Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Р135254
Уровень инициативы:
Региональный

Усовершенствование компенсационной ежемесячной выплаты лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства в возрасте до 23 лет в Москве

Уровень реализации: г. Москва
В городе Москве реализуется важная мера социальной поддержки - "ежемесячная компенсационная выплата родителю (опекуну, попечителю, приемному родителю, патронатному воспитателю (за исключением краткосрочного патроната), осуществляющему уход за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства в возрасте до 23 лет". Эта выплата направлена на поддержку семей, в которых один из родителей (или законный представитель) осуществляет постоянный уход за ребенком с инвалидностью, отказываясь, как правило, от возможности работать в полной мере и нуждаясь в дополнительной помощи со стороны государства.
На сегодняшний день, несмотря на социальную значимость данной меры, ее реализация сталкивается с рядом трудностей, которые затрудняют эффективное и своевременное получение выплаты нуждающимися гражданами. Существующее положение дел свидетельствует о необходимости системной корректировки подходов к предоставлению данной поддержки.
Во-первых, доступность информации о праве на получение выплаты, условиях и механизме ее оформления остается недостаточной. Многие граждане не осведомлены о существовании выплаты либо получают противоречивую информацию от различных инстанций. Это создает путаницу и приводит к затягиванию сроков оформления или даже отказу от попытки подать заявление.
Во-вторых, порядок оформления выплаты часто сопряжено с бюрократической нагрузкой, необходимостью сбора большого количества документов, личных визитов в учреждения и ожидания длительных сроков рассмотрения заявлений. Для семей, в которых один из родителей полностью занят уходом за ребенком с инвалидностью, подобные процессы оказываются крайне затруднительными.
В-третьих, не все категории семей в равной мере имеют возможность воспользоваться данной выплатой, несмотря на фактическое осуществление ухода за ребенком с инвалидностью. На практике это может приводить к неравному положению граждан, находящихся в схожей жизненной ситуации.
Кроме того, уровень цифровизации и автоматизации данной услуги остается недостаточным. В условиях активного перехода государственных услуг в электронный формат, доступ к этой выплате до сих пор не отличается простотой и прозрачностью, что требует пересмотра существующих цифровых решений.
Таким образом, текущее положение дел в части предоставления ежемесячной компенсационной выплаты родителям и законным представителям детей-инвалидов в Москве указывает на необходимость системных изменений.


Практический результат

Реализация предложенных мер позволит значительно улучшить систему предоставления ежемесячной компенсационной выплаты родителям, ухаживающим за детьми-инвалидами или инвалидами с детства до 23 лет в Москве. В результате внедрения предложений ожидаются следующие улучшения:
1. Упрощение процесса оформления и продления выплат - автоматизация, минимизация требуемых документов и интеграция данных из государственных реестров (МСЭ, ПФР, ЗАГС) значительно сократит административные барьеры и время на оформление. Это повысит доступность выплаты и упростит её получение для семей.
2. Гибкость в учёте занятости родителя - возможность частичной занятости без потери права на выплату и введение дифференцированной системы в зависимости от дохода семьи сделает выплату более доступной для разных категорий семей и позволит родителям совмещать уход за ребёнком с частичной трудовой деятельностью.
3. Автоматизация и упрощение процедур - автоматическое продление выплаты и возможность подачи заявления через электронные платформы уменьшат бюрократическую нагрузку и позволят родителям и опекунам экономить время.
4. Повышение размера выплат - индексация выплат с учётом инфляции и регионального прожиточного минимума обеспечит более справедливую компенсацию, соответствующую реальным экономическим условиям, а дифференцированная система выплат учтёт тяжесть состояния ребёнка и финансовые возможности семьи.
5. Расширение доступа к выплатам - возможность получения выплат для всех, кто фактически осуществляет уход за ребёнком-инвалидом, независимо от формального статуса, повысит справедливость распределения социальной помощи и сделает её доступной для более широкого круга людей.
6. Регулярный мониторинг и обратная связь - создание системы сбора отзывов и независимого контроля за реализацией программы позволит оперативно выявлять и устранять проблемы, улучшая качество обслуживания получателей выплат.
7. Дополнительные меры поддержки - введение сертификатов на санаторно-курортное лечение и других льготных мер для многодетных и малоимущих семей расширит спектр социальной помощи и предоставит дополнительные возможности для улучшения здоровья и благосостояния семей.
Таким образом, предложенные меры не только решат текущие проблемы, связанные с бюрократическими трудностями и доступностью выплат, но и значительно улучшат условия для семей, заботящихся о детях с инвалидностью. Внедрение этих изменений не решит все проблемы в области социальной помощи, однако оно существенно повысит её эффективность и доступность, сделав систему более справедливой и гибкой.

Решение

Для устранения существующих трудностей и повышения эффективности предоставления ежемесячной компенсационной выплаты родителям, опекунам, попечителям, приемным родителям и патронатным воспитателям, осуществляющим уход за детьми-инвалидами или инвалидами с детства до 23 лет в Москве, предлагается внедрить комплекс мер, направленных на упрощение, автоматизацию, справедливое распределение и гибкость данной формы социальной поддержки.
1. Разработка и внедрение чёткого регламента предоставления выплаты после 18 лет.
Установить прозрачные и однозначные критерии для продления выплат после достижения ребёнком 18 лет при наличии инвалидности с детства. Исключить случаи отказа в выплате из-за бюрократических трудностей, несмотря на фактический уход. При этом учитывать дополнительные обстоятельства (многодетность, статус одинокого родителя, малоимущая семья и др.) при продлении выплаты до 23 лет.
2. Упрощение порядка оформления выплаты.
Минимизировать количество требуемых документов за счёт интеграции ведомств и использования уже доступных данных из государственных реестров (МСЭ, ПФР, ЗАГС и др.). Устранить необходимость ежегодного сбора справок и повторного подтверждения условий, если жизненная ситуация не изменилась.
3. Внедрение полностью электронной формы подачи заявления.
Обеспечить возможность подачи заявления через портал Госуслуг и региональные платформы с функцией отслеживания статуса в личном кабинете. Реализовать автозаполнение данных, возможность подписания заявлений электронной подписью и получение уведомлений (push, смс) о статусе.
4. Автоматическое продление выплаты.
В случае подтверждённой инвалидности и актуального ИПРА выплата должна продлеваться автоматически, без необходимости подачи нового заявления.
5. Создание гибкого механизма учёта занятости родителя.
Допустить возможность частичной занятости (например, до 4 часов в день) без потери права на выплату. Ввести частичную компенсацию, если доход родителя не превышает определённого порога. Исключить вынужденную полную безработицу как единственное условие для получения выплаты.
6. Повышение размера компенсационной выплаты.
Провести индексацию размера выплаты с учётом инфляции и регионального прожиточного минимума. Ввести дифференцированную систему, учитывающую тяжесть состояния ребёнка и уровень дохода семьи.
7. Расширение доступа к выплате.
Предусмотреть возможность получения выплаты для всех, кто фактически осуществляет уход за ребёнком-инвалидом, независимо от формального статуса (например, не только мать, но и другой родственник, если подтверждён уход).
8. Обеспечение регулярного мониторинга и обратной связи.
Организовать сбор отзывов от получателей и рассмотрение проблемных случаев через горячую линию и онлайн-форму обратной связи. Включить механизм независимого общественного контроля за реализацией программы.
9. Введение сертификатов и дополнительных мер поддержки.
Ввести именные сертификаты на санаторно-курортное лечение для родителя и/или ребёнка с инвалидностью. Создать отдельную опцию для многодетных и малоимущих семей - повышение выплат, возможность организованного детского отдыха или компенсации, если отдых невозможен. Обеспечить доступ не только для тяжёлых случаев, но и для детей с менее выраженными формами инвалидности, нуждающихся в восстановлении. Упростить доступ пожилым родителям (1965 года рождения и старше) путём предоставления альтернативы электронным сервисам.
Для голосования вы должны быть .

Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования

Для рассмотрения решения на региональном уровне осталось 99 992 голоса

8

Против решения: 2 голоса

К началу списка инициатив