В настоящей редакции норма о принудительной эвакуации неправильно припаркованных ТС не работает. При этом растет социальная напряженность в связи с конфликтными ситуациями и произволом персонала эвакуации. На самом деле платная эвакуация нарушает права граждан и противоречит законодательству РФ, поскольку фактически является навязанной платной услугой, незаконной формой принуждения.
Практический результат
В результате снизится социальная напряженность, уменьшится количество ТС, припаркованных с созданием помех для движения других ТС. Возможно даже вырастут собираемые штрафы за счет увеличения нормы для особо опасных вариантов нарушения.
Настоящим предлагается изменить соответствующую норму КоАП следующим образом:
1. Отменить оплату за принудительную эвакуацию и хранение автомобилей на штрафстоянках. С неправильно припаркованных автомобилей взимать только штраф согласно квитанции ГИБДД.
2. Изменить систему штрафов за неправильную парковку таким образом, чтобы размер штрафа учитывал место неправильной парковки ТС и уровень проблем, создаваемый таким ТС.
Например:
- за парковку под знаком "стоянка запрещена", если ТС не создает препятствий для движений транспорта и пешеходов - штраф без принудительной эвакуации в двойном размере от существующего без блокировки.
- за парковку в запрещенном месте, если ТС создает препятствие для движения пешеходов (пешеходный переход, пешеходная зона, тротуар и т.д.) - штраф в пятикратном размере существующего за парковку в запрещенном месте без принудительной эвакуации, но с возможной блокировкой ТС до уплаты штрафа.
- за парковку с созданием помех для движения ТС по проезжей части дорог (парковка на полосах движения, парковка поперек проезда и т.д.) - штраф в десятикратном размере существующего за парковку в запрещенном месте, принудительная эвакуация;
- за парковку с созданием помех для движения ТС по дорогом, в случае создания повышенной угрозы для жизни и здоровья участников движения (перекрестки, скоростные дороги, мосты, тоннели и т.д., в том числе, тротуар, если пешеходы вынуждены обходить ТС по проезжей части или иначе с риском для здоровья) - штраф в двадцатикратном размере существующего за парковку в запрещенном месте, принудительная эвакуация.
Часть собираемых таким образом штрафов направлять в бюджеты регионов на специальную статью, из которой оплачивать услуги эвакуаторов, включая штрафстоянку, по факту выполнения ими работ. Прописать в законе, что решение об эвакуации или блокировке могут принимать только уполномоченные сотрудники полиции, тогда как службы эвакуации не имеют права самовольно эвакуировать ТС или препятствовать его водителю осуществлять свои гражданские права.
Прописать в КоАП норму, по которой не допускается принудительная эвакуация или блокирование, если владелец ТС присутствует и согласен немедленно убрать ТС с запрещенного для парковки места. Это не освобождает его от уплаты штрафа, квитанция высылается по почте в существующем порядке. Эвакуация или блокировка производится только, если владелец отсутствует или не способен самостоятельно убрать ТС.
В случаях, когда ТС не создает помех для движения других ТС и не создает угроз для жизни и здоровья других участников движения, допускается блокирование ТС спецсредствами (капканы на колесах), которые могут быть удалены после выплаты штрафа. Блокирование осуществляется сотрудниками полиции самостоятельно. Заблокированное ТС не может быть оштрафовано дважды.