Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
23Ф21338
Уровень инициативы:
Федеральный

Разрешить маркирование товаров после помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления до её реализации потребителю (покупателю)

Пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ установлено, что
1. Для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона. Представление указанных документов не требуется в случае помещения продукции под таможенную процедуру отказа в пользу государства.
Для целей таможенного декларирования продукции Правительство Российской Федерации на основании принятого федеральным законом, или Указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации технического регламента не позднее чем за тридцать дней до дня вступления в силу указанного технического регламента утверждает списки продукции, на которую распространяется действие абзаца первого настоящего пункта, с указанием кодов единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции в установленной сфере деятельности, совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии, осуществляют формирование указанных списков и представление их в Правительство Российской Федерации не позднее чем за шестьдесят дней до дня вступления в силу технического регламента.
В случае, если технический регламент принят нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию, для целей таможенного декларирования продукции указанный федеральный орган исполнительной власти совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, утверждают не позднее чем за тридцать дней до дня вступления в силу технического регламента на его основании списки продукции, на которую распространяется действие абзаца первого настоящего пункта, с указанием кодов единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.
3. Порядок ввоза в Российскую Федерацию продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия и определяемой в соответствии с положениями абзаца второго пункта 1 настоящей статьи и с учетом положений пункта 2 настоящей статьи, устанавливается таможенным законодательством Таможенного союза.
Порядок ввоза установлен таможенным законодательством Таможенного союза, в решении коллегии ЕЭС от 25.12.2012 г. №294, но как разъяснило ФТС России в письме от 27.04.2015 года №14-86/Ш-1378 данное решение не распространяется на отношения, возникающие при осуществлении таможенного контроля. При этом положения таможенного законодательства исключающие обязанность подтверждения таможенным органам соблюдения мер технического регулирования, не освобождают лиц от необходимости соблюдения требований, установленных законодательством в сфере технического регулирования.
Фактически, таможенные органы при контроле таможенных деклараций поданных с целью помещения товара под таможенную процедуру выпуск для внутреннего потребления, проводят мероприятия направленные на установление соответствия декларации или сертификата соответствия требованиям технических регламентов на соответствие которым выданы декларации или сертификаты соответствия.
Функции контроля за соблюдением требований технических регламентов в соответствии с постановлениями Правительства РФ на ФТС России не возложены.
Применительно к требованиям технических регламентов о маркировке продукции, таможенные органы проверяют наличие на товаре маркировке, которая по их мнению на момент декларирования, должна в полной мере соответствовать требованию технического регламента, на соответствие которому представлена декларация или сертификат соответствия.
В случае отсутствия на товаре маркировки, в полной мере соответствующей требованиям технического регламента, таможенные органы возбуждают дела по статье 16.2 часть 3 КоАП России, делая вывод, что представленная при декларировании декларация или сертификат соответствия являются недействительным документов в силу требований примечания к статье 16.1 КоАП России, как документ содержащий недостоверные сведения или относящийся к другим товарам.
Данный документ в силу установленных схем подтверждения соответствия может выдаваться на всю продукцию производимую в рамках внешнеторгового контракта, на всю продукцию выпускаемую производителем, и выдается как правило до выпуска всех последующих партий продукции.
Подобное понимание ФТС России норм Закона, влечет необходимость маркирования продукции за рубежом, до момента ввоза товара на территорию России, либо помещать товар под процедуру условного выпуска для целей его маркировки, что сопряжено со значительными издержками связанными с хранением товара в зоне деятельности таможни ввоза, маркировкой всей партии одновременно, перевозки к месту маркировки.
Данные затраты включаются в цену товара, компенсация которых ложится на плечи конечного покупателя.
Полагаем, что закон о техническом регулировании направлен в первую очередь на защиту прав потребителей и покупателей.
За нарушения при подтверждении соответствия и обороте продукции не имеющей маркировки предусмотрена административная ответственность по статьям 14.43-14.47 КоАП России. Также установлена уголовная ответственность по статье 171.1 УК РФ.
С учетом изложенного, целесообразность наличия на товаре маркировки в полном соответствии с требованиями технических регламентов на момент подачи таможенной декларации отсутствует, при этом достаточно маркировки позволяющей идентифицировать товар с коммерческими и транспортными документами в целях его таможенного оформления.
Проведение последующей маркировки на складе импортера, до момента реализации конечному потребителю или покупателю в полной мере соответствует целям закона о техническом регулировании, с учетом того, что импортер фактически приведет товар до его реализации в соответствие с требованиями технических регламентов.

Практический результат

Импортеры снизят издержки на маркировку товара за рубежом и маркировку товара на территории складов, находящихся в зоне деятельности таможенных органов, что снизит цены на товар для потребителей, ускорит срок прохождения товарами таможенного оформления, исключит случаи привлечения импортеров к административной и уголовной ответственности за ввоз товара до момента его реализации.

Решение

Конкретизировать нормы Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ в части наделения декларантов-импортеров правом наносить на товар маркировку соответствующую требованиям технических регламентов после окончательного (не условного) выпуска товара по таможенной процедуре "выпуск для внутреннего потребления"), но до момента реализации товара.

К началу списка инициатив