Необходимо введение менее строгих правил оборота всех видов гладкоствольных пистолетов и револьверов, отнесенных к огнестрельному оружию, предназначенному для причинения смерти человеку, или к другим видам оружия, чем правил оборота спортивного и иного огнестрельного оружия с нарезным стволом, метательного и короткоствольного пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 или 25 Дж и калибра более 4,5 мм, и решения вопроса о декриминализации незаконного оборота их видов, отнесенных к гражданскому огнестрельному и иному оружию, указанному в ст. 222 и 223 УК РФ, и других видов наименее опасного оружия, поскольку отдельные правила их оборота или запрет к обороту данного оружия в ФЗ Об оружии не предусмотрены, но их отнесение к спортивному оружию не запрещено (в ст. 3 и 6 ФЗ Об оружии отсутствует запрет на их отнесение к спортивному огнестрельному оружию, но не предусмотрены правила их оборота, а гладкоствольные пневматические пистолеты и шнепперы могут быть отнесены к спортивному оружию наравне с нарезным пневматическим и огнестрельным оружием, которое запрещено хранить вне стрелковых объектов, если оно является короткоствольным, поэтому данный запрет распространяется и на их хранение), при отсутствии четких критериев их отнесения к нему, что требует их введения в ФЗ Об оружии, учитывая положения ч. 3 ст. 15 Конституции РФ и п. 1 и 2 ст. 129 ГК РФ, допускающие к свободному обороту предметы, правила оборота которых отсутствуют в официально опубликованных законодательных актах.
Гладкоствольные пистолеты и револьверы, отнесенные к сигнальному, списанному, газовому или пневматическому оружию либо к огнестрельному оружию ограниченного поражения, находятся в таком же обороте, как и другие виды указанного оружия. Более того, к сигнальному оружию и указанным видам нелетального оружия самообороны могут быть законно отнесены пистолеты и револьверы, имеющие, как правило, гладкий, а не нарезной ствол.
К метательному оружию могут быть отнесены пистолетные арбалеты с усилием натяжения тетивы более 43 кгс. При этом критерии отнесения к оружию видов метательного оружия, не отнесенных к лукам и арбалетам, законодательно не определены, а правила их оборота отсутствуют, но многие виды гладкоствольных пистолетов и револьверов метательного или пневматического действия не могут быть отнесены к оружию, учитывая отсутствие у многих образцов данных пистолетов и револьверов возможности придания снаряду дульной энергии более 3 или 7,5 Дж, необходимых для отнесения предмета к пневматическому оружию или к его видам, приобретаемым по лицензии, либо предусмотренным в ч. 7 ст. 222 и ч. 4 ст. 223 УК РФ, и отсутствие у всех видов пружинных пистолетов и револьверов, а также других видов механических пистолетов и револьверов, сходных по внешнему виду с огнестрельным или пневматических оружием, дуги с тетивой, наличие которой обязательно для измерения усилия натяжения тетивы арбалета и для отнесения предмета к арбалетам (обычным или ствольным (шнепперам)), а также наличие у многих из них усилия при заряжании снаряда, меньшего 43 или 50 кгс.
Гладкоствольные пистолеты и револьверы и иные предметы, конструктивно сходные с огнестрельным оружием, могут быть отнесены к огнестрельному оружию, только если они имеют удельную кинетическую энергию более 0,5 Дж на мм2. При этом минимальные значения дульной энергии и калибра огнестрельного оружия в законодательстве РФ отсутствуют, поэтому к огнестрельному оружию могут быть отнесены любые предметы, предназначенные для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда, калибра менее 4,5, 2,8 или 1мм с дульной энергией более 7,5, 3 или 0,5 Дж соответственно, но невозможно отнесение к огнестрельному оружию указанных предметов, имеющих дульную энергию более 7,5, 25, 50, 100 или 300 Дж и калибр более 4,5, 8, 11,5, 15 или 28 мм соответственно, несмотря на отнесение к пневматическому оружию любых пневматических устройств, сертифицированных в качестве пневматического оружия, с дульной энергией более 3 Дж и наличие более строгих правил оборота пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 или 25 Дж.
Минимальная дульная энергия луков и арбалетов, отнесенных к метательному оружию, превышает 27 или 54 Дж и может достигать 108 Дж или больших значений энергии, учитывая минимальное усилие натяжения тетивы (более 43 кгс) и длину хода тетивы. Минимальная дульная энергия других механических метательных устройств, т.е. устройств, не отнесенных к метательному оружию, может превышать 200 или 300 Дж, учитывая минимальное усилие при заряжании гарпуна, стрелы или иного снаряда, превышающие 27, 43 или 50 кгс, длину хода тетивы или взвода пружины, а также значения дульной энергии пращи и иных подобных метательных устройств, катапульт, требушетов и других метательных орудий.
Минимальная удельная кинетическая энергия арбалетов, отнесенных к метательному оружию, и других механических метательных устройств (из которых отнесены к метательному оружию только луки с усилием натяжения тетивы более 27 кгс), имеющих усилие натяжения тетивы или иное усилие при заряжании снарядом более 27, 43 или 50 кгс, во много раз превышает значение 0,5 Дж на мм2, учитывая распространенные калибры стволов, диаметры стрел, арбалетных болтов или гарпунов, калибры пуль и других снарядов, а также вышеуказанные значения дульной энергии.
В экспертную методику проведения криминалистической экспертизы, определяющей отнесение предметов к холодному оружию, входит нанесение ударов в сосновую доску или ряд других видов предметов с кинетической энергией от 20 до 50 Дж, а метательное бросковое оружие может быть отнесено к оружию только, если оно соответствует всем критериям холодного оружия и ряду других критериев (в частности, сюрикены должны иметь массу не менее 150 гр. и длину лучей более 8 мм).
При этом кинетическая энергия броска ножа, сюрикена или иного предмета может превышать 20 Дж, а кинетическая энергия удара ножом, другим предметом или рукой человека может достигать 100 или 200 Дж. Кинетическая энергия бегущего человека может достигать 720 Дж, а удельная кинетическая энергия удара ножом либо другими острыми или тонкими предметами (иглой, шилом и др.) при значениях кинетической энергии удара (дульной энергии) более 20 или 50 Дж во много раз превышает значение 0,5 Дж на мм2 и может превышать 5 или 10 Дж на мм2.
При этом кинетические энергии всех видов оружия измеряются на расстоянии не более 1 метра, т.е. дистанции удара рукой, ножом или другим предметом.
Таким образом, значение удельной кинетической энергии более 0,5 Дж на мм2 и значения дульных энергий более 3, 7,5 или 25 Дж, определяемые на расстоянии не более 1 метра, являются весьма незначительными в сравнении с их значениями, достигаемыми при нанесении ударов ножами, топорами и другими бытовыми предметами, животными, руками и ногами человека, а также быстро перемещающимся человеком (бегущим, едущим на чем-либо и т.п.), что только осложняет отграничение видов оружия от других предметов, бюрократизируя оборот оружия и нарушая конституционные права владельцев оружия и других людей.
Минимальные критерии поражающей способности сигнального, газового оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения и части других видов оружия законодательно не определены, но многие виды устройств, сходных с ними, имеющих равную или большую поражающую способность, чем данные виды оружия, к оружию не отнесены (газовые баллончики для самообороны от животных, газовые и иные спецсредства силовых структур, сигнальные устройства, не отнесенные к пистолетам, револьверам или иному сигнальному оружию, травматические пистолеты, ружья и другие подобные устройства с дульной энергией более 91 или 150 Дж, не отнесенные к огнестрельному оружию (имеющие удельную кинетическую энергию не более 0,5 Дж на мм2), и др.), а большинство из них находятся в свободном обороте для любых лиц (газовые баллончики для самообороны от животных (газовые и иные спецсредства силовых структур ограничены к обороту частными охранниками и сотрудниками государственных силовых структур, но законодательные ограничения на их оборот другими лицами (включая иностранных граждан, лиц без гражданства, несовершеннолетних и малолетних) отсутствуют), сигнальные устройства, не отнесенные к пистолетам, револьверам или иному сигнальному оружию, травматические пистолеты, ружья и другие подобные устройства с дульной энергией более 91 или 150 Дж, не отнесенные к огнестрельному оружию (имеющие удельную кинетическую энергию не более 0,5 Дж на мм2), и др.).
В стволах многих видов газовых пистолетов и револьверов, приобретаемых по лицензии, огнестрельного оружия ограниченного поражения, сигнального оружия (особенно, приобретаемого без лицензии) и списанного оружия расположены рассекатели или ограничители полета металлических снарядов, но в газовом оружии, приобретаемом без лицензии, ракетницах и в части видов огнестрельного оружия ограниченного поражения (травматических пистолетов) в стволах отсутствуют ограничители полета твердых пуль, обычно, если ствол имеет низкую прочность (особенно, у ракетниц и газового оружия, приобретаемого без лицензии (газовые пистолеты «Добрыня», «пионер», «Премьер» и др.)) или конструкцию, препятствующую полету металлической пули (коническую и т.п. (травматические пистолеты «Тень-28» и «Тень-37» и др.)). При этом отнесение таких пистолетов и револьверов к огнестрельному оружию ограниченного поражения, сигнальному оружию или другим вышеуказанным видам оружия не всегда изначально является законным и может противоречить Криминалистическим требованиям к оружию, действующим с 29 июня 2022 года (сигнальное оружие не должно без необратимых изменений конструкции обеспечивать возможность производства выстрела, сопровождающегося истечением направленной газопороховой струи из дульного среза ствола (не должно иметь дула), огнестрельное оружие ограниченного поражения, газовые пистолеты и револьверы, приобретаемые по лицензии, а также сигнальное оружие должны иметь в стволе (при его наличии) выступающие элементы, не позволяющие без необратимых изменений его конструкции обеспечивать возможность производства выстрелов металлическими снарядами, в результате чего им сообщается удельная кинетическая энергия более 0,5 Дж на мм2, и травматическими снарядами (метаемым снаряжением к патронам травматического действия (для газовых пистолетов и револьверов)), и конструкцию, позволяющую без необратимых изменений отсоединить ствол от корпусной детали или затвора. Фиксация должна быть осуществлена стальными штифтами, не позволяющими без необратимых изменений их извлечение, и др.).
В настоящее время многие виды, типы и модели указанных сигнальных, списанных, газовых, а также травматических пистолетов и револьверов могут быть отнесены к конструктивно сходным с оружием изделиям или иным видам предметов, не являющихся оружием, находящимся в свободном обороте, если они имеют удельную кинетическую энергию не более 0,5 Дж на мм2, или не предназначены поражения цели по своему назначению, либо к огнестрельному оружию, не предусмотренному ФЗ Об оружии, или имеющему культурную ценность, спортивному или иному гражданскому оружию либо к другим видам огнестрельного оружия, предусмотренным ФЗ Об оружии, если они имеют удельную энергию более 0,5 Дж на мм2 и предназначены для поражения цели, при соответствии другим критериям огнестрельного оружия, а также имеют характеристики соответствующих видов огнестрельного оружия, не предусмотренного ФЗ Об оружии, или имеющего культурную ценность, либо гражданского, служебного, боевого или запрещенного ФЗ Об оружии огнестрельного оружия.
При этом оборот оружия, не предусмотренного ФЗ Об оружии, не ограничен для любых лиц, за исключением положений ст. 31 Конституции РФ о проведении без оружия митингов и других массовых мероприятий, указанных в ней, и может быть ограничен положениями международных договоров РФ, а также актами, принимаемыми в местностях, в которых действуют режимы контртеррористической операции, чрезвычайного или военного положения (в части введения ограничений или запретов на покупку и продажу оружия). Оборот спортивного огнестрельного гладкоствольного короткоствольного оружия не ограничен для любых лиц, за исключением вышеуказанных случаев и ограничений на торговлю им, его производство, ввоза или вывоза из РФ, а также его оборот иностранными гражданами или лицами без гражданства, предусмотренных ФЗ Об оружии для оборота всех видов гражданского оружия. Оборот оружия, имеющего культурную ценность, фактически является свободным, учитывая наличие запретов на его использование для поражения цели и подачи сигналов либо на иное использование, его повреждающее (ст. 24 ФЗ Об оружии), а также на повреждение любых культурных ценностей (ст. 243 УК РФ), а формальные положения ФЗ Об оружии делают свободными для граждан РФ приобретение и многие другие действия с казнозарядным огнестрельным и многими другими видами оружия, имеющего культурную ценность (за исключением всех видов холодного оружия), что, однако, не может означать наличие ограничений на его оборот в качестве оружия, не связанный с его применением либо иным его использованием для поражения цели или подачи сигналов, для граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, учитывая положения ст. 243 УК РФ и ст. 24 ФЗ Об оружии.
Отнесение огнестрельных гладкоствольных пистолетов и револьверов с любой дульной энергией к иным видам гражданского оружия, служебному, боевому или запрещенному оружию возможно далеко не всегда, учитывая признаки данных видов оружия, предусмотренные ФЗ Об оружии, и исключение возможности их отнесения к охотничьему оружию с 1 июля 2011 года.
Исходя из вышеизложенного, законодательство РФ является более строгим к определению минимальных критериев поражающей способности огнестрельного, пневматического, сигнального, нелетального и ряда других видов оружия, чем метательного и холодного оружия, а также к определению минимальных критериев поражающей способности метательного стрелкового оружия (к которому отнесены только луки и арбалеты), чем метательного броскового оружия и холодного оружия, а отсутствие минимальных критериев поражающей способности целого ряда видов оружия, особенно, при нахождении в свободном обороте более мощных устройств, аналогичных им, только осложняет отграничение видов оружия от других предметов, бюрократизируя оборот оружия и нарушая конституционные права владельцев оружия и других людей.
Таким образом, законодательство РФ строже ограничивает оборот многих видов слабых стреляющих и ряда других видов устройств, формально отнесенных к различным видам стрелкового оружия, чем отдельных видов средних по кинетической энергии или мощных стреляющих устройств, метательного броскового и холодного оружия, бытовых и иных предметов, не отнесенных к оружию, запрещая оборот части их видов.
Поэтому законодательством РФ не учитываются фактические значения дульной и удельной кинетических энергий, достигаемые при нанесении ударов ножами и другими бытовыми предметами, рукой человека, иных ударов, либо при перемещении человека или животного (беге, езде и т.п.).
Учитывая вышеизложенное, значения кинетических энергий более 0,5 Дж на мм2 и более 3, 7,5 или 25 Дж, определяемые на расстоянии не более 1 метра, являются пренебрежимо малыми для их использования в качестве критериев любого оружия, поэтому необходимо их увеличение или определение (измерение) на большом расстоянии (10, 50 или 100 метров). При этом необходимо упорядочивание данных значений по поражающей способности конкретных видов оружия и других предметов или исключение из перечня видов оружия всех видов пневматического оружия и огнестрельного оружия с дульной энергией до 50 Дж, как видов оружия, не имеющих высокой поражающей способности или сложных в боевом применении, с исключением из перечня видов оружия холодного оружия, метательного броскового оружия, сигнального оружия, нелетального оружия и оружия, имеющего культурную ценность, как видов оружия, не имеющих большей поражающей способности, чем бытовые предметы, сложным в использовании в качестве оружия или использование которых в качестве оружия затруднительно, не распространено или запрещено, и с возможным исключением из перечня видов оружия луков и арбалетов, пружинно-поршневого пневматического оружия, дульнозарядного огнестрельного оружия и иного оружия, сходного по поражающей способности с устройствами, не отнесенными к оружию, либо использование которого в качестве стрелкового или иного подобного оружия затруднительно.
Гладкоствольные пистолеты и револьверы, отнесенные к огнестрельному оружию, предназначенному для причинения смерти человеку, не запрещены к обороту, поскольку они отнесены к короткоствольному оружию, многие виды которого не запрещены к обороту. При этом они не могут быть отнесены к оружию самообороны, к которому в ст. 3 ФЗ Об оружии отнесено только нелетальное оружие. Данные пистолеты и револьверы, имеющие культурную ценность, отнесены к оружию, ее имеющему, но правила оборота данного оружия, предназначенного для использования унитарных патронов, отсутствуют, за исключением правил его ношения, производства или торговли им.
Виды данного оружия, не предназначенные для использования унитарных патронов, могут быть приобретены по лицензии на коллекционирование оружия, но без регистрации (ст. 13 ФЗ Об оружии).
Пистолеты и револьверы с нарезным стволом могут быть отнесены к спортивному огнестрельному короткоствольному оружию с нарезным стволом, приобретаемому только по специальным лицензиям, хранение вне стрелковых объектов, ношение и коллекционирование которого запрещены (ст. 13 ФЗ Об оружии), но критерии их отнесения к данному оружию не предусмотрены, а их характеристики могут затруднять их использование для спортивной стрельбы.
Не предусмотрены ФЗ Об оружии и критерии отнесения к спортивному оружию гладкоствольных пистолетов и револьверов, а также правила оборота многих видов гладкоствольных пистолетов и револьверов.
Пистолеты и револьверы отечественного производства с дульной энергией не более 300 Дж могут быть отнесены к служебному оружию (ст. 4 ФЗ Об оружии), но они должны соответствовать ряду специальных критериев, что исключает отнесение к служебному оружию целого ряда их видов.
К боевому оружию отнесено только оружие, предназначенное для решения боевых и оперативно-служебных задач, принятое на вооружение в РФ (ст. 5 ФЗ Об оружии).
Таким образом, существуют виды пистолетов и револьверов, отнесенных к огнестрельному оружию, не предусмотренные ФЗ Об оружии, находящиеся в свободном обороте, учитывая положения ч. 3 ст. 15 Конституции РФ и п. 1 и 2 ст. 129 ГК РФ, что требует введения правил оборота указанных пистолетов и револьверов, четко распределяющих ограничения на их оборот по степени их опасности.
Порох, капсюли и патроны, не являющиеся унитарными, могут быть приобретены только гражданами, имеющими разрешение на хранение и ношение огнестрельного длинноствольного оружия, учитывая положения ст. 18 ФЗ Об оружии. При этом осуществление выстрела из оружия, имеющего культурную ценность, и иное его использование для поражения цели или подачи сигналов, за исключением имитации использования данного оружия, не отнесенного к антикварному, на исторических реконструкциях, запрещено положениями ст. 24 ФЗ Об оружии.
Патроны к гражданскому оружию, приобретаемому по лицензии и подлежащему регистрации в уполномоченных органах, могут быть приобретены только гражданами, имеющим разрешение на хранение соответствующего оружия, а патроны к служебному или боевому оружию могут быть приобретены только по документам на указанное оружие, выданных гражданам, имеющим право на временное или постоянное владение им. Поэтому многие виды патронов к пистолетам и револьверам, не предусмотренным ФЗ Об оружии, не могут быть приобретены лицами, не имеющими разрешений на хранение гражданского оружия под указанные патроны, учитывая изготовление многих видов огнестрельного оружия под определенные типы патронов, используемые в видах данного оружия, имеющих различную обротоспособность, и отмену с 2011 года запрета на использование многих видов патронов к пистолетам и револьверам в длинноствольном огнестрельном оружии с нарезным стволом, предусмотренного ранее криминалистическими требованиями, но в ФЗ Об оружии отсутствуют правила оборота видов патронов, отличающихся от патронов к гражданскому, служебному или боевому оружию, не запрещенных к обороту, а приобретение патронов к гражданскому оружию ограничено только в том случае, если само указанное оружие приобретается по лицензии. Это требует введения четких правил оборота видов оружия, не предусмотренных ФЗ Об оружии, и патронов к ним, а также всех видов оружия, имеющего культурную ценность, и патронов к ним.
Гладкоствольные пистолеты и револьверы могут быть отнесены к пневматическому оружию, если они являются пневматическими стреляющими устройствами с дульной энергией более 3 Дж, а ограничения на их оборот и мера ответственности за их незаконные сбыт или изготовление зависят от их калибра (до 4,5 мм или более) и от наличия дульной энергии, превышающей 7,5 или 25 Дж, а также их отнесения к конкретному виду пневматического оружия (спортивному, охотничьему (если дульная энергия не превышает 25 Дж), боевому или запрещенному к обороту оружию, либо к оружию, имеющему культурную ценность, или не предусмотренному ФЗ Об оружии). При этом критерии их отнесения к спортивному или боевому оружию не предусмотрены, а их характеристики могут затруднять их использование для спортивной стрельбы и придание снаряду достаточно больших для применения в качестве боевого, охотничьего или иного оружия значений дульной и удельной кинетических энергий (более 25, 7,5 или 3 Дж либо 1,5, 0,5, 0,3 или 0,2 Дж на мм2 соответственно).
Гладкоствольные пистолеты и револьверы не могут быть отнесены к метательному оружию, т.к. пружинные, тетивные и иные механические пистолеты и револьверы законодательно не отнесены метательному оружию, к которому отнесены только луки, арбалеты и метательное бросковое оружие, а арбалеты могут быть отнесены к метательному оружию только при наличии дуги с усилием натяжения тетивы более 43 кгс, что может значительно увеличивать их размеры в сравнении с пистолетами.
К метательному оружию не могут быть отнесены и луки небольших размеров, учитывая значение минимального усилия натяжения тетивы лука, являющегося метательным оружием (более 27 кгс), и сложности при использовании тугого лука, особенно, небольшого размера.
Предметы небольших размеров, являющиеся ножами, кинжалами или другими предметами, сходными с холодным оружием, помещающиеся в карманы одежды, сложно относить к холодному и метательному бросковому оружию, учитывая минимальные значения длин клинков и рукояток холодного оружия (клинок ножа длиной более 90 мм, клинок кинжала длиной более 50 мм (многие виды кинжалов, отнесенных к гражданскому и иному оружию, предусмотренному ФЗ Об оружии, имеют клинок длиной более 150 мм) и рукоятка длиной более 70 мм), а к метательному бросковому оружию могут быть отнесены только предметы, соответствующие критериям холодного оружия.
Пистолеты или револьверы, имеющие большую поражающую способность (дульную энергию более 300 или 500 Дж и т.п.), могут быть неудобны в использовании, т.к. их отдача может быть очень велика, что будет влечь снижение точности стрельбы, возможное выпадение оружия из руки стрелка и травмирование стрелка, что только более четко обосновывает смягчение ограничений на оборот пистолетов и револьверов, а также мер ответственности и наказаний за их нарушения.
В Законе РФ Об оружии 1993г. и подзаконных актах, принятых в целях его исполнения, были предусмотрены основные правила оборота всех видов оружия, поскольку к служебному оружию было отнесено больше видов огнестрельного оружия, чем в ФЗ Об оружии, а виды оружия, им не предусмотренные, могли находиться в обороте в целях коллекционирования оружия или имитации его применения в случаях, предусмотренных законодательством РФ. При этом в Правилах оборота гражданского и служебного оружия, действовавших до 1998 года, были установлены правила коллекционирования оружия, как предусмотренного, так и не предусмотренного Законом РФ Об оружии, а критерием наличия обязанности получения лицензии на коллекционируемое оружие было наличие возможности производства выстрела.
В ФЗ Об оружии и Правилах оборота гражданского и служебного оружия, действовавших с 1998 года, подобные и другие правила оборота видов оружия, не предусмотренных законом, не предусмотрены до настоящего времени.
В законодательстве многих странах мира гладкоствольные пистолеты и револьверы находятся в свободном или ограниченном обороте как оружие самообороны или коллекционное оружие.
В Законе Финляндии Об огнестрельном оружии предусмотрены определение и специальные правила оборота карманных пистолетов и револьверов. В частности, пистолет считается субкомпактным или "карманным пистолетом", если он помещается в прямоугольную коробку размером 180 х 130 мм и не является газовым пистолетом. К данному огнестрельному оружию применяется специальное законодательство, и оно не может быть приобретено по лицензии для занятия спортом. При этом данные виды пистолетов и револьверов могут быть приобретены в целях коллекционирования, а оборот пневматического оружия ограничен и регулируется данным Законом, если оно имеет калибр более 6,35 мм и изготовлено после 1950 года (данное оружие может быть приобретено владельцами огнестрельного оружия или по отдельной лицензии лицами, не имеющими огнестрельного оружия). Оборот пневматического оружия ограничен и регулируется данным Законом, если оно имеет калибр более 6,35 мм, а приобретение пневматического оружия калибра не более 6,35 мм, имеющего любую дульную энергию, луков, арбалетов и других механических метательных устройств не ограничено законодательством Финляндии.
В законах об оружии целого ряда стран СНГ и других стран постсоветского пространства пистолеты и револьверы, отнесенные к огнестрельному оружию с нарезным стволом, разрешены к приобретению, хранению по месту жительства владельца и ношению в качестве оружия самообороны (Молдовы, ПМР, Абхазии, Южной Осетии (частично (предметы с дульной энергией не более 3 Дж не отнесены к оружию, а оружие с дульной энергией не более 7,5 Дж приобретается без лицензии и регистрации)), Грузии (в части приобретения и хранения любых пистолетов (даже полностью автоматических (системы Стечкина и др.))), Литвы, Латвии, Эстонии) или спортивного оружия (Белоруссии). При этом в законах части данных стран в перечне видов оружия самообороны указаны гладкоствольные пистолеты и револьверы, отнесенные к огнестрельному оружию, а в Законе Об оружии Абхазии предусмотрено право на приобретение без лицензии и регистрации всех видов нелетального оружия самообороны (включая газовые пистолеты и револьверы, а также огнестрельное оружие ограниченного поражения), оружия, имеющего культурную ценность, национального холодного оружия Абхазии (включая виды холодного оружия, которые могут быть отнесены в РФ к казачьему или охотничьему холодному клинковому оружию (шашка, кинжал и охотничий нож)) и ряда других видов оружия совершеннолетними дееспособными гражданами Абхазии (граждане Абхазии имеют и гражданство РФ).
При этом в законах об оружии многих странах СНГ (включая Закон Об оружии Узбекистана от 29 июля 2019 года) предусмотрены правила оборота многих или всех видов пистолетов и иного огнестрельного оружия, поскольку к служебному оружию отнесены пистолеты и револьверы иностранного производства и многие другие их образцы, не являющиеся служебным оружием, согласно ст. 4 ФЗ Об оружии, а к боевому оружию могут быть отнесены виды оружия, состоящие на вооружении только в иностранных государствах или состоявшие на вооружении в прошлом.
В законодательстве части данных стран (Кыргызстана и др.) содержатся правила оборота видов оружия, не предусмотренных их законами об оружии (которые могут быть использованы в целях коллекционирования), и в перечне видов гражданского оружия предусмотрено коллекционное оружие.
Критерием наличия обязанности получения разрешения на коллекционируемое оружие в части указанных стран является наличие возможности производства выстрела и определенные минимальные значения поражающей способности (дульной и (или) удельной кинетической энергии и др.).
В законодательстве КНР предусмотрена только административная ответственность за незаконные сбыт или изготовление холодного оружия, но влечет административную и уголовную ответственность незаконный оборот стрелкового оружия, включая огнестрельное и пневматическое оружие с удельной кинетической энергией более 1,8 Дж на см2, измеряемой на расстоянии 50 и 30 см соответственно от ствола оружия (в законодательстве Гонконга и Макао предусмотрено минимальное значение дульной энергии огнестрельного и пневматического оружия, составляющее более 2 Дж), и арбалеты с усилием натяжения тетивы более 6 кгс (в частности, в законодательстве Гонконга).
Таким образом, законодательство КНР является более строгим к обороту огнестрельного оружия, метательного оружия (арбалетов) и пневматического оружия малых и иных калибров, не являющихся крупными, чем законодательство РФ, т.к. в нем предусмотрены меньшие кинетических энергий огнестрельного и пневматического оружия (значение удельной кинетической энергии более 1,8 Дж на см2, а не 0,5 Дж на мм2 (как в законодательстве РФ для огнестрельного оружия), значение дульной энергии более 2 Дж, а не более 3 или 7,5 Дж (как в законодательстве РФ для пневматического оружия и строго ограниченных к обороту его видов)) и менее значений минимальной дульной энергии подавляющего большинства видов огнестрельного оружия различных калибров (как в законодательстве РФ для огнестрельного оружия, имеющего калибр более 2 мм) и усилия натяжения тетивы арбалета (6 кгс, а не 43 кгс (как в законодательстве РФ для арбалетов, отнесенных к метательному оружию).
При этом законодательство КНР является менее строгим чем законодательство РФ к обороту крупнокалиберного пневматического оружия (за исключением Гонконга и Макао) и огнестрельного оружия калибра не более 2 мм (в Гонконге и Макао (данное огнестрельное оружия обычно не встречается в обороте или является миниатюрными копиями распространенного огнестрельного оружия)), т.к. значение удельной кинетической энергии может не превышать 1,8 Дж на см2 при дульной энергии более 3, 7,5 или 25 Дж у пневматического оружия крупных калибров, оборот которого в РФ ограничен лицензированием или запрещен, а огнестрельное оружие калибра не более 2 мм в РФ отнесено к огнестрельному оружию, учитывая превышение минимального значения удельной кинетической энергии (0,5 Дж на мм2), и обычно находится в очень ограниченном обороте или запрещено к обороту.
Практический результат
Внесение данных изменений позволит упорядочить правила оборота видов оружия различной степени опасности и меры ответственности и наказаний за незаконные действия с оружием и будет способствовать соблюдению конституционных прав человека и гражданина.