Пункты 5, 7 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ в настоящее время содержат формулировку, согласно которой для расчета суммы неустойки в виде пени за просрочку исполнения обязательства стороной государственного или муниципального контракта применяется размер ключевой ставки, актуальный на дату уплаты. При этом размер ключевой ставки пересматривается 8 раз в год. При таких обстоятельствах, в случаях, когда дата предъявления претензии отличается от даты уплаты пени, ставка в такие даты может оказаться разной, соответственно, при расчете предъявляемых требований при применении мер ответственности невозможно зафиксировать сумму долга. Кроме того, при предъявлении требования об уплате кредитор не может предвидеть будущее событие - в какую дату произойдет оплата и какой размер ключевой ставки будет на дату уплаты. Указанные обстоятельства создают неопределенность при расчетах пени и могут быть причиной споров по вопросу расчета задолженности.
Подобный вопрос рассматривался Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ и отражен в Определениях от 04.12.2018 № 302-ЭС18-10991, от 18.09.2019 № 308-ЭС19-8291, в которых Судом также сделаны вывод о целесообразности применения размера ключевой ставки на дату исполнения (прекращения) обязательства, а не на дату уплаты.
Практический результат
Отсутствие спорных ситуаций при расчете размера задолженности, отсутствие необходимости делать перерасчет при изменении ставки, в том числе при рассмотрении дел судом, при взыскании долга службой судебных приставов.