Средства индивидуальной мобильности (электросамокаты, гироскутеры, моноколеса и т.д.) активно используются в городах, но их правовой статус остается неопределенным. Это приводит к:
1. Рискам безопасности: участились ДТП с участием СИМ, особенно в зонах пешеходного движения.
2. Проблемам при ДТП: сложности в установлении виновника и возмещении ущерба из-за отсутствия регистрации и страховки.
3. Неравномерной нагрузке на инфраструктуру: отсутствие учета не позволяет планировать развитие велодорожек и тротуаров.
Практический результат
Ожидаемые результаты:
1. Повышение безопасности дорожного движения: Снижение количества и тяжести ДТП с участием СИМ за счет идентификации пользователей, обязательного страхования и соблюдения ПДД.
2. Защита прав пострадавших: Гарантированное возмещение ущерба жизни, здоровью и имуществу пострадавшим в ДТП с участием СИМ через систему страховых выплат.
3. Эффективное планирование инфраструктуры: Формирование актуальной базы данных СИМ для обоснованного развития и адаптации дорожной инфраструктуры (велодорожки, зоны движения СИМ).
4. Поступление средств в бюджет: Дополнительные доходы региональных и местных бюджетов за счет взимания символического транспортного налога с владельцев СИМ.
5. Формирование ответственной культуры пользования: Повышение дисциплины пользователей СИМ благодаря четким правилам, регистрации и финансовой ответственности.
Предлагаемое решение:
1. Обязательная регистрация СИМ с присвоением уникального номера и QR-кода (для идентификации владельца/оператора).
2. Символический транспортный налог (например, 100–500 руб. в год) для владельцев/операторов. Сбор налога через операторов связи или платформы аренды.
3. Страхование гражданской ответственности (аналог ОСАГО) на сумму до 500 тыс. рублей для покрытия ущерба при ДТП.
4. Упрощенный учет через мобильные приложения или портал Госуслуг (для физических лиц), а также автоматизация отчетности для компаний.
5. Ограничение скорости до 25 км/ч в пешеходных зонах и обязательное соблюдение ПДД.
6. Механизм реализации:
Внести изменения в ПДД и законы (например, № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Запустить пилотные проекты в крупных городах (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород).
Разработать цифровые инструменты учета (интеграция с ГИБДД и РСА).
Провести информационную кампанию для пользователей СИМ.
7. Примечание: Для маломощных устройств (скорость до 15 км/ч) и детей можно предусмотреть исключения.
Аргументы в поддержку:
1. Прецедент с роботами-доставщиками подтверждает возможность и эффективность правового регулирования новых видов мобильных устройств.
2. Налоговая нагрузка на владельцев СИМ минимальна, а процессы регистрации и сбора налога могут быть полностью автоматизированы через цифровые платформы (Госуслуги, операторы), минимизируя бюрократию.
3. Обязательное страхование гражданской ответственности создаст финансовую защиту как для владельцев СИМ (от крупных исков), так и для других участников движения (гарантия возмещения ущерба).
4. Инициатива напрямую соответствует целям национального проекта «Безопасные качественные дороги» и является необходимым шагом для интеграции стремительно развивающихся технологий индивидуальной мобильности в правовое поле России.
Для голосования вы должны быть
.
Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования
Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 99 997 голосов
Против решения: 0 голосов