Строительство полигона промышленных отходов АО «ПНТЗ» для захоронения и утилизации отходов 3-5 класса опасности запланировано на общей площади 3192444 м2 на земельных участках 66:58:2803006:440 и 66:56:2803006:56:ЗУ1, образованные из участка 66:56:2803006:56 рядом с железнодорожной станцией Дидино в Первоуральском муниципальном округе, между рек большая и малая Черемша (которые являются истоками реки Чусовой).
Есть основания полагать, что строительство данного полигона не соответствует интересам граждан и может нанести непоправимый вред экологии Свердловской области.
Основные доводы:
1. Реализация проекта по строительству полигона прямо противоречит стратегии развития промышленности до 2030 года, а также п.5 указа Президента о национальных целях развития от 2024 года.
2. Реализация проекта противоречит «Стратегии развития городского округа Первоуральск до 2035 года», принятый 28 февраля 2019 года Первоуральской городской Думой (решение № 170).
3. Детали «инвестиционного проекта» были засекречены от общественности и не находятся в свободном доступе. Продвижение проекта не освещались в СМИ, не рассматривались научным сообществом должным образом. Признание проекта масштабным не имеет видимых оснований, выделение средств из федерального бюджета в пользу коммерческой организации АО ПНТЗ не выглядит обоснованным. Сведений, утверждающих об обратном, не было представлено общественности.
4. Перевод земель из земель запаса в земли специальной деятельности С(У), кадастровые изменения земельных участков, осуществлялись без должного освещения в СМИ и без обсуждения гражданами:
4.1. Общественных слушаний по изменению зоны на зону С(У) с целью строительства такого объекта, как полигон промышленных отходов, не проводилось.
4.2. Проектная документация о том, что планируется строить на данном участке при изменении зоны, не публиковалась.
4.3. Проектная документация, связанная с инвестиционным проектом, не публиковалась вообще ни в каком виде.
5. При планировании проекта не учитывалось мнение местных жителей, которых непосредственно затронет деятельность, связанная с функционированием полигона: жителей Нижнесергинского района и Первоуральского МО, проживающие в селах и поселках ниже по течению и в радиусе 5-10 км.
6. При выборе участка под полигон не рассматривались никакие альтернативные варианты, в т.ч.:
6.1. Не рассматривался вариант использования уже функционирующих полигонов промышленных отходов
6.2. Не рассматривались варианты переработки и утилизации, вместо захоронения и сжигания. При этом по большей части отходов из проекта есть успешные проекты в других областях РФ.
6.3. Большая часть материалов для захоронения – сыпучие материалы отходов сталелитейных производств, технология их переработки давно известна и успешно применяется в России.
6.4. Не рассматривались другие участки (отработанные карьеры, промышленные зоны, участки без леса, вдали от населенных пунктов и др.).
7. Выгоды от реализации инвестиционного проекта для Свердловской области, жителей Свердловской области и непосредственно Первоуральского МО в открытых сведениях не обнаружено. участок сдается в аренду администрацией Первоуральского МО по минимально возможной арендной ставке.
7. Возможный ущерб от реализации проекта может затронуть федеральные объекты:
7.1. Федеральную трассу Р242, которая является частью трассы М-12 "Восток".
7.2. Под возможный ущерб могут попасть потенциальные источники питьевой воды для города Первоуральск, Ревда, Екатеринбург.
7.3. Возможно нанесение непоправимого вреда экосистеме и природному балансу региона.
7.4. Возможно нанесение и уничтожение популяции краснокнижных животных и растений, обнаруженных на данном участке.
Указанный потенциальный вред не учитывался и не анализировался при разработке проекта, не проводились предметные экспертизы. Проект имеет типовой формат без детальной экспертизы участка и последствий.
8. Дохода для Правительства, муниципальной власти и жителей региона от деятельности полигона промышленных отходов АО ПНТЗ на данном участке не прослеживается, и предметно говорить о масштабном инвестиционном проекте не приходится. При этом, по данным проекта, требуется выделение более 1 млрд инвестиций бюджетных средств для строительства данного полигона.
9. В проекте оценки воздействия на окружающую среду нет данных по водным объектам, включая стратегические источники питьевой воды. Однако их отсутствие в проекте противоречит решению №170 от 2019 года, в котором была принята «Схема развития водохозяйственного комплекса до 2040 года», и в котором данные объекты были обозначены и находятся непосредственно под участком, на котором предполагается реализация полигона.
10. В случае, если для достижения инвестиционной привлекательности, на участке планируется захоронение других отходов сторонних организаций и регионов - то вынесенный на общественные обсуждения «проект оценки воздействия на окружающую среду» от АО ПНТЗ не содержит данных сведений, что может являться введением в заблуждение общественности и надзорных органов.
Согласно «Схеме развития водохозяйственного комплекса до 2040 года», Стратегии развития городского округа Первоуральск до 2035 года, принятый 28 февраля 2019 года Первоуральской городской Думой (решение № 170). Участок, планируемый под полигон промышленных отходов, совпадает с картой признанных подземных водохранилищ.
Полигон, при размещении на возвышенности, имеет естественный сток подземных вод в подземные хранилища воды ниже по течению, которые стратегически выделены в качестве потенциальных источников питьевой воды.
Отсутствие регистрации водных источников является формальным поводом для разрешения строительства полигона в этом месте, в то время когда:
- согласно части 2 статьи 51 федерального закона «Об охране окружающей среды», запрещается захоронение отходов I-IV классов опасности на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения;
- в статье 59 Водного кодекса РФ, в части 2 данной статьи указано, что на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются или могут быть использованы для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не допускается размещать объекты размещения отходов производства и потребления, кладбища, скотомогильники и иные объекты, оказывающие негативное воздействие на состояние подземных вод.
Город: Первоуральск
Практический результат
Реализация данной инициативы позволит найти наиболее оптимальный (с экологической точки зрения) способ решения проблемы утилизации отходов промышленного предприятия АО ПНТЗ, связанный с переработкой и утилизацией промышленных отходов вместо захоронения, что позволит избежать возможного ущерба для экологии региона и местных жителей.
Реализация данной инициативы позволит найти такое решение, которое будет соответствовать стратегии развития промышленности до 2030 года и п.5 указа Президента о национальных целях развития от 2024 года.