Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
52Ф134951
Уровень инициативы:
Федеральный

Дополнить законы нормами о получении конфиденциальной информации из электронных устройств

В наше время информация, полученная из мобильных телефонов, смартфонов, планшетов и других электронных устройств, часто становится источником доказательств по уголовным делам. Это может быть, например, переписка в чате, в которой обсуждается совершение преступления.
Носители информации и собственно информация - это разные объекта гражданских прав. Электронные устройства это вещи, объекты материального мира. Содержащиеся в памяти электронного устройства сведения являются объектом информационного мира. В свою очередь, информация делится на общедоступную информацию и на конфиденциальную информацию. Все это разные сферы общественных отношений, регламентированные разными нормами права.
Это видно даже по основному закону:
- право собственности гарантировано ст.35 Конституции РФ;
- право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом гарантировано ст.29 Конституции РФ;
- право на тайну связи, неприкосновенность частной жизни гарантировано ст. 23 Конституции РФ.
Существующие правовые нормы, регламентирующие уголовное судопроизводство, производство по делам об административных правонарушениях и оперативно-розыскную деятельность, разрабатывались в 90-х гг. прошлого века и нуждаются в актуализации. Они регулируют в основном только изъятие и осмотр предметов - носителей информации, но не получение из них конфиденциальной информации и поэтому уже не обеспечивают достаточной защиты прав граждан.
С тех пор у большинства граждан появились мобильные телефоны, смартфоны, планшеты, ноутбуки и другие электронные устройства, содержащие информацию о переписке в мессенджерах и социальных сетях, геолокации, использовании банковских приложений, фотографии, видео- и аудиозаписи и т.п.
Так, наиболее массовое электронное устройство - смартфон, представляет собой переносную электронную вычислительную машину, имеющую функции приема-передачи информации при подвижной радиосвязи (3G, Wi-Fi, Bluetooth), фото- и видеосъемки, звукозаписи и является носителем как общедоступной информации, так и конфиденциальной информации
В ст. 23 Конституции РФ провозглашено, что каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.
Во взаимосвязи с положениями п.1 ст.63 ФЗ от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи", части 2 ст.5 ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и "Перечня сведений конфиденциального характера" (утв. Указом Президента РФ от 06.03.1997 № 188) формулировка "на основании" указывает на то, что судебное постановление выступает в качестве предварительного разрешения, делающего возможным последующее проведение следственного действия, применение меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении или производство оперативно-розыскного мероприятия.
На основании ст.13 УПК РФ ограничение права гражданина на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений допускается только на основании судебного решения. Наложение ареста на почтовые и телеграфные отправления и их выемка в учреждениях связи, контроль и запись телефонных и иных переговоров, получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами могут производиться только на основании судебного решения.
В п.7 части 2 ст.29 УПК РФ говорится, что только суд, в том числе в ходе досудебного производства, правомочен принимать решения о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.
Нормой части 3 ст.183 УПК РФ установлено, что выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, а также вещей, заложенных или сданных на хранение в ломбард, производится на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном ст.165 УПК РФ.
Нормой части 7 ст.185 УПК РФ установлено, что при наличии достаточных оснований полагать, что сведения, имеющие значение для уголовного дела, могут содержаться в электронных сообщениях или иных передаваемых по сетям электросвязи сообщениях, следователем по решению суда могут быть проведены их осмотр и выемка.
Нормой п.2 части 1 ст.164.1 УПК РФ установлено, что изъятие электронных носителей информации производится на основании судебного решения. Но данная норма относится к ситуации изъятия электронных носителей информации по уголовным делам о преступлениях экономической и коррупционной направленности, а не по уголовным делам об общеуголовных преступлениях.
В УПК РФ отсутствуют нормы, регламентирующие порядок получения конфиденциальной информации из памяти изъятого электронного носителя информации.
В гл.27 КоАП РФ и гл.2 ФЗ от 12.08.1995 № 144-ФЗ "Об ОРД" не содержится правовых норм, регламентирующих порядок получения из памяти электронных устройств конфиденциальной информации.
С одной стороны, это создает препятствия правоохранительным органам в раскрытии и расследовании преступлений. Руководствуясь принципом "Запрещено все, что не разрешено", относящимся к должностным лицам, добросовестный сотрудник воздержится от получения конфиденциальной информации из памяти изъятого электронного устройства.
С другой стороны, пробелы в законе создают почву для злоупотреблений, когда недобросовестные сотрудники в ходе осмотра электронных устройств получают конфиденциальную информацию или, например, при помощи изъятого мобильного телефона с SIM-картой входят в личный кабинет на сайте оператора связи и получают в обход ст.186.1 УПК РФ детализацию соединений подозреваемого. Казалось бы, это делается в "благих" целях для изобличения преступника. Однако, никакие обстоятельства не могут оправдать пренебрежение к правам и законным интересам граждан. Вина в совершении преступления считается доказанной только в том случае, если это сделано законными способами.
Все это вызывает необходимость инициировать рассмотрение вопроса о совершенствовании действующего законодательства Российской Федерации.

Практический результат

Реализация инициативы позволит:
1) актуализировать действующее законодательство Российской Федерации в свете широкого распространения электронных носителей конфиденциальной информации;
2) за счет более четкого описания правовой процедуры обеспечить действенный судебный контроль за соблюдением конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну;
3) за счет более четкого описания правовой процедуры обеспечить законность в деятельности правоохранительных органов, бесспорность и допустимость доказательств, получаемых при изъятии и осмотре электронных носителей конфиденциальной информации.

Решение

Для решения проблемы пробела в праве предлагается внести дополнения в гл. гл.1, 24, 25 УПК РФ РФ, гл.27 КоАП РФ и гл.2 ФЗ от 12.08.1995 № 144-ФЗ "Об ОРД".
Новые нормы должны предусматривать изъятие электронных устройств и получение конфиденциальной информации из памяти электронных устройств только на основании предварительно полученного судебного решения. Для случаев, не терпящих отлагательств, в дополнениях к закону должно быть предусмотрено уведомление прокурора и суда с обязательной последующей судебной проверкой законности проведения мероприятия, направлением заинтересованному лицу копии судебного решения.
В частности, например, могут быть дополнены и уточнены следующие положения действующего уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации:
1) ст.5 УПК РФ - дополнить определением электронного носителя конфиденциальной информации;
2) часть 5 ст.165 УПК РФ - дополнить перечень следственных действий изъятием электронных носителей конфиденциальной информации при обыске и выемке;
3) ст.177 УПК РФ - дополнить нормами, регламентирующими получение конфиденциальной информации из памяти изъятого электронного носителя информации только на основании судебного решения, а также предусматривающими обязательное участие специалиста и предоставление владельцу возможности скопировать информацию;
4) часть 7 ст.185 УПК РФ - переформулировать для регламентации получения информации о телефонных звонках и об электронных сообщениях из памяти электронных носителей конфиденциальной информации.
Для голосования вы должны быть .

Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования

Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 99 977 голосов

23

Против решения: 2 голоса

К началу списка инициатив