Федеральный судья просит меня указать, какие я расходы понесла в связи с причинением вреда здоровью. Я в затруднении, так как у меня не было финансовых средств, а поэтому я пользовалась тем, что предоставляло мне государство по договору обязательного медицинского страхования. И получается, что я ничего не потратила. Но все прелести этих медицинских услуг и очереди на диагностические обследования в 6 месяцев, а то и в год, как и то, что ряд диагностических обследований по ОМС не предусмотрен, как и консультации отдельных специалистов, например, врачей-иммунологов или врачей-токсикологов, известны большинству из нас. А это упущенное время и ухудшение в состоянии здоровья и т.д.
По логике федерального судьи я ничего не потратила на лечение, а поэтому нет смысла в моем иске к медицинскому учреждению, в котором я прошу федеральный суд обязать медицинское учреждение поставить верный диагноз на основе имеющихся результатов обследований, а не тот, который медицинское учреждение поставило, так как он противоречит всем результатам медицинских исследований, представленных мною в медицинское учреждение при госпитализации.
Судья оставляет исковое заявление без движения и просит меня уточнить свои исковые требования. А я ничего не хочу, кроме того, чтобы мне поставили верный диагноз. Я даже не прошу возмещения морального вреда, так как те суммы, унижающие человеческое достоинство, которые судьи присуждают пострадавшим, в т.ч. от неправомерных действий медицинских учреждений (еще попробуйте доказать этот факт), мне не нужны. Мне нужен правильный диагноз, чтобы провести лечение в правильном направлении.
Это лишь одна история, когда я лично столкнулась с проблемой определения размера морального вреда. И я твердо убеждена в том, что судья не может решать такие вопросы без законодательного урегулирования, определяя степень моих страданий по своему личному усмотрению.
В Тверском районном суде г.Москвы находится другое мое дело (№ 2-3011/2014), связанное с возмещением морального вреда. Исковое заявление предъявлено к Правительству Российской Федерации, Минфину Российской Федерации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации и МВД Российской Федерации. Очень сложное дело, много виновных лиц, и мне необходимо было определить и доказать вину всех этих лиц. Одна подготовка этого искового заявления отняла у меня столько здоровья, притом пришлось все время возвращаться к «негативному», просто жить в этом, переживая вновь и вновь все обстоятельства этой драмы, что только за это можно потребовать возмещение морального вреда.
И федеральный судья, который занимается рассмотрением этого дела, сейчас в очень затруднительном положении, так как не знает как определить «размер» моих страданий, как нравственных, так и физических. Конечно, здесь необходимы эксперты.
Из статьи 151 ГК РФ следует, что моральный вред – это физические или нравственные страдания, вызванные действиями, нарушающими личные неимущественные права гражданина, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. И это практически всё законодательное урегулирование в этой области. А поэтому суды вынуждены оценивать моральный вред полностью по своему собственному убеждению с оглядкой на прецеденты. И, естественно, в практике наблюдаются случаи, когда суды уменьшают размер заявленной компенсации в тысячи раз, а это означает, что и потерпевшие, и суды не имеют достаточно ясных критериев для определения размера компенсации.
При изучении мной практики по рассмотрению споров, вытекающих из Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», я обратила внимание на то, что возмещение морального вреда по таким спорам производится судьями в пределах 1- 10 тыс.руб.
А ведь не заниженные суммы по возмещению морального вреда, а, наоборот, ощутимые для тех, кто нарушает закон, привели бы к сокращению фактов нарушения закона.
Многие ученые-правоведы и юристы-практики считают, что необходимо разработать методики и закрепить на законодательном уровне градации возмещения морального вреда. Необходима точка отсчета, от которой правоприменитель (суд) смог бы отталкиваться.
Размер компенсации морального вреда - один из наиболее важных и, пожалуй, наименее урегулированных вопросов. Действующее законодательство не даёт ответа на вопрос о размере компенсации морального вреда. Более того, оно ставит больше вопросов, чем даёт ответов.
Необходимо в законодательном порядке определить градации возмещения морального вреда, законодательно закрепить минимальный размер компенсации морального вреда, по крайней мере там, где потерпевшим является физическое лицо, а причинителем - юридическое лицо, государственные органы.
Практический результат
Материальная компенсация морального вреда для одних, это соответствующие экономические издержки для других. Издержки, как наказание, должны оказывать значимое влияние на субъекта-правонарушителя, предостерегая других от совершения противоправных деяний, а для этого необходимо не только разобраться с тем, как определять размер морального вреда, но и законодательно закрепить критерии подсчета «нравственных страданий» человека, определить градации возмещения морального вреда.