В соответствии с ныне действующими редакциями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту "АПК РФ") и Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее по тексту "Закон о банкротстве") право прокурора на подачу в арбитражный суд заявления о признании гражданина или организации несостоятельным (банкротом) прямо не предусмотрено; кроме того, в ст.ст.34 и 35 Закона о банкротстве прокурор не упомянут как лицо, участвующее в деле о банкротстве или арбитражном процессе по такому делу. В соответствии с шестым абзацем ч.5 ст.52 АПК РФ у прокурора есть право вступить в уже возбуждённое дело о банкротстве, однако, это право может быть реализовано, только если в этом деле затрагиваются жилищные права граждан, в том числе несовершеннолетних.
Между тем видится целесообразным предоставление прокурору права на подачу заявления о банкротстве в целях защиты публичных интересов и интересов некоторых категорий лиц, например, государственных и муниципальных предприятий, вкладчиков кредитных организаций, участников долевого строительства и т.д. в тех ситуациях, когда у них нет возможности самостоятельно защищать свои права и интересы в суде. Кроме того, для цели обеспечения законности следует признать обоснованным обязательное участие прокурора в делах о банкротстве градообразующих предприятий, стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий, а также предоставление ему права вступить в дело о банкротстве финансовой или кредитной организации, в дело о банкротстве застройщика, а также в дело о банкротстве, рассматриваемое арбитражным судом по упрощённой процедуре (гл. XI Закона о банкротстве).
Следует отметить, что предоставление прокурору права на подачу в суд заявления о банкротстве было предусмотрено в ранее действовавших российских законах, регулировавших вопросы несостоятельности (банкротства). Так, в соответствии со статьями 4, 7, 8 и 11 Закона Российской Федерации от 19 ноября 1992 года № 3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" было предусмотрено право прокурора подавать в суд заявление о банкротстве юридического лица, в том числе коммерческого банка или иного кредитного учреждения; в п.1 ст.40 Федерального закона от 8 января 1998 года № 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" предусматривалось право прокурора обратиться в суд с заявлением о признании должника банкротом в случаях: а) когда им обнаружены признаки преднамеренного банкротства, б) когда у должника имеется задолженность по обязательным платежам, в) в интересах Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, г) в иных предусмотренных законом случаях.
Кроме того, предоставление прокурору права подачи заявления о банкротстве и права участвовать в рассмотрении некоторых категорий дел о банкротстве соответствует сложившимся тенденциям в правовом регулировании вопросов несостоятельности (банкротства) на постсоветском пространстве. В частности, право прокурора в специально предусмотренных случаях обращаться в суд с заявлениями о банкротстве предусмотрено в ст.37 Модельного закона о несостоятельности (банкротстве) стран СНГ (принят на десятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ постановлением от 6 декабря 1997 г. № 10-15), достаточно широкие полномочия по участию в делах о банкротстве предоставлены прокуратурам Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан и Республики Узбекистан.
Вышеизложенное свидетельствует о необходимости внесения изменений в российское законодательство с целью предоставления прокуратуре дополнительных полномочий в делах о несостоятельности (банкротстве).
Практический результат
а) предоставление прокуратуре действенного механизма противодействия преднамеренным банкротствам;
б) повышение эффективности защиты интересов государственных (муниципальных) предприятий и учреждений, иных юридических лиц с государственным (муниципальным) участием, а также экономия принадлежащих им денежных средств (так как при подаче прокурором заявления о банкротстве должника в интересах вышеуказанных лиц, они будут освобождены от уплаты государственной пошлины, размер которой в соответствии с ныне действующей редакцией Налогового кодекса Российской Федерации составляет значительную величину);
в) установление дополнительных гарантий соблюдения законности в делах о банкротстве, имеющих важное социально-экономическое значение для государства и общества, а именно в делах о банкротстве градообразующих предприятий, стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий;
г) защита в рамках дел о банкротстве социально уязвимых категорий граждан - пенсионеров, инвалидов, несовершеннолетних, ветеранов боевых действий, беженцев и т.п., - являющихся вкладчиками кредитных организаций, участниками долевого строительства или имеющими отношение к юридическому лицу, чьё банкротство рассматривается арбитражным судом по упрощённой процедуре.