Федеральный закон № 181-ФЗ гарантирует инвалидам бесплатную парковку только на специализированных местах (не менее 10% от общей вместимости). Однако это не решает ключевых проблем:
1. Недостаток специализированных мест: спецместа часто заняты (в т.ч. нарушителями), удалены от нужного входа или отсутствуют на небольших/старых парковках. Инвалид вынужден парковаться на обычном платном месте, неся финансовую нагрузку.
2. Ограничение мобильности: необходимость искать только спецместо ограничивает свободу выбора и доступность объектов (магазин, поликлиника, учреждение), если ближайшее спецместо далеко или занято.
3. Неравенство прав: фактическая невозможность использовать гарантированное законом право из-за нехватки/занятости спецмест дискриминирует инвалида, вынуждая его платить за парковку там, где человек без ограничений здоровья платит по общим правилам.
4. Неэффективность ФРИ: Федеральный реестр инвалидов (ФРИ), содержащий данные о ТС инвалидов, не используется для компенсации их расходов на платную парковку в отсутствие свободных спецмест.
Практический результат
Реализация инициативы обеспечит:
1. Реальное право выбора: инвалид сможет парковаться на любом свободном месте платной парковки, не опасаясь финансовых потерь, если спецместа заняты/отсутствуют. Свобода передвижения и доступность среды возрастут.
2. Финансовая справедливость: отсутствие неоправданных расходов на парковку там, где человек без инвалидности платит по общим правилам. Гарантия ст.15 ФЗ-181 наполнится практическим смыслом.
3. Стимул для операторов: операторы парковок будут заинтересованы в сохранении достаточного количества спецмест (чтобы минимизировать компенсации) и в безупречной интеграции с ФРИ.
4. Цифровизацию льгот: ФРИ станет рабочим инструментом для адресной поддержки инвалидов в повседневных ситуациях. Автоматизация возвратов снизит бюрократию.
5. Снижение социальной напряженности: устранение главной боли инвалидов – вынужденной оплаты парковки из-за неработающей системы спецмест.
Для реального обеспечения права на доступную среду предлагается дополнить ст.15 Федерального закона № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" новым пунктом, гарантирующим:
1. Право на компенсацию: инвалидам I, II групп, инвалидам III группы (с ограничением способности к самостоятельному передвижению), а также лицам, перевозящим их или детей-инвалидов, гарантируется полная компенсация (возврат) стоимости парковки на любом платном городском парковочном месте общего пользования на территории РФ, если:
транспортное средство зарегистрировано в ФРИ за этим инвалидом;
на парковке в момент въезда отсутствовало свободное специализированное место для инвалидов (фиксируется системой парковки).
2. Механизм возврата через ФРИ:
автоматический возврат: при оплате парковки банковской картой, привязанной к учетной записи на Госуслугах (с подтвержденным статусом инвалида/связью с ФРИ), сумма оплаты автоматически возвращается на карту в течение 24 часов. Система сверяет факт отсутствия свободных спецмест и наличие ТС в ФРИ.
Заявление на портале/в приложении: При оплате наличными или иным способом инвалид подает заявку на возврат через мобильное приложение парковщика или Госуслуги (с приложением чека и фото отсутствия свободных спецмест). Возврат осуществляется в течение 10 банковских дней на указанную карту.
3. Обязанность оператора: операторы платных парковок обязаны интегрировать свои системы с ФРИ и Единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА) для автоматизации возвратов. Расходы на компенсации несет оператор парковки (как часть социальной ответственности).
4. Запрет отказов: запретить операторам и контролирующим органам отказывать в компенсации при подтвержденном статусе ТС в ФРИ и отсутствии свободных спецмест на момент парковки.
Для голосования вы должны быть
.
Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования
Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 99 995 голосов
Против решения: 0 голосов