изменений будет способствовать соблюдению принципов высшей ценности человека, его прав и свобод, справедливости и равенства перед законом и судом, экономии мер уголовной репрессии, противодействию коррупции, правильной экономии бюджетных средств, упорядочиванию правовых норм и дальнейшей либерализации уголовного и иного законодательства.

Решение

Необходимо сокращение в ст. 54 УК РФ минимальных и максимальных сроков уголовного наказания в виде ареста (от 1 до 6 месяцев) до сроков административного и дисциплинарного ареста (от срока, составляющего не более 1 суток до 10, 15, 30 или 45 суток) со смягчением условий его отбывания до не более строгих условий, чем условия отбывания административного ареста в учреждениях, предусмотренных законодательством для его отбывания, и отбывания дисциплинарного ареста на гауптвахте военнослужащими, которым он может быть назначен, согласно положениям законодательства РФ, соответственно, или исключения из УК РФ и иного законодательства РФ положений об уголовном наказании в виде ареста. При этом наиболее правильным решением данной проблемы может быть полное исключение любых наказаний в виде ареста из законодательства РФ с уменьшением минимального срока лишения свободы и других подобных наказаний до 1 дня, распределением минимальных и максимальных сроков данных наказаний по степени опасности деяний, за которые допустимо установление лишения свободы и других подобных наказаний до 10, 15 или 30 дней, 2 – 6 месяцев либо больших их сроков, и их отмены за все наименее опасные деяния, не повлекшие причинения вреда здоровью человека и других подобных опасных последствий с дальнейшим решением вопроса о целесообразности наличия наказания в виде лишения свободы и других наказаний, связанных с лишением свободы, за конкретные преступления, не представляющие максимальной степени общественной опасности, либо за все преступления или их отмены с заменой различными видами наказаний, ограничивающих свободу лица (ограничения свободы и таких мер, пока не отнесенных к наказаниям в законодательстве РФ, как: домашний арест, запрет определенных действий, наблюдение или присмотр за определенными категориями лиц и т.п.), или менее строгих наказаний (исправительных или обязательных работ, запретов на занятие определенных должностей или определенными видами деятельности, ограничения по службе, штрафа и мер, которые пока не отнесены к наказаниям в УК РФ (возложения обязанностей загладить причиненный вред или пройти обучение, взятия на поруки (в частности, личного поручительства или поручительства общественных организаций), общественного порицания, предупреждения, опубликования обвинительного приговора или иного обвинительного решения суда и т.п.)), в зависимости от степени опасности конкретных деяний, развитости мер контроля и от повышения уровня развития общества.
Для голосования вы должны быть .

Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования

Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 99 960 голосов

40

Против решения: 135 голосов

К началу списка инициатив