Согласно пункту 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее -Федеральный закон 400-ФЗ) женщины, родившие двух и более детей, по достижении возраста 50 лет, вправе претендовать на досрочное назначение страховой пенсии по старости, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали в районах Крайнего Севера не менее 12 календарных лет либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.
При этом названные законоположения не предусматривают для указанной категории женщин, работавших как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, возможности учета их периодов работы, аналогично порядку, установленному в пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона 400-ФЗ, согласно которому каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Такие различные подходы в вопросах учета периодов работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости, в пределах одной статьи Федерального закона 400-ФЗ, не позволяют претендовать на досрочное назначение страховой пенсии по старости женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, при наличии страхового стажа и "смешанного" стажа работы (когда имеется как период работы в районах Крайнего Севера, но менее 12 лет, так и период работы в приравненных к районам Крайнего Севера местностях, но менее 17 лет).
Такой подход не соотносится с принципом равенства, закрепленным в статье 19 Конституции Российской Федерации, применительно ко всем лицам, работавшим в особых климатических условиях, сопряженных с повышенной нагрузкой на таких работников, так как для одних суммирование стажа предусмотрено, а для других-нет.
Отсутствие нормы о возможности суммирования периодов работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях является пробелом пенсионного законодательства, которое необоснованно лишает женщин, родивших двух и более детей, достигших возраста 50 лет и имеющих установленный законом страховой стаж, в том числе специальный, права на досрочное назначение пенсии по старости.
Практический результат
Реализация инициативы позволит полностью решить проблему. Устранит дискриминацию в отношении женщин, имеющих право на досрочное назначение пенсии, по сравнению с другими гражданами при учете периодов работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.