Необходимы отмена уголовной и административной ответственности за незаконный оборот оружия и других подобных предметов или нарушение правил их оборота лицами, имеющими лицензии или иные разрешительные документы на оборот каких-либо видов оружия в случаях, когда обвинение в незаконном их обороте или нарушении его правил предъявляется только на основании наличия на их оборот иных видов лицензий или других разрешительных документов, чем предусмотренных ФЗ Об оружии на оборот конкретных видов оружия, и предоставление права на приобретение, хранение и иной оборот видов гражданского и иного оружия, не представляющих повышенной степени опасности, лицам, имеющим лицензии, наградные или иные разрешения либо другие виды специальных документов (права на управление транспортными средствами, охотничьи билеты, удостоверения стрелков-спортсменов, военные билеты военнослужащих или резервистов, служебные удостоверения сотрудников полиции либо других органов или организаций, в которых предусмотрено право на ношение оружия или обучают обращению с ним, и др.) на приобретение, хранение или иной оборот не менее опасных видов оружия без получения лицензий, разрешений или других специальных документов либо иных прав на оборот данных видов оружия, а также предоставление права на оборот любых видов оружия, предусмотренных ФЗ Об оружии, не запрещенных к обороту в РФ, представляющих равную степень опасности, лицам, имеющим лицензии, разрешения или другие виды специальных документов, дающих право на приобретение или хранение любых указанных видов оружия или других, сходных с ними по степени опасности предметов, поскольку исключения ответственности за незаконный оборот оружия и нарушение правил его оборота для данных лиц не предусмотрено, ограничения на оборот конкретного вида оружия должны определяться степенью его опасности, а многие ограничения на приобретение оружия по лицензиям совпадают.
Лицу, имеющему разрешение на хранение или хранение и ношение либо хранение и использование огнестрельного и иного опасного оружия можно доверить хранение менее опасного оружия без оформления другого разрешения, учитывая знание данным лицом правил обращения с оружием и осуществление за ним контроля органами, выдавшими разрешение на хранение или хранение и ношение оружия.
Поэтому возможно разрешить оборот без отдельных лицензий и разрешений холодного, сигнального, газового, метательного и пневматического оружия, а также огнестрельного оружия ограниченного поражения лицам, имеющим разрешение на хранение или хранение и ношение огнестрельного оружия либо лицензии на его приобретение или на коллекционирование оружия, либо иные документы, выдаваемые лицам, соответствующим критериям, предусмотренным для владельцев оружия, приобретаемого по лицензиям, или более строгим критериям (права на управление транспортными средствами, охотничьи билеты, удостоверения стрелков-спортсменов, военные билеты военнослужащих или резервистов, служебные удостоверения сотрудников полиции либо других органов или организаций, в которых предусмотрено право на ношение оружия или обучают обращению с ним, и др.), а лицам, имеющим разрешение на хранение или хранение и ношение либо хранение и использование огнестрельного короткоствольного оружия, разрешить оборот без отдельных лицензий и разрешений всех видов гражданского оружия.
Следует отметить, что подобные законы существуют во многих зарубежных странах, в частности, в ст. 181.1 КоАП Грузии предусмотрено право на ношение холодного оружия для лиц, имеющих право на ношение короткоствольного огнестрельного оружия.
В законодательстве значительного числа зарубежных стран (Латвия, Литва, Германия, Франция, США и др.) отменено или не предусмотрено до настоящего времени лицензирование приобретения и хранения любых видов холодного и метательного оружия, газовых пистолетов и револьверов, сигнального оружия, оружия, имеющего культурную ценность, и части других видов оружия. При этом в части данных стран отменена и их регистрация в полиции, а в ряде данных стран газовые пистолеты и другие газовые средства самообороны не отнесены к оружию.
С 2019 года газовое оружие в законодательстве Болгарии называется предупредительным в соответствии с директивами ЕС, относящими газовое оружие к предупредительному, но отграничивающими его от сигнального оружия (alarm and signal weapons)). Подобные изменения вносятся в законодательство других стран ЕС и Грузии.
В Абхазии 30 декабря 2020 года был принят Закон Об оружии, вступивший в силу с 1 марта 2021 года, разрешающий приобретение, хранение и ношение без лицензий и разрешений совершеннолетними (не моложе 18 лет) дееспособными гражданами как видов гражданского оружия, приобретаемых в РФ без лицензии, согласно ч. 4 ст. 13 ФЗ Об оружии, так и холодного оружия, предназначенного для ношения с абхазской национальной одеждой (кавказской шашки, кинжала и охотничьего ножа), всех видов оружия, используемых в культурных и образовательных целях, газовых пистолетов и револьверов, огнестрельного оружия ограниченного поражения (пистолета, револьвера и огнестрельного бесствольного устройства, предназначенного для использования патронов травматического действия), сигнального оружия и пневматического оружия с дульной энергией до 10 Дж, а также изготовление гражданами холодного оружия, предназначенного для ношения с абхазской национальной одеждой, с уведомлением уполномоченного в данной сфере органа в установленном порядке.
Таким образом, в законодательстве Абхазии отменено лицензирование приобретения газовых пистолетов и револьверов, огнестрельного оружия ограниченного поражения, всех видов сигнального оружия и видов пневматического оружия с дульной энергией до 10 Дж, что логично, учитывая небольшие значения удельной кинетической энергии огнестрельного оружия (0,5 Дж на мм2) и дульной энергии до 3, 7,5 или 10 Дж.
Законодательство РФ содержит целый ряд более строгих ограничений для лиц, получающих удостоверения на право управления транспортными средствами или целый ряд других документов, предоставляющих специальные права, чем для получения лицензий на коллекционирование оружия или на приобретение конкретных видов оружия либо разрешений на их хранение (не все из данных ограничений установлены логично и справедливо, оправданы спецификой определенных видов деятельности и соответствуют конституционным принципам высшей ценности человека, равенства всех перед законом и судом, справедливости, другим конституционным принципам и общим принципам права), в части наличия определенных заболеваний (ряда заболеваний внутренних органов, костно-мышечной системы, эпилепсии (для управления транспортными средствами по удостоверениям на право управления ими, службы в полиции и др.), эпилептического синдрома (для должности судьи, работы с опасными условиями труда и др.), гемофилии (для должности судьи) и др.) и ряда других оснований, препятствующих получению указанных документов (наличие судимости за любые преступления или привлечения к уголовной ответственности за любые преступления публичного обвинения (для службы в полиции, Росгвардии, ФСБ, органах принудительного исполнения (федеральной службы судебных приставов (ФССП)) и др.), наличие в течение года привлечений к административной ответственности за неоднократные умышленные административные правонарушения, наказания за которые назначены судьей (для службы в полиции, деятельности внештатного сотрудника полиции, дружинника добровольной народной дружины и др.), наличие гражданства иностранного государства (для службы в полиции и др.) и др.). При этом данные виды документов не дают права на приобретение и (или) хранение всех видов оружия, приобретаемых по разрешительным документам, или любого гражданского оружия, включая указанные виды холодного, метательного, сигнального и нелетального оружия, оружия, имеющего культурную ценность, а также огнестрельного и пневматического оружия с дульной энергией не более 25 или 7,5 Дж (для огнестрельного оружия - при калибрах не более 8 или 4,5 мм) либо 3 Дж (для огнестрельного оружия (при калибре не более 2,8 мм)), а часть видов указанных документов могут быть выданы гражданам РФ, не достигшим возраста 21 года, 18 или 16 лет, т.е. гражданам РФ, не имеющим права на приобретение многих видов гражданского оружия, иностранным гражданам, т.е. лицам, право которых на приобретение, хранение и продажу гражданского оружия и иного оружия, предусмотренного ФЗ Об оружии, существенно ограничено ФЗ Об оружии и определяется законодательством государств, гражданами которых они являются (в части приобретения оружия, приобретаемого ими по лицензии), или международными договорами РФ (в части любого оборота оружия иностранными гражданами), а также лицам без гражданства, т.е. лицам, не имеющим права на приобретение и продажу всех видов гражданского оружия и иного оружия, предусмотренного ФЗ Об оружии.
Встречались случаи осуждения за оборот оружия и патронов к оружию гражданами, имеющими некоторые или все разрешительные документы на конкретные виды оружия или патронов, и последующего их оправдания верховными судами СССР, РСФСР или РФ. В частности, в Бюллетене ВС РФ за 1989 год № 2 содержится определение об оправдании охотоведа, осужденного за ношение без разрешения охотничьего ножа, подаренного ему иностранным гражданином, на который он нанес номер своего ножа, вписанный в охотничий билет, и носил при себе, и за хранение без разрешения патронов к огнестрельному оружию с нарезным стволом, на которое он имел соответствующее разрешение. Он был оправдан, поскольку имел все разрешительные документы на соответствующие виды холодного и огнестрельного оружия (охотничий нож приобретался только по охотничьему билету и регистрировался в нем, а патроны приобретались и приобретаются по разрешению на оружие соответствующего вида и калибра, равного калибру приобретаемых патронов), а нанесение номера на другой приобретенный или изготовленный охотничий нож допускалось. При этом указанные действия не представляют общественной опасности. В ряде других уголовных дел суды в РФ осуждали и оправдывали за незаконное приобретение патронов гражданами, имеющими лицензии на приобретение конкретных видов оружия, а не разрешения на их хранение, приобретающими у законных владельцев зарегистрированное оружие и патроны к нему. Подобные дела были вызваны разделением в Законе РФ Об оружии 1993г. и ФЗ Об оружии 1996г. лицензий на приобретение оружия и разрешений на его хранение, а также введением в ФЗ Об оружии запрета на приобретение патронов ко многим видам оружия по лицензиям на их приобретение, а не по разрешениям на их хранение. При этом приобретение зарегистрированного оружия у его владельца подразумевает его перерегистрацию и выдачу разрешения на его хранение, а общественная опасность в таких нарушениях правил оборота оружия отсутствует.
Встречаются случаи продажи оружия и патронов к оружию или даже отдельных видов предметов, не отнесенных к оружию, по разрешительным документам на приобретение или хранение других видов гражданского оружия или конкретных видов гражданского оружия (если продаваемый предмет не отнесен к оружию).
В частности, немецкий кинжал Boker (Нож Boker 121551 DM), копирующий немецкий кинжал СА образца 1933г. и швейцарский артиллерийский кинжал образца 1943г., которые были сделаны на основе традиционного швейцарского охотничьего кинжала XVI века Holbein, продается в оружейных магазинах «Кольчуга» гражданам РФ по трем документам: лицензии на коллекционирование оружия, охотничьему билету и разрешению на хранение и ношение охотничьего оружия. Это противоречит положениям ФЗ Об оружии, т.к. только по лицензии на коллекционирование оружия приобретаются холодное оружие, имеющее культурную ценность, старинное (антикварное) оружие, его копии либо реплики (с 2018 года), а по охотничьему билету и разрешению на хранение и ношение охотничьего оружия приобретается охотничье холодное клинковое оружие, которое с 2018 года четко отнесено к видам оружия, приобретаемым без лицензии (ст. 9 ФЗ Об оружии), и не может быть приобретено по лицензии на коллекционирование оружия или лицензиям на приобретение каких-либо видов оружия.
До 2018 года оружие, имеющее культурную ценность, приобреталось без лицензий и других разрешительных документов, а охотничье холодное клинковое оружие могло быть приобретено по лицензии на коллекционирование оружия без разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия и охотничьего билета, согласно толкованиям ФЗ Об оружии и подзаконных актов, содержащихся в ведомственных письмах МВД и Минкультуры РФ, но в ФЗ Об оружии и подзаконных актах подобные правила отсутствовали и предусматривался только вышеуказанный порядок его приобретения. При этом право на его приобретение давало разрешение на хранение и ношение именно огнестрельного, а не огнестрельного или пневматического охотничьего оружия.
Вышеуказанный кинжал в РФ не является охотничьим по типу клинка (соотношение длины и ширины клинка более 6:1) и историческому типу конструкции, т.к. данный кинжал относился к военным кинжалам и является коллекционным в настоящее время, поэтому он может быть отнесен к холодному оружию, имеющему культурную ценность, или копиям либо репликам старинного (антикварного) холодного оружия, либо к холодному оружию, не предусмотренному ФЗ Об оружии, если он не соответствует определениям оружия, имеющего культурную ценность, копий или реплик старинного (антикварного) холодного оружия. При этом предмет, не соответствующий хотя бы одному критерию холодного оружия, не может быть отнесен к холодному оружию.
Порядок продажи охотничьего оружия по охотничьему билету, разрешению на хранение и ношение охотничьего оружия, а также лицензии на коллекционирование оружия предусмотрен с 2020 года только в отношении охотничьего стрелкового метательного оружия (луков и арбалетов, соответствующих критериям метательного оружия), подлежащего регистрации в Росгвардии, приобретаемого в количестве более 5 единиц.
Таким образом, в оружейных магазинах «Кольчуга» нарушается порядок приобретения данного кинжала, который не является охотничьим кинжалом и может быть приобретен гражданами РФ, имеющими только лицензии на коллекционирование оружия, выдаваемые гражданам РФ, достигшим возраста 14 лет, без предъявления других разрешительных документов или приобретен свободно любыми лицами, учитывая нахождение оружия, не предусмотренного ФЗ Об оружии, в свободном обороте для любых лиц и наличие фактического запрета на проведение криминалистических экспертиз оружия, имеющего культурную ценность, и его отнесение к оружию, а также наличие возможности несоответствия конкретного кинжала хотя бы одному из критериев холодного оружия (тупой клинок, иной угол заточки, отсутствие острия, люфт клинка или ограничителя, низкая прочность клинка или рукоятки и т.п.).
При этом вышеуказанный порядок продажи данного кинжала в магазинах «Кольчуга» не является общественно опасным деянием и не может быть нарушением правил оборота оружия, поскольку покупатели, приобретающие его по трем вышеназванным документам, а не по одному или двум из них, не совершают какого-либо противоправного деяния, имея все основания для приобретения оружия, имеющего культурную ценность, и охотничьего оружия, т.е. являясь лицами, право которых на приобретение многих видов гражданского оружия юридически доказано, не имеющими медицинских противопоказаний к владению оружием по разрешительным документам, а продавцы не совершают общественно опасного или иного противоправного деяния, продавая холодное оружие гражданам, имеющим все необходимые для приобретения подобных видов оружия документы.
В антикварном оружейном магазине Пашихина по лицензии на приобретение холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов РФ или с казачьей формой, сигнального оружия, а также газовых пистолетов и револьверов приобретались любые виды холодного и иного оружия, имеющего культурную ценность, и ряда других видов оружия (главным образом, холодного оружия).
Это противоречит положениям ст. 13 ФЗ Об оружии, но не является общественно опасным деянием и не может быть нарушением правил оборота оружия, поскольку покупатели, приобретающие его по данным лицензиям, а не по лицензии на коллекционирование оружия, другим документам или свободно, не совершают какого-либо противоправного деяния, имея все основания для приобретения оружия, имеющего культурную ценность, и ряда других видов оружия, т.е. являясь лицами, право которых на приобретение конкретных видов гражданского оружия юридически доказано, не имеющими медицинских противопоказаний к владению оружием по разрешительным документам, а продавцы не совершают общественно опасного или иного противоправного деяния, продавая холодное оружие гражданам, имеющим необходимые для приобретения подобных видов оружия документы.
Поэтому необходимы разъяснение законодательной обязанности продажи данного холодного и иного оружия только по лицензии на коллекционирование оружия или только по другим видам разрешительных документов, либо свободно (если оружие имеет культурную ценность (учитывая отсутствие в ст. 13 ФЗ Об оружии ограничений на приобретение гражданами РФ оружия, имеющего культурную ценность, не отнесенного к старинному (антикварному) или холодному оружию, и правил его приобретения, а также фактическое отсутствие ограничений на приобретение и иной оборот всех видов оружия, имеющего культурную ценность, ввиду наличия запрета на их повреждение, т.е. и на проведение их разрушающих криминалистических экспертиз, а, следовательно, на отнесение их к оружию) или не предусмотрено ФЗ Об оружии, либо конкретный предмет не соответствует любому из обязательных критериев оружия) в целях соблюдения конституционных прав человека, ФЗ Об оружии и прав потребителей, а также четкое отнесение конкретных видов продаваемого оружия к оружию, имеющему культурную ценность, или не предусмотренному ФЗ Об оружии, либо к конструктивно сходным с оружием изделиям.
В магазине «Артемида» антикварные кортики Германии и других стран, сабли и другие подобные предметы продаются как охотничье холодное клинковое оружие, т.е. гражданам РФ, имеющим охотничьи билеты и разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия (огнестрельного длинноствольного или пневматического), а пистолеты «Вальтер («ПП», «ППК» и «П38»)», «Маузер К-96», «Парабеллум» и др. – как спортивное огнестрельное короткоствольное оружие с нарезным стволом, т.е. гражданам РФ, имеющим лицензии на приобретение указанного спортивного оружия без прав на его коллекционирование, хранение и использование вне стрелкового объекта, а также ношение. При этом кортики и многие другие виды холодного оружия не могут быть отнесены к охотничьему холодному оружию по причинам, указанным выше, а многие виды кортиков и часть видов других предметов, имеющих клинок, не могут быть отнесены к холодному оружию по экспертным критериям. Пистолеты «Маузер К-96» и «Парабеллум» могут быть отнесены к оружию, имеющему культурную ценность, или оружию, не предусмотренному ФЗ Об оружии. При этом пистолет «Парабеллум» отнесен в РФ к боевому оружию, что не исключает отнесения конкретных его образцов к оружию, имеющему культурную ценность, или к другим видам оружия, учитывая время их производства и (или) ввоза в РФ, их особенности и роль в истории. Пистолеты «Вальтер (ПП, ППК и П-38)» могут быть отнесены как к спортивному оружию, так и к оружию, имеющему культурную ценность, или к оружию, не предусмотренному ФЗ Об оружии. К боевому оружию они могут быть отнесены только в случае их принятия на вооружение в РФ в качестве боевого оружия. К спортивному оружию могут быть отнесены пистолеты и другие виды оружия, отнесенные к оружию ФЗ Об оружии и экспертными критериями, при условии их сертификации именно в качестве спортивного оружия. Поэтому в магазине «Артемида» не соблюдены положения об обороте антикварного и иного холодного оружия, а также других подобных предметов, а правила оборота пистолетов могут быть соблюдены, только если они не имеют культурной ценности и сертифицированы в качестве спортивного оружия.
Поэтому необходимы разъяснение законодательной обязанности продажи данного холодного, огнестрельного и иного оружия только по лицензии на коллекционирование оружия или только по другим видам разрешительных документов, либо свободно (если оружие имеет культурную ценность или не предусмотрено ФЗ Об оружии, либо конкретный предмет не соответствует любому из обязательных критериев оружия) в целях соблюдения конституционных прав человека, ФЗ Об оружии и прав потребителей, а также четкое отнесение конкретных видов продаваемого оружия к оружию, имеющему культурную ценность, или не предусмотренному ФЗ Об оружии, либо к конструктивно сходным с оружием изделиям. При этом свободная продажа пистолетов «Вальтер», «Маузер» и других моделей в качестве оружия, имеющего культурную ценность, или оружия, не предусмотренного ФЗ Об оружии, не может повлечь общественно опасных последствий, учитывая наличие ограничений на продажу патронов к ним и наличие уголовной ответственности за незаконный оборот указанных боевых патронов (боеприпасов) и пороха (взрывчатых веществ), т.к. данные виды патронов отнесены к патронам к гражданскому спортивному и охотничьему огнестрельному оружию с нарезным стволом, приобретаемым по разрешению на хранение и ношение указанного оружия или наградного оружия, либо по лицензии на коллекционирование оружия без права на их использование в оружии, а порох и капсюли могут быть законно приобретены только по разрешению на хранение и ношение спортивного или охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия. Это исключает возможность законного свободного приобретения пистолетов и револьверов вместе указанными патронами к ним, порохом или капсюлями и любого законного свободного получения патронов к ним, пороха или капсюлей. При этом, используя исторический и зарубежный законодательный опыт, а также руководствуясь необходимостью обеспечения безопасности людей от нападений, преследований и произвольного привлечения к уголовной или иной ответственности, возможно разрешить свободную продажу капсюлей, пороха, части или всех видов патронов или оружия с регулированием их использования.
С 1997 по 2023 год (в частности, в городе Москве в 2007 году, а в Тверской области в 2013 году) встречались случаи отказа в продаже охотничьих патронов по разрешению на хранение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны под предлогом наличия права на приобретение по данному разрешению только патронов травматического действия и других ружейных патронов без металлических снарядов. При этом ФЗ Об оружии не содержит прямого запрета на продажу охотничьих патронов по разрешению на ружье как на оружие самообороны, а для получения лицензии на его приобретение необходимо наличие большинства документов, требующихся для приобретения охотничьего, спортивного или иного современного огнестрельного оружия, при наличии запрета на ношение в целях самообороны огнестрельного длинноствольного оружия и ограничений на ношение указанного охотничьего, спортивного и иного, гражданского, служебного или боевого оружия.
Наиболее распространены случаи отказа в продаже пороха и капсюлей, подходящих к огнестрельному оружию с нарезным стволом гражданам, имеющим разрешения на хранение и ношение охотничьего или спортивного огнестрельного гладкоствольного оружия, что не соответствует ФЗ Об оружии, т.к. в ФЗ Об оружии не содержится запрета на приобретение пороха и капсюлей, используемых, как правило, в огнестрельном оружии с нарезным стволом (в огнестрельном оружии с нарезным стволом обычно используется бездымный порох, который может иметь отличия по структуре от бездымного пороха для гладкоствольного огнестрельного оружия, но четкие отличия данных видов пороха отсутствуют, а капсюли патронов к огнестрельному оружию с нарезным стволом (винтовкам, нарезным карабинам, автоматам, нарезным пистолетам и револьверам, пулеметам и т.п.) имеют меньшие размеры, чем капсюли патронов к огнестрельному гладкоствольному оружию (гладкоствольных охотничьим ружьям, гладкоствольным карабинам и т.п.), но четкие отличия различных видов капсюлей отсутствуют (существуют патроны Флобера, Ланкастера и другие подобные патроны, которые могут быть использованы в гладкоствольном огнестрельном оружии соответствующих калибров, но близки по размерам к патронам к огнестрельному оружию и нарезным стволом и могут быть использованы в данном оружии (в особенности, патроны к оружию, имеющему культурную ценность, или ружьям и карабинам типа «Ланкастер», отнесенным с 29 июня 2022 года к огнестрельному оружию с нарезным стволом))), гражданами, имеющими разрешения на хранение и ношение охотничьего или спортивного огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия.
Для устранения данных нарушений прав владельцев оружия необходимы разъяснение законодательной обязанности продажи данных патронов и иных предметов по необходимым разрешительным документам на оружие самообороны, спортивное или охотничье оружие в целях соблюдения конституционных прав человека, ФЗ Об оружии и прав потребителей, а также введение четких правил продажи различных видов патронов, пороха и капсюлей в ФЗ Об оружии.
Подобный порядок продажи оружия, патронов, пороха и капсюлей обусловлен сложностями соблюдения современного законодательства РФ об обороте оружия, высокой степенью его забюрократизированности и коррупционности, а также невозможностью правильной оценки вероятности возможных его изменений, ужесточающих или смягчающих правила оборота конкретных видов оружия.
Наказания, предусмотренные за незаконный оборот оружия, патронов к оружию, пороха, капсюлей, прицелов ночного видения (за исключением прицелов для охоты), приспособлений для бесшумной стрельбы и основных частей огнестрельного оружия в КоАП и УК РФ, являются чрезмерно строгими, особенно, с 2021 года (арест на срок от до 15 суток (ст. 20.10 КоАП РФ), возможная (ст. 14.2, ряд положений ст. 20.8, ст. 20.10, ряд положений ст. 20.12 и ст. 20.14 КоАП РФ) или обязательная (ст. 20.9, 20.13 и 20.15 КоАП РФ) конфискация оружия и патронов к оружию, а также капсюлей, прицелов ночного видения (за исключением прицелов для охоты), приспособлений для бесшумной стрельбы и основных частей огнестрельного оружия, лишение свободы на сроки до 2, 4, 5 - 15 или 20 лет (по совокупности преступлений или приговоров – до 3 - 25 или до 30 лет соответственно) за незаконный оборот огнестрельного оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения, холодного, метательного, части видов газового оружия и многих видов пневматического оружия, боеприпасов, основных частей огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств (ст. 222 – 223.1 и 226.1 УК РФ)). При этом за незаконный оборот оружия невозможно рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей, что осложняет положение лиц, незаконно привлеченных к ответственности, или наказанных несправедливыми наказаниями.
Суд присяжных в РФ отсутствует по многим категориям уголовных дел и всем остальным категориям дел. При этом суд присяжных был отменен в УПК РФ с 2015 года по уголовным делам о всех преступлениях, за которые запрещено назначать пожизненное лишение свободы или смертную казнь, что означало отмену суда присяжных для женщин любого возраста, а также для мужчин в возрасте не моложе 65 лет, и для несовершеннолетних осужденных мужского пола.
Последующие обращения в Конституционный Суд РФ вернули право на суд присяжных для совершеннолетних женщин и мужчин, достигших возраста 65 лет, но не для несовершеннолетних осужденных, за исключением ряда случаев наличия совершеннолетних соучастников, при отсутствии права на суд присяжных за многие преступления различных категорий тяжести, по делам о которых оно было предусмотрено до 2015 года.
Необходимо внесение в УПК РФ и Конституцию РФ изменений, устанавливающих введение права на суд присяжных по всем уголовным делам.
Из положений Конституции РФ следует и необходимость введения суда присяжных по всем категориям дел, по которым возможны лишение человека свободы, родительских прав, единственного недвижимого имущества или иного необходимого ему имущества либо права на совершение определенных юридически значимых действий (прав на управление транспортом, охоту, лицензий и разрешений на владение оружием или его использование и др.), а также наложение иных существенных ограничений.
Данную точку зрения высказывал в своей работе «Публичное принуждение и правовая автаркия» профессор А.Б. Агапов:
«В настоящее время имеются все надлежащие предпосылки расширения подведомственности суда присяжных и наделения его дополнительными юрисдикционными полномочиями. К его ведению должно быть отнесено рассмотрение дел об административных правонарушениях, влекущих назначение административного ареста в его максимальных значениях, предусмотренных ч. 1 ст. 3.9 КоАП РФ. В ближайшем будущем к ведению суда присяжных целесообразно отнести рассмотрение иных дел об административных правонарушениях, влекущих наиболее значимые имущественные и нематериальные обременения».
При этом целесообразно суда присяжных по всем гражданским, административным, дисциплинарным и иным категориям, учитывая оценочный характер мер, ограничивающих конституционные права человека, строгость законодательных ограничений для лиц, привлеченных к административной ответственности, поставленных на учет в определенных органах или учреждениях, признанных должниками или банкротами, и ряда других категорий лиц, а также тенденцию роста ужесточений уголовной, административной, дисциплинарной и иной ответственности и ограничений для привлеченных к ней лиц либо лиц, подвергнутых ограничительным мерам без привлечения к ответственности.
Необходимы введение ограничений и запретов на назначение лишения свободы, ареста и других строгих наказаний осужденным преклонного возраста и осужденным, страдающим тяжелыми заболеваниями, а также несовершеннолетним осужденным, при решении вопроса о введении максимального возраста уголовной и иной ответственности, полная отмена административного ареста и отмена лишения свободы за преступления, совершенные без применения опасного насилия или тяжких последствий.
Практический результат
Внесение данных изменений будет способствовать соблюдению конституционных прав человека и гражданина, противодействию коррупции и упорядочиванию правовых норм ФЗ Об оружии, УК и КоАП РФ.