Предлагаю внести изменения в п.1 постановления Правительства Российской Федерации от 14 августа 2013 г. № 697 "Об утверждении перечня специальностей и направлений подготовки, при приеме на обучение по которым поступающие проходят обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном при заключении трудового договора или служебного контракта по соответствующей должности или специальности", и п.7 ст.55 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) добавив в него следующее:
Расходы по осуществлению медицинских осмотров возложить на учебное заведение, куда требуется прохождение данного медицинского осмотра. После приема документов от абитуриентов и при заключении договора между учебным заведением и абитуриентом, в котором будет четко прописано указание мест проведения учебной, дипломной и иных практик, установленных учебными программами, а также указанием места фактической работы будущего специалиста, им выдается установленная форма для прохождения медицинского осмотра в лечебном учреждении, с которым учебное заведение заключило договор на оказание платных медицинских услуг. Тем абитуриентам, которые прошли данный медицинский осмотр, затратив на него свои средства и пришли в учебное заведение с уже готовой медицинской комиссией, деньги возвращаются в течение 10 дней с момента начала учебы в данном учебном заведении после предоставления договора на оказание платных медицинских услуг и квитанций, подтверждающих оплату данного медицинского осмотра.
Т.к., учебные заведения не обеспечивают своих выпускников работой по профессии, то и требовать с них прохождение медицинского осмотра, а фактически профосмотра, который требуют при трудоустройстве в некоторых отраслях производства не имеют права. Таким образом, если учебное заведение требует профмедосмотр с абитуриента, то это фактически подпадает под действие ч. 6 ст. 213 ТК РФ и согласно этой статье должно будет оплачено из бюджета учебного заведения. При этом, с абитуриентом составляется договор, в котором будут прописаны места учебных, производственных, дипломных и иных практик, предусмотренных образовательными программами учебного заведения по данной профессии, а также место работы, куда будет направлен молодой специалист после защиты диплома. В настоящее время, учебные заведения заставляют абитуриентов проходить подобные профмедосмотры на любые специальности и только за свой счет, что недопустимо и фактически лишает права на образование абитуриентов из малообеспеченных и многодетных семей, т.к. одна подобная медкомиссия стоит от 3 до 8 тысяч рублей на человека. Но плюс к этому, надо учесть что на каждую специальность надо проходить ее отдельно и если человек поступает несколько специальностей, то это сильный удар по семейному бюджету. Таким образом, приняв данную поправку необходимо восстановить конституционные права на получение образования для детей из малообеспеченных семей, детей-сирот, детей из многодетных семей, т.к. данное постановление без указанных мной изменений, фактически лишает их права на образование в виду того, что медицинские осмотры для поступления в средне-специальные, высшие учебные заведения платные и указанные категорий граждан не в состоянии их оплачивать, особенно если в какой-то семье должны поступить несколько детей в один и тот же год.
Практический результат
Будут решены ряд проблем в сфере образования и трудовых отношений а именно:
- оплата медицинских осмотров будет целиком и полностью зависеть от учебных заведений, что станет фактически мерой социальной поддержки для малообеспеченных, многодетных семей и абитуриентов из числа детей-сирот;
- ликвидируются проблемы с предъявлением в учебные заведения фальшивых справок о состоянии здоровья абитуриентов, т.к. учебное заведение будет заинтересовано в здоровье своих студентов и адекватности сведений, указанных в медицинских справках;
- учебное заведение сможет отобрать на начальном этапе тех абитуриентов, которые потом смогут работать по данным профессиям и не будут иметь медицинских противопоказаний к данным профессиям. Как следствие, уменьшается безработица из-за отсутствия на рынке труда "ненужных специалистов";
- учебные заведения будут вынуждены обеспечивать выпускников работой по специальности, т.к. заключенный между учебным заведение и абитуриентом договор будет все это содержать. И при неисполнении данного договора, учебное заведение будет нести ответственность за фактическое разбазаривание государственных денег, потраченных на обучение конкретного специалиста.