Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф137037
Уровень инициативы:
Федеральный

Продлить оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до 3 лет

Сейчас работающие матери, чей доход до декрета не позволяет получить единое пособие, оказываются в крайне уязвимом положении. После достижения ребенком 1,5 лет они:
- теряют единственный доход (пособие в 40% от зарплаты), но не могут выйти на работу из-за нехватки мест в яслях (по данным Росстата — дефицит 45% в малых городах);
- не попадают на господдержку (единое пособие для малоимущих), хотя их реальные доходы после прекращения выплат резко сокращаются;
- вынуждены прерывать декрет, что вредит развитию ребенка (только 18% детей в 1,5 года психологически готовы к яслям, по исследованиям НИИ педиатрии).
3 аргумента:
1. Справедливость.
Сейчас женщина с зарплатой в 50 тыс. рублей теряет выплаты в 1,5 года и оказывается в худшем положении, чем семья с доходом ниже прожиточного минимума (которую государство поддерживает до 3 лет).
2. Демография.
Страх перед финансовой ямой (1,5–3 года) - ключевая причина отказа от вторых детей. Продление выплат даст уверенность для планирования семьи.
3. Экономика.
Сохранение связи с трудовым рынком: к 3 годам 92% детей идут в сад (данные Минпросвещения), и мать может вернуться к работе без потери квалификации.
Цифры:
- 68% женщин прерывают декрет досрочно из-за нехватки денег (опрос ВЦИОМ, 2023);
- в 10 регионах РФ очередь в ясли превышает 2 года (анализ Счетной палаты).
Выгода для государства:
+12–15% рождаемости (расчеты РАНХиГС) и сокращение расходов на соцподдержку в будущем за счет сохранения профессионального потенциала матерей.
Сейчас 1,5 года — критический рубеж, когда работающие матери массово попадают в «ловушку бедности»: не могут сидеть с ребенком (нет денег) и не могут работать (не с кем оставить). Решение — продление выплат до возраста, когда сады становятся реальной альтернативой.

Практический результат

Рост рождаемости – отсутствие страха перед «финансовой пропастью» в 1,5–3 года.
Снижение нагрузки на бюджет – работающие матери платят налоги, а не получают только пособия.
Уменьшение очередей в госсады – часть детей перейдет в частный сектор за счет доходов семьи.
Пример из практики:
В Беларуси (где выплаты идут до 3 лет) 65% матерей совмещают работу и уход за ребенком, а рождаемость на 17% выше, чем в аналогичных регионах РФ.
Ключевое отличие от текущей системы
Сейчас / После реформы
Выплаты только до 1,5 лет / До 3 лет + можно работать
После 1,5 лет – выбор: «бедность или работа» / Стабильный доход = пособие + зарплата
Частные сады – роскошь /Доступны за счет двух источников дохода

Решение

Предлагаемое решение.
1. Продление выплат до 3 лет с сохранением права на работу.
Сохранить пособие в размере 40% от среднего заработка до достижения ребенком 3 лет.
Разрешить матерям официально трудоустраиваться без потери выплат (по аналогии с нынешними правилами для отпуска до 1,5 лет).
2. Экономический и демографический эффект.
Стимул к рождению детей – женщины будут уверены, что даже при выходе на работу не останутся без поддержки.
Рост доходов семьи – совмещение пособия и зарплаты позволит:
- оплачивать частные ясли или няню (что сейчас недоступно для многих);
- сохранять финансовую стабильность, снижая риск бедности.
Поддержка экономики – больше матерей смогут вернуться к работе раньше, не теряя квалификацию.
3. Механизм реализации:
- гибкий график – возможность удаленной или частичной занятости;
- налоговые льготы для работодателей, принимающих женщин с детьми до 3 лет (снижение страховых взносов);
- субсидии на частные сады для семей, где оба родителя работают.
Для голосования вы должны быть .

Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования

Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 99 942 голоса

58

Против решения: 6 голосов

К началу списка инициатив