Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
61Ф1642
Уровень инициативы:
Федеральный

Налог на производство упаковки из первичного пластика и алюминия

Предлагается обсудить целесообразность установления высокого налога на производство упаковочных материалов и тары из первичных форм алюминия и пластика в совокупности с налоговыми льготами для предприятий, использующих вторичное сырье.

Существенной проблемой защиты окружающей среды от негативного воздействия человека является ее загрязнение пластиковыми, металлическими отходами в виде упаковочных материалов (пакеты, банки и т.п.) и одноразовой посудой.
Приведем несколько печально интересных фактов в этой области:
- должно пройти около 450 лет, прежде чем пластик начнет разлагаться. После этого, пройдет еще 50-80 лет, пока он полностью не разложится;
- 40 % общих пластиковых отходов составляют пластиковые бутылки;
- одним из главных загрязнителей океана является рыболовецкая промышленность, выбрасывающая огромное количество пластикового мусора. Около 150 тонн ежегодно попадает в воду, включая упаковки, рыболовецкие сети, и другой мусор. Этот мусор вызывает гибель многих морских обитателей, которые принимают мусор за пищу. Количество погибающих животных исчисляется миллионами. Выброс мусора также приводит к образованию Большого Тихоокеанского мусорного острова, куда течения приносят весь выбрасываемый пластик;
- свыше 13 миллиардов пластиковых бутылок производится в мире ежегодно;
- 109 миллионов литров нефти необходимо для производства миллиарда пластиковых бутылок;
- в некоторых странах полностью запрещено использование пластиковых бутылок. Среди них Австралия, Китай, Австрия, Бангладеш, Ирландия и несколько других стран.
Нерациональное использование металлической упаковки (в основном, алюминиевые банки, фольга) и отсутствие механизма вторичного использования приводит к рассеиванию в природе этого металла, имеющего весьма высокую себестоимость производства.
Конечно же, здесь не предлагается обсуждать полный запрет использования подобных материалов и предметов, как в некоторых странах, поскольку плюсы этого также очевидны.
Однако накопление таких отходов в природе и их объемы, которые не видит обычный городской житель в повседневной жизни, имеют далеко идущие негативные последствия, в том числе для будущих поколений (см. прилагаемые фото, как уже живут некоторые страны).

Основные способы бороться с таким загрязнением – сжигание или переработка.
В конце прошлого столетия отношение к сжиганию мусора коренным образом изменилось, так как было доказано, что воздух отравляется ядовитыми продуктами, многие из которых признаны сильнейшими ядами, оказывающими канцерогенное действие на организм человека. Было установлено, что даже при высокоэффективной очистке с помощью современного оборудования мусоросжигательные заводы выделяют в атмосферу высокотоксичные соединения типа диоксидов (до 75 наименований) и фуранов (до 135 наименований). Зола не может быть захоронена на обычных свалках в силу своих физических и химических свойств. Для безопасности ее захоронения применяют специальные дорогостоящие хранилища с контролем и очисткой сточных вод. Свалки и захоронения загрязняют почву и отравляют грунтовые воды токсичными веществами, а также солями тяжелых металлов, соединениями ртути, мышьяка и т.д.

В России не существует условий, стимулирующих эффективный сбор и переработку вторсырья из алюминия и пластика. Ценовая и налоговая политика на продукты и товары, упакованные в пластик и алюминий, и отдельно на вторсырье из этих материалов подталкивает потребителя и производителя не к переработке вторсырья, а к производству все новых упаковочных материалов.
Так, например, согласно данным интернет-объявлений, средняя цена приема вторичных пластиковых бутылок в Ростове-на-Дону на конец 2012 года составляла порядка 7 руб. за килограмм (около 28 бутылок).
Таким образом, чтобы сборщик бутылок мог собрать сырья хотя бы на 10-15 тыс. руб. в месяц, ему необходимо отнести в пункт приема ПЭТ 1,4-2,1 тонны бутылок в количестве около 50 тыс. бутылок (то есть порядка 80 кг сырья в виде 2 240 бутылок каждый рабочий день). Довольно высокие цифры и низкая рентабельность, учитывая, что при организации такой сдачи сырья на предпринимательской основе потребуется с этих сумм уплатить налоговые и страховые отчисления, а также заработную плату непосредственно сборщикам.
При этом цена новых бутылок колеблется от 3,5 до 4,5 руб. за штуку в зависимости от объема.
Сходная картина в области оборота алюминиевых банок и тем более полиэтиленовых пакетов.

Основной мерой, позволяющей снизить количество пластика и алюминия в бесполезном обороте, видится установление высокого налога на производство упаковочных материалов и тары из первичных форм алюминия и пластика.
При этом для стимулирования переработки вторсырья и производства из него упаковки и тары установить льготный налоговый режим для предприятий, использующих вторичное сырье.

Практический результат

Как следствие такой налоговой политики, себестоимость каждой единицы вновь производимой продукции (упаковки и тары) существенно поднимется, что повлечет:
- увеличение налоговых поступлений, которые могут иметь целевой характер и дополнительно направляться на борьбу с загрязнением окружающей среды;
- меньшее количество выбрасываемой продукции после первого же использования;
- стимулирование производства многооборотных видов упаковки, тары и т.п.;
- стимулирование деятельности по сбору и переработке выброшенного сырья;
- снижение доли использования одноразовой упаковки в розничной сети продаж товаров.

Дополнительные материалы

Решение

Налог на производство упаковки из первичного пластика и алюминия

К началу списка инициатив