С начала проведения Специальной военной операции на территории Донецкой Народной Республики (ДНР) идут ожесточенные бои по освобождению населенных пунктов временно, оккупированных Украиной, входящих в состав ДНР. Все это время идет эвакуация населения из зоны боевых действий на территорию России. 78 населенных пунктов разрушены полностью и закрыты для гражданского населения. Вследствие этих событий люди остались без жилья и своего имущества, вынуждены проживать в пунктах временного проживания, съёмных квартирах, у друзей и родственников. За все время проведения Специальной военной операции жители разрушенных населенных пунктов не получили никакой социальной поддержки в области обеспечения жильем, так как во всех законодательных актах ДНР социальная помощь предусматривается при наличии акта, составленного специальной комиссией по определению размеров разрушений и нанесения ущерба, которая сформировывается администрацией конкретного населенного пункта. Так как на текущий момент все 78 населенных пункта закрыты и доступ к разрушенным объектам гражданской администрации невозможен, то такие администрации просто отсутствуют и никаких актов о степени разрушений составить не представляется возможным, в результате чего жители этих населенных пунктов более двух лет остаются без федеральной и региональной поддержки.
Кроме того, существующие законодательные акты направленные на социальную поддержку населения пострадавшего в зоне военных действий сильно ущемляют права собственности граждан Российской Федерации. Согласно Постановлению Правительства РФ от 22.12.2023 г. «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Восстановление и социально-экономическое развитие Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области» в Приложении 4 устанавливают цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета региональным бюджета в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации на реализацию мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате боевых действий, а также утративших имущество первой необходимости в результате военных действий, в рамках федерального проекта «Восстановление (создание) инфраструктуры и содействие экономическому развитию Донецкой Народной Республики". В Правилах, утвержденных в Приложении 4 вышеуказанного Постановления указано, что размер потребности субъекта Российской Федерации в субсидии на цели, предусмотренные настоящими Правилами, рассчитываются в отношении:
а) жилых помещений в составе многоквартирного дома - исходя из нормы общей площади жилого помещения в размере 33 кв.метра для одиноко проживающих граждан, 42 кв.метра – на семью из двух человек и по 18 кв.метров – на каждого члена семьи, состоящей из трех человек и более, но не более общей площади (доли общей площади) утраченного жилого помещения при условии полного отчуждения всей площади недвижимости;
б) объектов индивидуального жилищного строительства – исходя из фактической площади утраченного объекта при условии отчуждения земли, на которой находится утраченный объект недвижимости и принадлежащий гражданину на правах собственности. Такие же требования прописаны в Постановлении Правительства Донецкой Народной Республики № 61-1 от 07.08.2023 г. «О реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате боевых действий, а также утративших имущество первой необходимости в результате боевых действий на территории Донецкой Народной Республики». При этом, хотя в Постановлении и прописан источник финансирования из федерального и регионального бюджетов, размер компенсационных выплат за разрушенное жилье и утраченное
имущество не отличается от размера, прописанного в Постановлении Правительства РФ № 2255 от 22.12.2023 г. – 45 000 рублей за кв.м разрушенного жилья и 100 000 рублей за утраченное имущество. Таким образом в региональный бюджет на данные компенсационные выплаты не заложены и не производятся.
Требования отказа от своей недвижимости и земли, находящихся в собственности, в полном объёме для получения компенсации нарушают права граждан Российской Федерации в области нерушимости прав собственности. Собственность неприкосновенна, это один из базовых принципов современного права, закрепленный в статье 35 Конституции РФ. Никто не может быть лишен своего имущества, кроме как по решению суда. Согласно положениям Гражданского кодекса, принудительное изъятие/отчуждение у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд). Гражданский кодекс РФ содержит положения, регламентирующие общий порядок такого изъятия (статьи 235, 239.2, 279 – 286 ГК РФ). Соответствующие нормы есть в Земельном кодексе (глава VII.1) и Жилищном кодексе (статья 32).
Таким образом граждане России лишаются не только своей собственности, но и получат минимальную компенсацию, на которую не смогут приобрести для себя жилье.
Но и эти выплаты жители разрушенных населенных пунктов не могут получить более двух лет из-за отсутствия администраций и комиссий, которые должны зафиксировать и подтвердить разрушение жилья и утраты имущества.
Также 29.07.2022 г. на встрече с Президентом В.В.Путиным Заместитель Председателя Правительства Марат Хуснуллин предложил распространить опыт выдачи жилищных сертификатов взамен утраченного жилья в ходе боевых действий на новые регионы, в том числе и на Донецкую Народную Республику для тех, кто не хочет или не может ждать восстановления или строительства жилья в своих населенных пунктах. Президент дал поручение проработать этот вопрос, но так с тех пор никто из жителей полностью разрушенных населенных пунктов не получил предложения получить компенсацию за разрушенное жилье в виде жилищного сертификата.
Отсутствие акта о масштабах разрушения населенных пунктов лишает жителей разрушенных населенных пунктов возможности быть признанными нуждающимися в жилье и стать на учет как нуждающиеся в жилье. В законе Донецкой Народной Республики от 18.12.2024 г. № 141-РЗ «О поддержке граждан, жилые помещения которых утрачены в результате боевых действий на территории Донецкой Народной Республики», который определяет дополнительные гарантии в натуральном виде, также для требуется акт о разрушениях для предоставления компенсационного жилья из жилищного фонда Донецкой Народной Республики или постановки на очередь в случае отсутствия такого жилья в фонде.
Еще хуже обстоит дело с гражданами России, самыми социально незащищенными такими как одинокие пенсионеры, инвалиды, лежачие больные, размещенные в пунктах временного размещения Донецкой Народной Республики и не имеющие ни средств, ни возможности снимать жилье. Такое понятие как компенсация за поднаем жилья в законодательстве просто отсутствует. Кроме того недавно вышел Указ Главы ДНР No 664 от 06.12.2024 «О внесении изменений в Указ временно исполняющего обязанности Главы Донецкой Народной Республики от 18 сентября 2023 г. No 346 «О некоторых вопросах По временному размещению лиц, прибывших в экстренном массовом порядке на территорию Донецк ой Народной Республики, в пунктах временного размещения», п.7.1., где определен срок временного размещения и социально-бытового обустройства граждан, вынужденно покинувших жилые помещения и прибывших на территорию Донецкой Народной Республики в экстренном порядке, в ПВР не более 6 месяцев со дня размещения таких граждан в ПВР. Никаких программ расселения таких граждан нет, актов о разрушении их жилья нет и куда они должны переселиться никто не объясняет. Просто розданы уведомления со ссылкой на Указ и все.
Список полностью разрушенных населенных пунктов Донецкой Народной Республики, куда доступ гражданским отсутствует и нет возможности составить акт о разрушениях:
1. Артёмовск город
2. Северск город
3. Соледар город
4. Часов Яр город
5. Красная Гора пгт
6. Андреевка село
7. Артёмовское посёлок
8 Бахмутское село
9 Белогоровка село
10. Берестовое село
11. Берховка село
12. Благодатное село
13. Богдановка село
14. Бондарное село
15. Василевка село
16. Васюковка село
17. Верхнекаменское село
18. Вершина село
19. Весёлая Долина село
20. Весёлое село
21. Владимировка посёлок
22. Возрождение
23. Выемка посёлок
24. Голубовка село
25. Григоровка село
26. Григоровка село
28. Диброва село
29. Дроновка село
30. Дубово-Василевка село
31. Зайцево село
32. Звановка село
33. Зеленополье посёлок
34. Иванград село
35. Ивано-Дарьевка село
36. Калинина посёлок 681
37. Кирово
38. Клещеевка
39. Клиновое село
40. Кодема село
41. Красное
42. Краснополье
43. Кузьминовка село
44. Липовка село
45. Липовое село
46. Медная Руда село
47. Миньковка село
48. Нагорное посёлок
49. Нелеповское село
50. Никифоровка село
51. Николаевка село
52. Николаевка село
53. Николаевка Вторая село
54. Новая Каменка село
55. Новосёловка село
56. Опытное посёлок
57. Орехово-Василевка село
58. Отрадовка село
59. Прасковеевка село
60. Переездное село
61. Петровское село
62. Пилипчатино село
63. Платоновка село
64. Подгородное посёлок
65. Покровское село
66. Приволье село
67. Раздоловка село
68. Резниковка
69. Сакко и Ванцетти село
70. Серебрянка село
71. Спорное посёлок
72. Стряповка посёлок
73. Триполье село
74. Фёдоровка село
75. Фёдоровка Вторая село
76. Хромовка село
77. Ягодное посёлок
78. Яковлевка село
Практический результат
1. Принятие результатов аэрофотосъёмки позволит составить акты о разрушении жилой недвижимости и утраченного имущества первой необходимости. Наличие актов даст возможность жителям разрушенных населенных пунктов самостоятельно решать свои жилищные вопросы.
2. Внедрение государственной программы жилищных сертификатов расширит компенсационный инструментарий и даст право выбора в решении жилищных вопросов.
3. Изменение размера и принципов выплаты компенсации за разрушенное жилье позволит жителям разрушенных населенных пунктов самостоятельно приобрести недвижимость, уменьшить очередь претендующих на компенсационное жилье, освободить места в пунктах временного размещения, принять участие в программе ипотечного кредитования и таким образом снять социальную нагрузку
администрации Донецкой Народной Республики по обеспечению граждан жилыми помещениями.
4. Разработка и внедрение компенсационных выплат за поднаем жилого помещенияпозволит освободить места в пунктах временного размещения, снизит расходы на содержание постояльцев этих пунктов, позволит гражданам, которые хотят вернуться в свои населенные пункты или рассчитывают получить компенсационное жилье на правах собственности или социального найма, ждать восстановления или строительства компенсационного жилья в своих населенных пунктах. Снизит социальную напряженность в связи с большими разрушениями и нехваткой жилья в Донецкой Народной Республике.
5. Дистанционная подача документов и заявлений на получение компенсации за разрушенное жилье и утраченное имущество через отделения МФЦ или портал Госуслуги позволит жителям разрушенных населенных пунктов, находящихся в отдаленных регионах России и не имеющих возможности в силу возраста,здоровья или материального положения проделать длинный и дорогостоящий путь в места приема документов, находящихся на территории Донецкой НароднойРеспублики. Таким образом они лишаются права реализовать свои права на получение компенсации. К тому же это сократит административные расходы на содержание персонала и аренду и обслуживание помещений, выделенных для осуществления приема документов и заявлений.