Непрозрачное тарифообразование и отсутствие подотчётности гражданам, неэффективность и непрозрачность в частных и аффилированных структурах в сфере ЖКХ.
Практический результат
Результат:
Краткосрочно (1 год):
- Стабилизация работы аварийных служб, сокращение сроков реагирования и числа повторных обращений.
- Полная прозрачность тарифов и планов ремонтов; единый канал связи для жителей.
Среднесрочно (2–4 года):
- Снижение аварийности и потерь в сетях; рост доли плановых ремонтов.
- Сдерживание темпов роста тарифов за счет экономии на издержках и долгосрочного планирования.
- Повышение собираемости платежей и доверия за счет качественного сервиса и открытости.
Долгосрочно (5+ лет):
- Системная модернизация инфраструктуры, продление срока службы сетей.
- Устойчивое качество услуг по единым стандартам по всей стране.
- Укрепление социальной стабильности и справедливости за счет доступных и надежных коммунальных услуг.
Ожидаемые показатели эффективности:
- Сокращение времени ликвидации аварий до нормативов SLA (Соглашение об оказании услуг) и уменьшение числа аварий на 20–30% после запуска программы в регионе.
- Снижение сетевых потерь и неучтенных расходов, рост доли плановых ремонтов в общем объеме работ.
- Полная открытость тарифных расчетов и инвестпрограмм на публичной платформе, снижение доли обоснованных жалоб граждан.
- Выполнение не менее 90% ключевых мероприятий инвестпрограмм в заданные сроки под контролем общественных советов и аудиторов.
1) Инициатива
Предлагаю перевести управление ключевой инфраструктурой и услугами жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) в государственное и муниципальное управление с едиными стандартами качества, прозрачным тарифообразованием и полной подотчетностью гражданам. Цель — обеспечить надежность и доступность услуг, прекратить неэффективность и непрозрачность в частных и аффилированных структурах, снизить износ сетей и стабилизировать тарифы за счет долгосрочного планирования и публичного контроля.
2) Решение
- Нормативные изменения:
- Подготовить комплекс поправок в ЖК РФ и профильные законы (о теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, отходах), предусматривающих возможность приоритета государственного и муниципального управления для критической инфраструктуры.
- Закрепить единые минимальные стандарты качества услуг и сроки устранения аварий в рамках SLA (Соглашение об оказании услуг), ответственность должностных лиц, а также обязательную открытость данных о тарифах, ремонтах и инвестиционных программах.
- Организационная модель:
- Создать в субъектах РФ единых региональных операторов (ГУП/МУП или АО со 100% госучастием) для тепла, воды, водоотведения и вывоза отходов. Эксплуатация многоквартирного жилья — через муниципальные управляющие организации с публичной отчетностью.
- Объединить диспетчеризацию и аварийные службы в единый центр, интегрированный с ГИС ЖКХ и региональными порталами госуслуг.
- Переходный план:
- Провести инвентаризацию активов и аудит действующих договоров, обязательств и долгов.
- Осуществить поэтапный перевод управления: расторжение/непродление неэффективных договоров, перевод на концессии/аренду/выкуп с приоритетом непрерывности услуг; гарантировать трудоустройство профильных сотрудников и сохранение критической экспертизы.
- Запустить пилотные регионы, отработать регламенты, затем масштабировать по стране с четким графиком.
- Тарифы и инвестиции:
- Ввести долгосрочные тарифные решения с формульным подходом, привязанным к программам модернизации и показателям эффективности (снижение потерь, аварийности).
- Источники финансирования: федеральные и региональные бюджеты, инфраструктурные кредиты, выпуск целевых облигаций, энергосервисные контракты; жесткий контроль целевого использования средств.
- Контроль и прозрачность:
- Внедрить KPI (ключевые показатели эффективности) и публичный дашборд (визуальный инструмент, который отображает ключевые показатели эффективности KPI): сроки устранения аварий, доля плановых ремонтов, потери в сетях, жалобы/их время обработки, выполнение инвестпрограмм.
- Создать общественные советы при операторах, обязательный общественный аудит крупных закупок и открытые конкурсы с антикоррупционными барьерами.
- Персональная ответственность руководителей за невыполнение стандартов, регулярная независимая проверка.
Для голосования вы должны быть
.
Внимание! Отозвать голос можно только один раз в течение 2 часов с момента голосования
Для рассмотрения решения на федеральном уровне осталось 99 996 голосов
Против решения: 1 голос