Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф129837
Уровень инициативы:
Федеральный

О необходимости исключения из перечня видов оружия пружинных стреляющих ножей, холодного, метательного броскового оружия, оружия, имеющего культурную ценность, сигнального, нелетального и иного наименее опасного оружия

Необходимо исключение из перечня видов оружия пружинных стреляющих ножей, выстреливающих клинок (баллистических ножей), стрелу, пулю или иной снаряд (учитывая их отсутствие в перечне видов метательного оружия, противоречие основным конституционным принципам, неочевидность для многих людей, формализм и нечеткость критериев холодного оружия, фактически не позволяющих отграничить оружие от других предметов по поражающей способности, устанавливаемых только экспертами соответствующего профиля, использующими специальное оборудование, а также невозможность их отнесение к иным видам оружия (пневматическому, огнестрельному и др.) и небольшую поражающую способность в сравнении с большинством видов стрелкового оружия), и отмена ограничений на оборот холодного и метательного броскового оружия, оружия, имеющего культурную ценность, сигнального и нелетального оружия, а также видов стрелкового оружия, имеющих удельную кинетическую энергию не более 1,5 Дж на мм2 или дульную энергию менее 25 Дж, с исключением из перечня видов оружия холодного, метательного броскового или всех видов метательного оружия, пружинно-поршневого или всех видов пневматического оружия, имеющих дульную энергию до 50 Дж или любую дульную энергию, сигнального и нелетального оружия, любых видов оружия, имеющих удельную кинетическую энергию не более 0,5 Дж на мм2, а также многих или всех видов вышеуказанного стрелкового оружия.
Внесение данных изменений необходимо, поскольку стреляющие ножи, выстреливающие клинок (баллистических ножи) и иные виды стреляющих ножей не предусмотрены ФЗ Об оружии, при этом запрещены только данные ножи, отнесенные к огнестрельному оружию (стреляющие клинками, пулями или иными снарядами за счет энергии порохового или иного заряда и имеющие удельную кинетическую энергию клинка, пули или иного метаемого снаряжения более 0,5 Дж на мм2), т.к. они являются огнестрельным оружием, имеющим форму, имитирующую другие предметы, а различные правила награждения оружием содержат запреты на отнесение к наградному оружию стреляющих ножей и ножей специального назначения.
Согласно ст. 6 ФЗ Об оружии на территории РФ запрещен оборот:
огнестрельного оружия, которое имеет форму, имитирующую другие предметы;
метательного броскового оружия, кистеней, кастетов и других специально приспособленных для использования в качестве оружия предметов ударно-дробящего и метательного действия, за исключением спортивных снарядов и указанных предметов, имеющих культурную ценность и используемых в культурных и образовательных целях;
оружия и патронов к нему, имеющих технические характеристики, не соответствующие криминалистическим требованиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений, за исключением оружия, имеющего культурную ценность, в том числе старинного (антикварного) оружия, копий старинного (антикварного) оружия и реплик старинного (антикварного) оружия;
холодного клинкового оружия и ножей, клинки и лезвия которых либо автоматически извлекаются из рукоятки при нажатии на кнопку или рычаг и фиксируются ими, либо выдвигаются за счет силы тяжести или ускоренного движения и автоматически фиксируются, при длине клинка и лезвия более 90 мм, за исключением холодного оружия, имеющего культурную ценность, в том числе старинного (антикварного) холодного оружия, копий старинного (антикварного) холодного оружия и реплик старинного (антикварного) холодного оружия.
В Криминалистических требованиях отсутствует запрет на оборот стреляющих ножей и иные запреты на оборот оружия не распространяются конкретно на стреляющие ножи. При этом запрещены к обороту менее опасные виды холодного и метательного броскового оружия, не имеющие культурной ценности (автоматические ножи, имеющие длину клинка и лезвия более 90 мм, и метательные ножи), а холодное и метательное бросковое оружие, имеющее культурную ценность, и любое оружие, имеющее культурную ценность, не соответствующее криминалистическим требованиям, не могут быть отнесены к видам оружия, запрещенным к обороту в РФ, являются гражданским оружием, согласно положениям ст. 3 ФЗ Об оружии, на их хранение не требуется получения разрешения (старинное (антикварное) оружие и холодное оружие, имеющее культурную ценность, приобретается по лицензии на коллекционирование оружия, но не полежит регистрации (ст. 13 ФЗ Об оружии), а правила приобретения иного оружия, имеющего культурную ценность, отсутствуют), но их ношение разрешено только с историческими костюмами на официальных массовых мероприятиях, проводимых в установленном порядке, но многие правила их оборота отсутствуют, что означает наличие права на их оборот любыми лицами, учитывая положения п. 1 и 2 ст. 129 ГК РФ. Использование оружия, имеющего культурную ценность, в качестве оружия, включая производство выстрела из него, запрещено положениями ст. 24 ФЗ Об оружии.
Ограничения и запреты на оборот предметов, которые имеют сходство с оружием или могут быть к нему отнесены (включая стреляющие ножи), распространяются только на виды оружия, предусмотренные ФЗ Об оружии, и отнесенные к оружию ФЗ Об оружии и экспертными критериями. Исключение могут составлять только автоматические ножи, имеющие длину клинка более 90 мм, однако, учитывая положения ст. 6 ФЗ Об оружии, запрещающие оборот данных ножей в качестве гражданского и служебного оружия, можно сделать вывод о наличии запрета к обороту только таких автоматических ножей, отнесенных к холодному оружию, что означает отсутствие в ФЗ Об оружии запретов на оборот любых предметов, сходных с оружием, но не отнесенных к нему законодательством, поэтому необходимо внесение изменений в ст. 6 ФЗ Об оружии, уточняющих критерии предметов, запрещенных к обороту в РФ в качестве оружия.
Для отнесения предмета к холодному оружию, согласно экспертной методике и криминалистическим требованиям, необходимо наличие большого количества критериев, включающих прочное крепление клинка в рукоятке предмета и достаточную прочность самой рукоятки. Отсутствие любого одного из данных критериев исключает отнесение предмета к холодному оружию, поэтому стреляющий нож может быть отнесен к холодному оружию только, если его клинок достаточно прочно закреплен в рукоятке, а рукоятка может выдержать нанесение предметом, находящимся в руке человека, ударов при непосредственном контакте с объектом поражения, при наличии соответствия предмета другим критериям холодного оружия.
Метательным бросковым оружием стреляющие ножи не являются, поскольку оно предназначено для метания в цель при помощи мускульной силы человека и должно обладать определенными аэродинамическими характеристиками, поэтому использование любого механизма для метания предмета или отсутствие у предмета необходимых аэродинамических характеристик исключает его отнесение к метательному бросковому оружию.
В качестве метательного стрелкового оружия стреляющие ножи и многие другие пружинные стреляющие устройства законодательно не определены, а минимальные характеристики метательного стрелкового оружия и правила его оборота предусмотрены только для луков и арбалетов. Им является натяжение тетивы более 27 кгс для луков и 43 кгс – для арбалетов, поэтому стреляющий нож не может быть отнесен к метательному оружию, учитывая его конструктивные отличия от арбалета и недостаточную энергию пружины, делающую невозможным его отнесение к пружинным арбалетам, являющимся оружием, согласно положениям ст. 3 ФЗ Об оружии и Криминалистических требований к гражданскому и служебному оружию и патронам к нему. Поэтому пружинные стреляющие ножи, не отнесенные к холодному оружию, предусмотренному ФЗ Об оружии, находятся в свободном обороте.
В экспертную методику проведения криминалистической экспертизы, определяющей отнесение предметов к холодному оружию, входит нанесение ударов в сосновую доску или ряд других видов предметов с кинетической энергией от 20 до 50 Дж, а метательное бросковое оружие может быть отнесено к оружию только, если оно соответствует всем критериям холодного оружия и ряду других критериев (в частности, сюрикены должны иметь массу не менее 150 гр. и длину лучей более 8 мм).
При этом кинетическая энергия броска ножа, сюрикена или иного предмета может превышать 20 Дж, а кинетическая энергия удара ножом, другим предметом или рукой человека может достигать 100 или 200 Дж. Кинетическая энергия бегущего человека может достигать 720 Дж, а удельная кинетическая энергия удара ножом либо другими острыми или тонкими предметами (иглой, шилом и др.) при значениях кинетической энергии удара (дульной энергии) более 20 или 50 Дж во много раз превышает значение 0,5 Дж на мм2 и может превышать 5 или 10 Дж на мм2.
При этом кинетические энергии всех видов оружия измеряются на расстоянии не более 1 метра, т.е. дистанции удара рукой, ножом или другим предметом.
Таким образом, значение удельной кинетической энергии более 0,5 Дж на мм2 и значения дульных энергий более 3, 7,5 или 25 Дж, определяемые на расстоянии не более 1 метра, являются весьма незначительными в сравнении с их значениями, достигаемыми при нанесении ударов ножами, топорами и другими бытовыми предметами, животными, руками и ногами человека, а также быстро перемещающимся человеком (бегущим, едущим на чем-либо и т.п.), что только осложняет отграничение видов оружия от других предметов, бюрократизируя оборот оружия и нарушая конституционные права владельцев оружия и других людей.
Отнесение стреляющих ножей к пневматическому оружию зависит от дульной энергии устройства, метающего клинок, пулю или иные виды снарядов за счет энергии сжатого, сжиженного или отвержденного газа, поскольку минимальная дульная энергия пневматического устройства, необходимая для его отнесения к пневматическому оружию, составляет более 3 Дж (ст. 3 ФЗ Об оружии), а для его отнесения к пневматическому оружию, незаконные сбыт и изготовление которых влекут уголовную ответственность, и приобретение которого в качестве охотничьего, спортивного или старинного (антикварного) оружия подлежит лицензированию при любом калибре (включая калибр до 4,5 мм) – 7,5 Дж (ч. 7 ст. 222 и ч. 4 ст. 223 УК РФ и ст. 13 ФЗ Об оружии). Поэтому к пневматическому оружию, приобретаемому по лицензии, могут быть отнесены стреляющие ножи, выстреливающие клинок или иной снаряд калибра более 4,5 мм с дульной энергией более 3 Дж, либо выстреливающие пулю или иной снаряд любого калибра с дульной энергией более 7,5 Дж, а к пневматическому оружию, приобретаемому без лицензии, могут быть отнесены стреляющие ножи, выстреливающие пулю или иной снаряд калибра до 4,5 мм с дульной энергией более 3 Дж.
Таким образом, отнесение стреляющего ножа к пневматическому оружию зависит от того, может устройство, расположенное в рукоятке ножа, действующее по принципу пружинно-поршневого или газобаллонного пневматического оружия либо пневматического оружия с предварительной накачкой, придать клинку, пуле или иному снаряду дульную энергию более 3 Дж, а для установления строгих ограничений на их оборот и криминализации их незаконного сбыта и изготовления – 7,5 Дж.
К огнестрельному оружию могут быть отнесены только стреляющие ножи, выстреливающие клинок, пулю или иной снаряд с удельной кинетической энергией более 0,5 Дж на мм2, для достижения которой клинку или иному крупному снаряду необходимо придать дульную энергию до 100 или более Дж, но для снарядов калибра до 4,5 мм достаточно дульной энергии до 7,5 Дж (при наименьших калибрах (от 1 до 2,8 мм) достаточно дульной энергии до 3 Дж), поскольку удельная кинетическая энергия определяется как отношение дульной энергии к площади поперечного сечения снаряда, поэтому увеличение площади поперечного сечения влечет увеличение дульной энергии, необходимой для достижения значения его удельной кинетической энергии, составляющего 0,5 Дж на мм2, а ее уменьшение уменьшает и необходимую дульную энергию. При этом стреляющие ножи и иные предметы, отнесенные к огнестрельному оружию, имитирующему другие предметы, запрещены к обороту в РФ, а правила оборота огнестрельного оружия являются одинаково строгими по отношению к огнестрельному оружию, имеющему любую дульную энергию (в особенности, к короткоствольному или имеющему нарезной ствол), если удельная кинетическая энергия составляет более 0,5 Дж на мм2, но для огнестрельного оружия ограниченного поражения минимального значения дульной и удельной кинетической энергии не установлено.
Минимальные критерии поражающей способности сигнального, газового оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения и части других видов оружия законодательно не определены, но многие виды устройств, сходных с ними, имеющих равную или большую поражающую способность, чем данные виды оружия, к оружию не отнесены (газовые баллончики для самообороны от животных, газовые и иные спецсредства силовых структур, сигнальные устройства, не отнесенные к пистолетам, револьверам или иному сигнальному оружию, травматические пистолеты, ружья и другие подобные устройства с дульной энергией более 91 или 150 Дж, не отнесенные к огнестрельному оружию (имеющие удельную кинетическую энергию не более 0,5 Дж на мм2), и др.), а большинство из них находятся в свободном обороте для любых лиц (газовые баллончики для самообороны от животных (газовые и иные спецсредства силовых структур ограничены к обороту частными охранниками и сотрудниками государственных силовых структур, но законодательные ограничения на их оборот другими лицами (включая иностранных граждан, лиц без гражданства, несовершеннолетних и малолетних) отсутствуют), сигнальные устройства, не отнесенные к пистолетам, револьверам или иному сигнальному оружию, травматические пистолеты, ружья и другие подобные устройства с дульной энергией более 91 или 150 Дж, не отнесенные к огнестрельному оружию (имеющие удельную кинетическую энергию не более 0,5 Дж на мм2), и др.).
Незаконный оборот огнестрельного оружия с нарезным стволом, короткоствольного огнестрельного оружия, длинноствольного огнестрельного оружия, не являющегося гражданским, незаконные сбыт, изготовление, ремонт и переделка гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения являются преступлениями (ст. 222, 222.2 и 223 УК РФ) при любой дульной энергии, а огнестрельное оружие ограниченного поражения может иметь удельную кинетическую энергию менее 0,5 Дж на мм2.
Таким образом, пружинные стреляющие ножи не являются метательным оружием, а любые стреляющие ножи не всегда являются холодным оружием и могут не быть холодным оружием, предусмотренным ФЗ Об оружии, по своим характеристикам. При этом их отнесение к пневматическому оружию, приобретаемому без лицензии или по лицензии, определяется их отнесением к пневматическим устройствам и значением дульной энергии (3 и 7,5 Дж соответственно), а к огнестрельному – их отнесением к огнестрельным устройствам и значением удельной кинетической энергии (0,5 Дж на мм2).
Стреляющие ножи, конструктивно сходные с метательным оружием (пружинные стреляющие ножи), не являются метательным оружием, учитывая наличие критериев отнесения предметов к метательному стрелковому оружию и правил оборота только луков и арбалетов, высокие критерии отнесения арбалетов к оружию (натяжение тетивы более 43 кгс), а также отсутствие у таких предметов характеристик метательного броскового оружия.
Таким образом, стреляющие ножи, не отнесенные к холодному, пневматическому или огнестрельному оружию, и стреляющие ножи, отнесенные к неогнестрельному оружию, не предусмотренному ФЗ Об оружии, находятся в свободном обороте, а стреляющие ножи, отнесенные к холодному или пневматическому оружию, предусмотренному ФЗ Об оружии, находятся в обороте, установленном для конкретных видов гражданского и иного оружия, к которым они отнесены, т.е. пневматические стреляющие ножи не ограничены в обороте настолько строго, как некоторые виды холодного оружия и многие виды огнестрельного оружия и могут быть приобретены без лицензии, а также не подлежат регистрации, если они отнесены к определенным видам данного гражданского оружия, а стреляющие ножи, отнесенные к холодному оружию могут не подлежать регистрации и приобретаться в целях охоты или в качестве оружия, имеющего культурную ценность, при их отнесении к данным видам оружия.
Стреляющие ножи, отнесенные к огнестрельному оружию, запрещены к обороту в РФ, но критерии их отнесения к нему являются формальными, а достижение минимальной удельной энергии огнестрельного оружия (0,5 Дж на мм2) может быть затруднительно для ножей, выстреливающих клинок, или снаряды крупных для ручного огнестрельного оружия калибров и зависит от допустимых значений мощности патронов и прочности рукояток таких ножей.
При этом пружинные стреляющие ножи не могут быть отнесены к метательному оружию и находятся в свободном обороте независимо от наличия законодательной возможности отнесения к нему, поскольку критерии отнесения к оружию видов метательного оружия, не являющихся луками и арбалетами, ФЗ Об оружии, криминалистическими требованиями и экспертными методиками не предусмотрены, правила их оборота отсутствуют, а минимальным критерием отнесения к оружию арбалета является натяжение тетивы более 43 кгс, которое создает кинетическую энергию, превышающую значения дульной энергии, составляющие 3, 7,5 и 25 Дж, и значение удельной кинетической энергии, равное 0,5 Дж на мм2, являющееся критерием отнесения огнестрельного устройства к огнестрельному оружию, и порогом поражаемости человека в криминалистике (возможность нанесения проникающего ранения грудной клетки).
Вышеизложенное означает, что критерии отнесения предметов к метательному оружию и ограничения их оборотоспособности являются значительно менее строгими, чем критерии отнесения предметов к огнестрельному или пневматическому оружию и ограничения оборотоспособности данных видов оружия, а критерии отнесения предметов к огнестрельному оружию являются менее строгими, нежели критерии отнесения конкретных предметов к пневматическому оружию при всех основных калибрах огнестрельного оружия (в особенности, при крупных калибрах огнестрельного оружия), и более строгими – при небольших калибрах огнестрельного оружия (в особенности, при наименьших его калибрах), либо в случае отнесения огнестрельного устройства к огнестрельному оружию ограниченного поражения. При этом правила оборота многих видов гражданского и иного огнестрельного оружия, предусмотренного ФЗ Об оружии, являются более строгими, нежели правила оборота пневматического оружия с дульной энергией до 7,5 Дж и калибра 4,5 мм или иного пневматического оружия, сопоставимого по кинетической энергии и калибру с различными видами короткоствольного и (или) нарезного огнестрельного оружия. Поэтому критерии оборотоспособности оружия в ФЗ Об оружии определяются не степенью его опасности и поражающей способностью, а принципом его действия, определяющим его отнесение к метательному, пневматическому или огнестрельному оружию.
При наличии правил оборота оружия, прямо не запрещающим и не ограничивающим оборот пружинных стреляющих ножей и иных стреляющих ножей, не являющихся огнестрельным оружием, и устанавливающим свободный оборот пружинных ножей, пружинных трубок сюцзянь, стреляющих небольшими стрелами (иглами) и помещающихся в рукаве одежды, длинных переносных пружинных трубок с усилием сжатия пружины 20 кгс, которые носили на спине в Китае в XI в., пружинных пистолетов, ружей и иных предметов, конструктивно сходных с метательным оружием, но не являющихся луками и арбалетами либо бросковым метательным оружием, и высокие критерии поражающей способности, необходимые для отнесения к стрелковому метательному оружию луков и арбалетов, превышающих ее минимальные критерии, необходимые для отнесения предметов к пневматическому или огнестрельному оружию, запреты на оборот метательных ножей, иного броскового метательного оружия, не имеющего культурной ценности, и не отнесенного к спортивным снарядам, и ножей или холодного оружия, клинки и лезвия которых либо автоматически извлекаются из рукоятки при нажатии на кнопку или рычаг и фиксируются ими, либо выдвигаются за счет силы тяжести или ускоренного движения и автоматически фиксируются, при длине клинка и лезвия более 90 мм, за исключением холодного оружия, имеющего культурную ценность, и другие запреты и ограничения установленные на оборот холодного и метательного оружия, представляются излишними, нелогичными и противоречащими здравому смыслу, поскольку стреляющий нож может быть не отличим при защите или нападении от обычного ножа и мгновенно применен против человека, неожиданно для него (если ему не известно о том, что нож предположительно или точно является стреляющим), а метание ножа или другого предмета не является таким мгновенным, требует большей подготовки и невозможно в определенных ситуациях, в которых возможен выстрел (удержание руки с ножом, ранение в руку или иное ранение, препятствующее метанию предметов и т.п.). В рукопашном бою, стреляющий нож более опасен, т.к. может причинить тяжелое или смертельное ранение без нанесения противнику удара с силой, необходимой для его поражения. При этом стреляющий нож может быть более компактным, чем целый ряд видов пистолетов и иного стрелкового оружия.
Пружинные стреляющие ножи могут метать клинок на расстояние 6 метров со скоростью 16 метров в секунду, а данные пневматические ножи имеют характеристики, которые могут несколько превышать данные значения. При этом метание ножа рукой возможно со скоростью до 13 метров в секунду на расстояние более 6 метров, а кинетическая энергия может составлять до 21 Дж. Поэтому поражающая способность пружинных и пневматических стреляющих ножей значительно не превышает указанной способности любых метаемых ножей и других предметов, а также различных видов конструктивно сходных с оружием изделий, метательного и пневматического оружия, а также маломощного огнестрельного оружия.
Учитывая вышеизложенное, критерии запрета к обороту стреляющего ножа должны определяться не его внешними отличиями от стрелкового оружия, а его максимальной поражающей способностью при точном выстреле из него, безопасном для стрелка.
При этом пружинные и другие стреляющие ножи, выстреливающие клинок, имеют существенный недостаток во времени и безопасности их перезаряжания, а также скорострельности и возможности эффективно отразить нападение нескольких лиц, вызванный трудностями замены выстреленного клинка (большое усилие сжатия пружины, необходимость накачки воздуха в рукоятку ножа или экстракции из нее стреляных гильз и ее заряжания патронами), неудобством и опасностью ношения и установки клинков, а также большими опасностями случайного выстрела или затруднения производства выстрела, вызванного снятием с предохранителя, износом пружины или клапана либо другими подобными причинами.
Иные стреляющие ножи имеют похожие недостатки, за исключением связанных с ношением и использованием клинков.
Подобные недостатки не могут способствовать частому их использованию как в правомерных, так и в противоправных целях, и их распространенности в обороте. При этом они не увеличивают их степень опасности в сравнении с другими предметами, из которых возможно производство выстрела, или которые содержат мощные пружины и (или) другие подобные детали, способные нанести травму человеку, если нарушены правила безопасного обращения с ним или имеются неисправности в его конструкции.
Вышеуказанные нестрогие правила оборота стреляющих ножей, при наличии равных или более строгих правил оборота предметов, из которых невозможно производство выстрела, или ряда видов предметов, отнесенных к нелетальному оружию, нелогичны и указывают на необходимость внесения изменений в правила оборота всех видов оружия, устраняющие излишние запреты на оборот ряда видов оружия и излишне строгие ограничения на оборот холодного и рада других малоопасных видов оружия, учитывая отсутствие высокой степени опасности в обороте холодного, броскового метательного и маломощного стрелкового оружия, при наличии запретов на оборот многих видов метательных и автоматических ножей, ряда других видов броскового метательного и холодного оружия, а также ряда видов нелетального оружия и маломощного огнестрельного оружия, а также при наличии существенных ограничений на оборот целого ряда видов холодного оружия, луков и арбалетов, отнесенных к метательному оружию, огнестрельного оружия ограниченного поражения и ряда других видов нелетального оружия, многих видов маломощного пневматического оружия и всех видов маломощного огнестрельного оружия, предусмотренных ФЗ Об оружии, и других подобных видов оружия, не представляющих высокой степени опасности и не имеющих большей поражающей способности, нежели распространенные в быту предметы, конструктивно сходные с огнестрельным или иным оружием изделия, а также другие предметы, не являющиеся оружием.
Вышеуказанные критерии холодного и иного оружия, а также правила оборота оружия (в особенности, холодного, метательного и пневматического оружия) противоречат основным конституционным принципам (ст. 2, 17, 19, 55 и 56, а также ряд других норм Конституции РФ), т.к. фактически не позволяют отграничить опасные для жизни или здоровья человека предметы от других предметов, допуская ограничение прав людей по формальным основаниям отнесения к оружию или подозрения на отнесение к оружию предметов, которыми они владеют или иных предметов, найденных и изъятых у них, что не может обеспечить соблюдение конституционных принципов высшей ценности человека, его прав и свобод, равенства всех перед законом и судом, права иметь имущество, владеть, пользоваться и распоряжаться им, возможности ограничения в случае необходимости обеспечения общественной и государственной безопасности только ряда прав и свобод человека и только федеральным законом, при условии запрета на умаление конституционных прав и свобод человека, а также на ограничение высшей ценности человека, его прав и свобод, равенства всех перед законом и судом, презумпции невиновности и целого ряда других конституционных прав и свобод человека. Поэтому необходим пересмотр минимальных критериев различных видов оружия и исключение из перечня видов оружия холодного оружия и целого ряда других видов оружия с небольшой поражающей способностью или сложного в использовании в сравнении с распространенным современным огнестрельным оружием, учитывая их не большую поражающую способность, чем у бытовых предметов и многих других общедоступных предметов материального мира.
В законодательстве многих других стран установлены иные критерии холодного, огнестрельного и других видов оружия, но они, также, часто не являются четкими, очевидными для многих людей, логичными, справедливыми и соответствующими основным конституционным принципам, и общим принципам права, закрепленным как на национальном, так и на международном уровнях.
В частности, в ряде стран постсоветского пространства отсутствуют критерии холодного оружия, предусмотренные законодательством РФ (в Эстонии, Латвии, Литве, Грузии, Молдове и др.), и для отнесения предмета к холодному оружию достаточно определенных значений минимальной длины, ширины или толщины клинка либо основного целевого назначения предмета или его использования в целях, не связанных с применением оружия (в частности, в Эстонии охотничьи ножи не являются холодным оружием, а в Грузии ношение и использование холодного оружия в хозяйственных и иных законных целях, не связанных с его применением против человека в качестве оружия, исключает любые меры ответственности и наказаний за его незаконное ношение (другие незаконные действия с холодным оружием в Грузии уголовной ответственности не влекут, а многие из них не влекут и административной ответственности)). В законодательстве многих других стран мира предусмотрены аналогичные критерии холодного оружия и правила их оборота. При этом метательное оружие не всегда строго ограничивается законодательством и отнесено к оружию не во всех странах мира, а пружинные пистолеты, ружья и другие подобные устройства не отнесены к оружию в странах постсоветского пространства, Дании, Финляндии и целого ряда других стран мира.
В США ограничения на оборот многих видов холодного оружия отсутствуют, при этом в ряде штатов не установлены ограничения на оборот огнестрельного и иного стрелкового оружия (встречается даже детское оружие, являющееся огнестрельным, огнестрельное оружие на черном порохе, или не предназначенное для использования современных типов патронов, либо изготовленное до определенной даты, и пневматическое оружие не отнесены к оружию в части штатов США. При этом в США не отнесены к оружию луки, арбалеты, пружинные ружья и многие другие виды пружинного и иного метательного оружия (за исключением стреляющих ножей и сюрикенов)), а патроны к оружию свободно продаются в различных местах, включая продуктовые магазины и аптеки.
В законодательстве Великобритании разрешено приобретение многих видов холодного оружия, луков и арбалетов без лицензии, запрещены только некоторые виды современного холодного оружия (кастеты, сюрикены, трости-шпаги и т.п.) и предусмотрен порядок получения разрешения на гладкоствольное ружье (Shotgun Certificate (SGC)), не содержащий указания на минимальный возраст лица, но запрещающий приобретение патронов к такому оружию лицами, не достигшими возраста 15 лет.
В Германии ограничено ношение ножей с длиной клинка более 12 мм и запрещен оборот холодного оружия, имитирующего другие предметы, но ношением холодного оружия не является его переноска в сумке, футляре или в кармане одежды без крепления к карману и возможности его быстрого извлечения из кармана, а ношение автоматических ножей без шпенька на клинке, позволяющего быстрее открывать их одной рукой, не запрещено.
В Законе Финляндии Об огнестрельном оружии предусмотрены ограничения на оборот пневматического оружия, если оно имеет калибр более 6,35 мм и изготовлено после 1950 года (данное оружие может быть приобретено владельцами огнестрельного оружия или по отдельной лицензии лицами, не имеющими огнестрельного оружия). Оборот пневматического оружия ограничен и регулируется данным Законом, если оно имеет калибр более 6,35 мм, а приобретение пневматического оружия калибра не более 6,35 мм, имеющего любую дульную энергию, луков, арбалетов и других механических метательных устройств не ограничено законодательством Финляндии.
В законодательстве Болгарии не регулируется оборот холодного и метательного оружия.
В законодательстве КНР предусмотрена только административная ответственность за незаконные сбыт или изготовление холодного оружия, но влечет административную и уголовную ответственность незаконный оборот стрелкового оружия, включая огнестрельное и пневматическое оружие с удельной кинетической энергией более 1,8 Дж на см2, измеряемой на расстоянии 50 и 30 см соответственно от ствола оружия (в законодательстве Гонконга и Макао предусмотрено минимальное значение дульной энергии огнестрельного и пневматического оружия, составляющее более 2 Дж), и арбалеты с усилием натяжения тетивы более 6 кгс (в частности, в законодательстве Гонконга). К холодному оружию в законодательстве КНР отнесен более широкий перечень предметов, включающий бытовые ножи, многие из которых регистрируются при продаже и продаются по паспортам или с указанием данных о личности покупателя, но кастеты в КНР находятся в свободной продаже.
Таким образом, законодательство КНР является более строгим к обороту огнестрельного оружия, метательного оружия (арбалетов) и пневматического оружия малых и иных калибров, не являющихся крупными, чем законодательство РФ, т.к. в нем предусмотрены меньшие кинетических энергий огнестрельного и пневматического оружия (значение удельной кинетической энергии более 1,8 Дж на см2, а не 0,5 Дж на мм2 (как в законодательстве РФ для огнестрельного оружия), значение дульной энергии более 2 Дж, а не более 3 или 7,5 Дж (как в законодательстве РФ для пневматического оружия и строго ограниченных к обороту его видов)) и менее значений минимальной дульной энергии подавляющего большинства видов огнестрельного оружия различных калибров (как в законодательстве РФ для огнестрельного оружия, имеющего калибр более 2 мм) и усилия натяжения тетивы арбалета (6 кгс, а не 43 кгс (как в законодательстве РФ для арбалетов, отнесенных к метательному оружию).
При этом законодательство КНР является менее строгим чем законодательство РФ к обороту крупнокалиберного пневматического оружия (за исключением Гонконга и Макао) и огнестрельного оружия калибра не более 2мм (в Гонконге и Макао (данное огнестрельное оружия обычно не встречается в обороте или является миниатюрными копиями распространенного огнестрельного оружия)), т.к. значение удельной кинетической энергии может не превышать 1,8 Дж на см2 при дульной энергии более 3, 7,5 или 25 Дж у пневматического оружия крупных калибров, оборот которого в РФ ограничен лицензированием или запрещен, а огнестрельное оружие калибра не более 2мм в РФ отнесено к огнестрельному оружию, учитывая превышение минимального значения удельной кинетической энергии (0,5 Дж на мм2), и обычно находится в очень ограниченном обороте или запрещено к обороту.
Многие виды бытовых ножей и холодного оружия отнесены к оружию и более ограничены к обороту в КНР, чем в РФ, но кастеты находятся в КНР в более свободном обороте, чем в РФ.
Дополняет данную аргументацию необходимости отмены излишних ограничений на оборот холодного или иного малоопасного оружия отсутствие частых случаев применения в качестве оружия стреляющих ножей и предметов, отнесенных законодательством РФ к метательному или холодному оружию, а также наличие возможности эффективного метания в цель любого ножа или иного предмета лицом, имеющим необходимую подготовку, и сложности прицельного метания метательных ножей и иного броскового метательного оружия лицами, не имеющими такой подготовки.
Стреляющие ножи, состояли и могут состоять на вооружении в ряде стран мира (США, Швейцарии, СССР, РФ и др.), но их оборот регулируется не во всех странах мира.
В США пружинные стреляющие ножи состояли на вооружении до 1986 года, с 1986 года на федеральном уровне действует запрет на оборот баллистических ножей (Ballistic Knife Prohibition Act of 1986). Под баллистическими ножами понимаются только пружинные стреляющие ножи. При этом в законодательстве части штатов США отсутствует запрет на оборот баллистических ножей.
Перечень видов, типов, моделей боевого короткоствольного ручного стрелкового и холодного оружия, которым могут награждаться граждане РФ был упразднен в Правилах награждения граждан Российской Федерации гражданским, боевым короткоствольным ручным стрелковым и холодным оружием, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.12.2005 N 718 "О награждении оружием граждан Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 22 октября 2021 г. N 1804 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2005 г. N 718 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», но подобные перечни наградного оружия предусмотрены в других правилах награждения оружием, действующих в отношении иностранных граждан или сотрудников государственных военизированных организаций.
При этом, как отмечалось выше, пружинные стреляющие ножи не могут быть отнесены к метательному оружию и не всегда могут соответствовать критериям холодного оружия, а запрещенными к обороту в РФ являются только стреляющие ножи, отнесенные к огнестрельному оружию, имеющие форму, имитирующую именно нож или другой предмет, не похожий на огнестрельное оружие.
Это требует законодательного урегулирования путем четкого разграничения видов оружия, которыми могут награждать, и запрещенных для награждения видов оружия, в особенности, учитывая наличие в перечне боевого холодного оружия, которым могут награждаться граждане РФ и иностранные граждане, видов оружия, отнесенных гражданскому оружию (антикварное холодное оружие, часть видов кортиков, сабель, ножей и т.п.) или к оружию, не предусмотренному ФЗ Об оружии (многие виды кортиков, не имеющих культурной ценности, ряд видов сабель и т.п.), либо отнесенных к боевому оружию без учета положений ст. 5 ФЗ Об оружии (кортики, состоящие на вооружении в РФ).

Практический результат

Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека и упорядочиванию норм ФЗ Об оружии.

Решение

Необходимо исключение из перечня видов оружия пружинных стреляющих ножей, выстреливающих клинок (баллистических ножей) или иной снаряд, и отмена ограничений на оборот холодного и метательного броскового оружия, а также видов стрелкового оружия, имеющих удельную кинетическую энергию не более 1,5 Дж на мм2 или дульную энергию менее 25 Дж, с исключением из перечня видов оружия холодного, метательного броскового или всех видов метательного оружия, пружинно-поршневого или всех видов пневматического оружия, имеющих дульную энергию до 50 Дж или любую дульную энергию, сигнального и нелетального оружия, любых видов оружия, имеющих удельную кинетическую энергию не более 0,5 Дж на мм2, а также многих или всех видов вышеуказанного стрелкового оружия.
При внесении данных изменений необходимо установление менее строгих правил оборота маломощного огнестрельного оружия и упорядочивание правил оборота всех видов метательного, пневматического и огнестрельного оружия по степени их опасности, поражающей способности и возможности эффективного использования в качестве оружия, которое возможно путем отмены ограничений на оборот пневматического оружия с удельной кинетической энергией до 0,5 Дж на мм2 или увеличения значений дульной и удельной кинетической энергий до значений, достигаемых при минимальном натяжении тетивы арбалета, отнесенного к метательному оружию (43 кгс), или максимальном усилии при заряжании гарпуна ружья для подводной охоты (50 кгс), либо большем максимальном усилии при его заряжании.
Необходимо установление равных правил оборота видов огнестрельного, пневматического и метательного оружия, имеющих кинетические энергии, незначительно превышающие данные минимальные значения. При этом, в любом случае, необходимым правильным решением является отмена ограничений на оборот холодного и метательного броскового оружия и исключение излишних ограничений на оборот нелетального оружия, а также декриминализация незаконных действий с холодным, метательным, пневматическим, газовым и маломощным огнестрельным оружием, а также с огнестрельным оружием, имеющим культурную ценность, в ст. 222 и 223 УК РФ.
Исключение из перечня видов оружия холодного и броскового метательного оружия, а также оружия, имеющего культурную ценность, необходимо, учитывая поражающую способность холодного и броскового метательного оружия, сложность их использования лицами, не имеющими специальной подготовки, или против лиц, вооруженных огнестрельным оружием, и наличие запретов на использование для поражения цели или подачи сигналов оружия, имеющего культурную ценность, и на приобретение без разрешений на хранение определенных видов современного огнестрельного оружия пороха, капсюлей и патронов к оружию, подлежащему регистрации в уполномоченных органах, в ст. 24, 13 и 18 ФЗ Об оружии.
Для голосования вы должны быть .

Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования

Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 99 947 голосов

53

Против решения: 208 голосов

К началу списка инициатив