Автомобильный парк Российской Федерации характеризуется значительной степенью устаревания. Согласно данным Российской ассоциации автомобильных дилеров (РОАД), на конец 2023 года из примерно 55 миллионов зарегистрированных легковых автомобилей около 39,7 миллиона (72%) имеют возраст старше 10 лет, а значительная доля — старше 15 лет. Это положение обусловлено экономическими факторами, включая снижение покупательной способности населения в условиях инфляции и роста цен на автомобили, а также ограниченной доступностью кредитных программ. Действующие меры государственной поддержки, такие как программы льготного автокредитования "Семейный автомобиль" и "Первый автомобиль", предусмотренные постановлениями Правительства Российской Федерации (например, Постановлением № 364 от 16 апреля 2020 г., с последующими изменениями), охватывают лишь узкие категории граждан — многодетные семьи, медицинских и педагогических работников, участников специальной военной операции и их семьи — и ограничены бюджетом в размере свыше 65 миллиардов рублей на период до 2026 года. Однако эти программы не решают проблему массового обновления автопарка, поскольку их финансирование быстро исчерпывается, как это наблюдалось в 2023 году.
Одновременно предлагаются меры принудительного характера, такие как введение повышенного транспортного налога, обязательного технического осмотра дважды в год и увеличения стоимости обязательного страхования гражданской ответственности (ОСАГО) для автомобилей старше 15 лет, что обсуждается в рамках инициатив РОАД и региональных властей. Эти предложения основаны на Федеральном законе от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и Налоговом кодексе Российской Федерации (глава 28), но не учитывают социальные последствия для населения.
Проблемы, требующие изменения или улучшения
Существующая ситуация не устраивает по следующим причинам:
Социальная несправедливость: повышение налогов и ужесточение требований создает дополнительную финансовую нагрузку на граждан с низким уровнем доходов, для которых автомобиль является не роскошью, а необходимым средством передвижения, особенно в сельской местности и удаленных регионах. Это противоречит принципам социальной справедливости, закрепленным в статье 7 Конституции Российской Федерации, провозглашающей Российскую Федерацию социальным государством.
Экологический ущерб: Старые автомобили не соответствуют современным экологическим стандартам (например, Евро-5 и выше), установленным Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", что приводит к повышенным выбросам вредных веществ, усугубляя загрязнение воздуха в населенных пунктах и способствуя климатическим изменениям.
Экономические ограничения: ограниченный спрос на новые автомобили отечественного производства тормозит развитие автомобильной промышленности, которая является ключевым сектором экономики в соответствии со Стратегией развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 28 апреля 2018 г. № 831-р). Высокие затраты на обслуживание старых транспортных средств увеличивают общие расходы домохозяйств, снижая их вклад в экономику.
Отсутствие эффективных стимулов: текущие программы поддержки не обеспечивают массовый охват, оставляя без помощи миллионы владельцев старых автомобилей, что приводит к стагнации обновления автопарка и росту аварийности на дорогах.
Практический результат
Принятие предлагаемого решения позволит:
Обновить автомобильный парк, снизив средний возраст транспортных средств на 5–10% в течение 3–5 лет.
Снизить экологический ущерб за счет уменьшения выбросов вредных веществ на 10–15%.
Увеличить продажи отечественных автомобилей на 100–150 тысяч единиц ежегодно, способствуя росту ВВП на 0,1–0,2%.
Повысить социальную справедливость, предоставив поддержку не менее 100 тысячам граждан ежегодно, и избежать социального напряжения от принудительных мер.
Обеспечить бюджетную эффективность за счет роста налоговых поступлений от автопрома и снижения расходов на экологические и социальные программы.
Предлагается ввести федеральную программу выдачи сертификатов на приобретение новых автомобилей отечественного производства в качестве альтернативы повышению налогов и ужесточению требований для владельцев транспортных средств старше 15 лет. Программа должна быть реализована путем внесения изменений в Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и принятия соответствующего постановления Правительства Российской Федерации.
Основные параметры программы
Размер сертификата: 1 миллион рублей на приобретение нового автомобиля отечественного производства (LADA, УАЗ, ГАЗ, Haval, Evolute и аналогичные, собранные на территории Российской Федерации).
Целевая аудитория: Многодетные семьи, семьи с доходом ниже 3 миллионов рублей в год, жители сельской местности, работники бюджетной сферы, участники специальной военной операции и их семьи, владельцы автомобилей старше 15 лет при условии их утилизации.
Ограничения: автомобиль должен быть новым, стоимостью не более 2 миллионов рублей, массой до 3,5 тонн. Запрет на продажу автомобиля в течение 5 лет после приобретения для предотвращения спекуляций.
Процедура выдачи: подача заявки через автодилеров, банки или многофункциональные центры (МФЦ) с предоставлением минимального пакета документов (паспорт, справка о доходах, свидетельства о рождении детей, подтверждение утилизации старого автомобиля). Рассмотрение заявки в срок не более 30 дней с использованием межведомственного электронного взаимодействия в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Финансирование: За счет федерального бюджета с перераспределением средств из существующих программ льготного автокредитования (не менее 65 миллиардов рублей на 2024–2026 годы) и дополнительных ассигнований, с возможностью привлечения средств из Фонда национального благосостояния.
Для голосования вы должны быть
.
Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования
Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 99 817 голосов
Против решения: 78 голосов