К вечеру 22 января 1991 года Президент Советского Союза Михаил Горбачев подписал Указ о прекращении приема к платежу денежных знаков Госбанка СССР достоинством 50 и 100 рублей образца 1961 года и ограничении выдачи наличных денег со вкладов граждан. Всего в Сбербанке России было заморожено 315,3 млрд. руб. в ценах соответствующего периода.
Общее число вкладчиков Сбербанка на тот период было 40 миллионов человек. И хотя распределение вкладов по размерам и вкладчикам сейчас уже достоверно определить затруднительно, все-таки по экспертной оценке, проведенной во второй половине 1992 года с применением процентной выборки, основная сумма вкладов (более 280 млрд. руб.) приходилась на вклады от 1 до 10 тыс. руб. Очевидно, что владели этими вкладами миллионы и миллионы «простых» советских рабочих и служащих. При среднемесячной заработной плате конца 80-х годов около 200 руб. иметь такие сбережения могли только люди, как сейчас любят выражаться, состоявшиеся, эффективные, т. е. экономные, рачительные. Можно сказать, что они и составляли так называемый средний класс страны, который, как известно, основной кормилец и инвестор большинства развитых стран капитализма, начиная с самых богатых на сегодняшний день Соединенных Штатов Америки.
Но 25 декабря 1991 г. М. С. Горбачёв объявил о прекращении своей деятельности на посту Президента СССР «по принципиальным соображениям»; а 26 декабря Совет Республик Верховного Совета СССР принял декларацию о прекращении существования СССР в связи с образованием СНГ. Советского Союза не стало. В России началась шоковая терапия по Гайдару-Чубайсу, т. е. либерализация цен и приватизация социалистической государственной (общенародной) собственности под лозунгами: «Нам нужен капитализм!»,«Нам нужны эффективные собственники!».
Соответственно, в результате либерализации цен копившиеся годами сбережения трудящихся катастрофически обесценились. По стране прокатились волны самоубийств вкладчиков. Работающий люд на свои зарплаты едва сводил концы с концами, а народ курящий, включая инженеров, конструкторов и прочую техническую и гуманитарную интеллигенцию, вынужден был стыдливо «стрелять бычки» и даже собирать окурки. В контейнерах для мусора копошились враз обнищавшие пенсионеры. Были и обмороки от недоедания, и голодные смерти. С шоковой терапии началось в России резкое, почти на миллион каждый год, сокращение населения, которое только сейчас, кажется, удалось, наконец, приостановить.
«Вершиной» же приватизации оказалось становление в стране олигархического капитализма. В считанные дни на банковских махинациях и залоговых аукционах стали миллиардерами всякие потанины, прохоровы, невзлины, ходорковские, березовские, смоленские, гусинские и прочие. Авантюристы от экономики до нитки обирали доверчивых участников финансовых пирамид типа МММ, Хопер, Уральские пельмени и т. д. Наживались на рейдерских захватах предприятий проходимцы и бандиты. Из небытия возникли офшорные мультимиллионеры. Обогащались и продолжают тайно обогащаться трастовые бенефициары.
Таким образом, вместо новых «эффективных собственников» в стране произошел обвал промышленности и общий резкий экономический спад. И по настоящее время мы еще не достигли былых объемов производства. Зато все нагляднее проявляется олигархический монополизм, который основательно глушит важнейшую движущую силу рыночного хозяйства – конкуренцию и порождает коррупцию. Возрождаются и средневековая иерархия, сословность, кастовость, непотизм, религиозный обскурантизм и социальная замкнутость. В лице вкладчиков мы надолго потеряли надежных инвесторов.
Результаты либерализации и приватизации до сих пор подвергаются справедливой критике со стороны общественности и экспертного сообщества. В народе приватизацию хлёстко «окрестили» «прихватизацией». Сомнения в ее легитимности высказывают практически все ведущие экономисты, и даже сами олигархи не отрицают ее несправедливости. Например, один из авторов залоговых аукционов миллиардер Владимир Потанин в интервью «Гaзете. ru» сказал: «Приватизация 1990-х годов была несправедливой в том смысле, что узкий круг людей стали очень богатыми, а многие люди потеряли очень многое и оказались на черте или за чертой бедности. Это, кстати, было связано не только с приватизацией, но и с обнулением вкладов в Сбербанке, со многими несправедливостями того времени. И изменить это, заплатив деньги, нельзя: нельзя превратить несправедливое в справедливое, заплатив деньги. Поэтому приватизация 1990-х годов навсегда останется несправедливой. Она такой была».
Но должны ли мириться с этим миллионы пострадавших вкладчиков? На съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (2012 г.) даже Президент страны В.Путин, будучи тогда премьером, сказал: «Чтобы действительно общество приняло варианты закрытия проблем 1990-х годов: нечестной, прямо скажем, приватизации, всяких аукционов, это должен быть либо разовый взнос, либо еще что-то такое, но вместе с вами нам нужно над этим подумать».
Полагаем, «закрыть» проблемы «замороженных» вкладов и нечестной, несправедливой приватизации вполне возможно. Но для этого нужен принципиально новый проект погашения внутреннего долга и иная программа приватизации, а именно: необходимо остановить олигархическую приватизацию и обогащение олигархов и перейти к народной приватизации с формированием надежного и стабильного «внутреннего» инвестора и собственника в лице среднего класса. Класса, способного сберегать и инвестировать эти сбережения в своей стране, готового проявлять частную инициативу, участвовать в управлении производством, и самое главное – быть конкурентоспособным. Эта роль среднего класса подтверждается опытом практически всех современных богатых стран мира.
Нормальное развитие страны начинается не с грабительского «первоначального накопления капитала», а с трудовых сбережений. Экономические, политические и социальные интересы олигархов и среднего класса, да и большинства населения страны, не совпадают. Олигархи стремятся главным образом к получению прибыли, причем не просто так называемой нормальной, а сверхвысокой, монопольной прибыли. Стране же необходимы устойчивый экономический рост и постоянное развитие. Реальной предпосылкой этого могут быть только трудовые сбережения среднего класса. А коль скоро мы «строим» капитализм, то стране нужен минимум монополистов и максимум капиталистов, т. е. немонополизированных собственников, которые и составляют средний класс. Нам нужен народный капитализм.
В настоящее время почти вся собственность в развитых странах акционирована. Все шире собственниками акций становятся даже наемные рабочие. Ими создаются так называемые народные предприятия, что предусмотрено и нашим Гражданским кодексом. В частности, в США число владельцев акций уже к 70-м годам прошлого века доходило до 31 млн. человек, что составляло около 15% всего населения страны. К 1987 г. в 700 компаниях США рабочие через так называемую программу ESOP — Employee Stock Ownership Plan (План рабочей акционерной собственности) овладели более чем половиной акционерного капитала, к 1989 году таких компаний насчитывалось около 1500, а в 2000 г. полностью перешли в руки рабочих 500 компаний. Для того, чтобы и в нашей стране стало больше собственников-акционеров, чтобы сформировался настоящий средний класс, необходимо обеспечить участие «замороженных» в 1991 г. сбережений в дальнейшем процессе приватизации государственной (общенародной) собственности.
Вклады до 1991 г. имело практически каждое домохозяйство. Следовательно, участие этих сбережений в дальнейшем процессе разгосударствления можно назвать подлинно народной приватизацией. В этом случае «вчерашние» владельцы замороженных вкладов, ставшие теперь пенсионерами, имели бы к своей сверхскромной пенсии прибавку в виде дивидендов, а наследники этих вкладов - сегодняшние наемные работники - получали бы заработную плату и долю прибыли. Разве это не восстановление справедливости?
Основа такого участия заложена Федеральным законом «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» от 10 мая 1995 года № 73-ФЗ, по которому сбережения российских граждан в период до 20 июня 1991 г. признаны внутренним долгом государства.
Этим же законом обслуживание данного долга было поручено Правительству РФ, для чего оно должно было привести свои нормативные и правовые акты в соответствие с принятым законом. Однако до сих пор указанные акты правительством не приняты, требования закона не исполняются. Вот уже 23 года внутренний долг по вкладам не погашается. С каждым годом он только увеличивается. По данным Министерства финансов России, в 2005 г. этот долг составлял около 11 трлн. руб., в 2012 г. его объем достиг уже 28 трлн. руб., а на 2013 и 2014 гг. Совет Федерации оценил этот долг в объеме 29 трлн. 550 млрд. и 30 трлн. 890,0 млрд. руб. соответственно. Однако несмотря на такой существенный ежегодный прирост внутреннего долга Правительство РФ погашать его не собирается и даже не включает в качестве долга в ежегодный федеральный бюджет. Напротив, по его предложению действие указанного закона из года в год ограничивается. И всякий раз Правительство РФ ссылается на то, что для погашения внутреннего долга недостает финансовых ресурсов, и отсутствуют нормативно-правовые документы. Как будто бы не ему, а кому-то другому поручено их готовить .
Но возврат указанного долга гарантирован не только финансовыми средствами, а всей государственной собственностью и всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ. А, например, ещё в 2000 г. Госкомстат России оценивал национальное богатство страны с учетом материальных и непроизводственных активов (земля, леса, природные ресурсы и т .п.) в 670 трлн. 614 млрд. руб. Таким образом, внутренний долг составляет менее 5% названного богатства. Неужели во имя восстановления справедливости и развития страны власти так трудно «расстаться» с указанной мизерной долей богатства?
Отметим также, что по данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), государственная собственность (причем только на федеральном уровне) в 2003 г. доходила до 20% от всей остальной, в 2006 г. — до 30%. Соответственно, эксперты ОЭСР предупреждали, что даже с таким объемом госсобственности Правительство РФ не справится, и поэтому предлагали срочно избавиться от лишних активов. Бывший в 90-е годы министром экономики Российской Федерации, ныне научный руководитель Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Е. Ясин считает, что в России доля государственных компаний должна составлять где-то 15%, и государству должно принадлежать только то, что нужно ему для выполнения государственных функций. Однако доля государственной собственности не только не сокращается, но, напротив, продолжает увеличиваться. По оценкам бывшего «члена команды Чубайса», бессменного с 2000 по 2011 гг. министра финансов в российском правительстве Алексея Кудрина, к настоящему времени у государства скопилось до 50% от всех национальных активов.
Наконец, Правительству следует иметь в виду требование Бюджетного кодекса РФ, которым установлено, что срок погашения даже самых долгосрочных долговых обязательств Российской Федерации не может превышать 30 лет. То есть до погашения указанного долга остается семь лет. И если не начать исполнять принятые на себя обязательства по затянувшемуся и все возрастающему внутреннему долгу, то что будет потом, через семь лет? Правительство окажется в долговой яме?
Таким образом, с социальной, экономической и политической стороны в стране необходима новая масштабная народная приватизация. Если первый этап приватизации принято считать ваучерным, или чековым, второй - денежным, то реально назрел её третий этап, который следовало бы определить в качестве долговой приватизации. Только она сейчас может способствовать дальнейшему развитию страны, противостоять олигархии и коррупции, восстановить в определенной мере справедливость и спасти правительство от банкротства.
«Запустить» механизм долговой приватизации можно путем преобразования вкладов до 1991 года в именные приватизационные вклады, заменив в отделениях Сбербанка счета по вкладам 1991 года на соответствующие долговые именные приватизационные счета. Естественно, что величина этого вклада должна конвертироваться согласно долговой стоимости, которая устанавливается, исходя из изменения соотношения контрольной стоимости необходимого социального набора и базовой стоимости данного набора. Единицей номинала долговых обязательств служит долговой рубль, который рассчитывается согласно Федеральному закону от 6 июля 1996 г. № 87-ФЗ "О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации".
В эти долговые рубли и должны быть пересчитаны «замороженные» вклады. Долговой рубль и должен служить платежным средством при продаже объектов государственной собственности, акций государственных предприятий, а также находящихся во владении государства акций приватизированных предприятий и иных активов.
Наиболее близким к идее долговых именных приватизационных вкладов и счетов был Закон РСФСР от 3 июля 1991 г. № 1529-I «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР». Однако данный закон так и не вступил в силу, да между вкладами по этому закону и долговыми вкладами с их долговыми рублями имеется существенная разница. В законе от 3 июля 1991 г. еще сохранены элементы социалистического распределения ресурсов и уравниловки, а именно: государственные именные вклады предполагалось открывать всему населению страны независимо ни от возраста, ни от результатов труда. Эти вклады должны были быть для всех равными; а сумма, перечисляемая государством на приватизационный счет гражданина, должна была определяться Государственной программой приватизации и т. д. Долговая же приватизация – чисто рыночная. Прежде всего, она не безвозмездна. Она также не всеобщая и не уравнительная. Участвуют в долговой приватизации только граждане России, имеющие сбережения до 1991 г., количество приобретаемых активов обусловлено величиной вклада его владельца.
Кто-то непременно скажет, что и долговую приватизацию постигнет та же участь, что и ваучерную, что и эти долговые рубли, как ваучеры, уйдут «за бутылку», поскольку, наш народ, привыкший к патернализму, или к советскому государственному попечительству, не готов ни к капитализму, ни к приватизации. На это можно возразить следующее.
Во-первых, за прошедшие двадцать лет наши люди прошли суровую рыночную школу безжалостного передела собственности, гиперинфляции, грабежа первоначального накопления капитала, лукавого финансового кредита, заманчивого туристического и прочего сервиса и т. п. И эти уроки не прошли даром. Многие хорошо усвоили требования рынка и не понаслышке знают о «бесплатном сыре только в мышеловке», об опасности «хранения яиц в одной корзине», о коварстве «испытательных сроках при приеме на работу», «достойной зарплате в конверте» и т. д. Да и долговой именной вклад – это не голубковская «халява», а трудом заработанные сбережения.
Во-вторых, ничто не мешает Правительству РФ ввести в условия долговой приватизации крепкие защитные механизмы от посягательств на приватизационные вклады и счета при их открытии, выдачи и использовании.
В-третьих, уже очевидно, что в развитии страны надеяться на «эффективных собственников»-олигархов не приходится. На сегодняшний день самый «эффективный» результат их экономической деятельности - это долг России в 50,02 млрд. долларов по иску бывших акционеров ЮКОСа, который она согласно решению Третейского гаагского суда должна выплатить до 15 января 2015.
В-четвертых, в условиях расширяющихся международных экономических санкций против наших предприятий, банков и физических лиц, усиливающейся опасности экономической и технической изоляции страны, при возрастающем бегстве из страны капиталов и начавшейся деофшоризации российского бизнеса дальнейшая олигархическая приватизация грозит вылиться в глубокий экономический и социальный кризис.
Предотвратить его возможно, главным образом, обеспечивая условия формирования среднего класса. А для этого надо погашать внутренний долг миллионам рачительных трудящихся, содействовать переориентации страны с олигархической на народную приватизацию. Важно увеличивать численность народных предприятий,которые эффективны как за рубежом, так и у нас в стране.
Например, Генеральный директор народного предприятия Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат, где число сотрудников, владеющих акциями, приближается к 100%, в одном из интервью сказал: «Своим долгом мы считаем тиражировать такую форму хозяйствования. За 16 лет работы мы доказали, что она живучая, конкурентоспособная, успешная».
К сожалению, пока народных предприятий у нас всего несколько десятков, и без погашения внутреннего долга по вкладам до 1991 г. путем долговой приватизации их больше не станет.
Практический результат
Снятие социального напряжения, обусловленного несправедливой ваучерной и денежной приватизацией.
Погашение внутреннего долга.
Освобождение Правительства РФ от избыточных активов.
Увеличение численности эффективных народных предприятий.