Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Уважаемые пользователи РОИ!

Из-за аварии в дата-центре в настоящее время не обновляется живая лента и счетчики голосов. При этом все голоса учитываются и отобразятся при полном возобновлении работы сервиса. Приносим свои извинения.

Команда РОИ

Инициатива №
61Ф21370
Уровень инициативы:
Федеральный

Создать правовой механизм защиты имён выдающихся деятелей от использования в качестве маркетингового инструмента

Защита культурных ценностей является общемировой практикой. Если в государстве нет должного отношения к культурному наследию, то нет никаких шансов на то, что в нём смогут быть воспитаны поколения культурных людей. Музеи, галереи, библиотеки призваны сохранить память о выдающихся деятелях прошлого и их достижениях. Улицы, площади, дворцы, университеты, названные в честь крупных мыслителей, знаменитых талантов, патриотов своего отечества напоминают нам о героических судьбах наших предков. Ни один здравомыслящий гражданин не дерзнёт отрицать, что бережное отношение и уважение к трудам великих людей, к их имени являются непременным условием процветания нации.
Однако несмотря на всю важность вопроса, в России не существует никакого правового механизма, оберегающего имена выдающихся деятелей от самого непристойного использования. Наша действительность заполнилась примерами, которые иллюстрируют, какие ненормальные масштабы приняло это явление. Вот лишь некоторые из них.
Имена выдающихся писателей и поэтов сегодня в России очень часто украшают названия заведений, весьма далёких от литературы и творчества. Достоевский, Гоголь, Державин, Лермонтов, Тургенев, Маяковский, «оживляют» своим именем атмосферу отнюдь не дворцов культуры, а питейных заведений, баров, ресторанов, кафе, гостиниц, ночных клубов.
Не меньшей любовью среди желающих выгоднее продать горячительные напитки, а также всевозможные виды досуга пользуются композиторы. Чайковский, Рахманинов, Прокофьев не забыты благодарными потомками. В их честь воздвигнуты «караоке-дискобары», «бутик-отели», кофейни. Ещё не так давно с экранов телевизоров и полотен рекламных стендов не сходила реклама чая, изображавшая сцену купания бюста одного из композиторов в кипятке.
Имена таких крупных художников как Репин, Малевич, Айвазовский, чьи работы всесторонне изучаются в лучших академиях мира, активно используются владельцами баров и ресторанов с целью привлечения посетителей.
У некоторых рестораторов не хватило такта оставить в покое даже полководцев и адмиралов. Так, в некоторых российских городах существуют рестораны, в названии которых используются имена Суворова, Нахимова и других выдающихся военных и государственных деятелей.
Существует по меньшей мере один бар, «посвящённый» Гагарину.
В России долгие годы выпускалась марка сигарет, использовавшая в названии имя одного из российских монархов.
Менделееву, Циолковскому, Ломоносову и многим другим учёным, бесконечно далёким от торгово-развлекательной индустрии, также «посвящены» бизнес-центры, бары и ночные клубы.
Речь не идёт о случайном совпадении фамилий. Большинство бизнесменов, решившихся на подобный маркетинговый ход, не ограничиваются употреблением имёни знаменитых деятелей в коммерческих целях. Зачастую оформление заведения осуществляется с элементами стилизации, навязчиво напоминающей образы эпохи, быта или творчества великих личностей, совершенно, однако, несовместимые с профилем заведения и тем досугом, которое оно предлагает.
Всё это не может не вызывать возмущения у любого человека, сохранившего зачатки культурности. И таких людей немало. Огромное количество наших граждан не остаются равнодушны к подобным наименованиям, многие из них стараются выразить своё негодование тем или иным способом, но чаще всего дело не идёт дальше бурных обсуждений в интернете. И это не удивительно, поскольку никакого правового механизма привлечения к ответственности владельцев подобных заведений, в России не существует.
Принимая во внимание изложенные выше примеры, неплохо было бы определиться, что именно мы должны именовать в честь наших просветителей и подвижников: библиотеки, музеи, галереи, училища, университеты или ночные клубы, бары, торговые залы и прочие увеселительные заведения. Использовать одни и те же имена и в том и в другом случае несовместимо.
Разрушение памятников карается как вандализм. Государственная символика считается священной. Оскорбление государственных символов рассматривается как правонарушение и признаётся уголовным преступлением. Скандалы на религиозной почве легко возбуждают общественный резонанс, в недавнем прошлом были приняты законы о защите чувств верующих. Однако имена выдающихся деятелей, у многих из которых, нужно сказать, есть немало почитателей, совершенно безнаказанно используются в самом непристойном контексте.
Попрание имён людей, многие из которых заложили основу российской государственности, создали фундамент, на котором взросла русская культура, наука, внёсших свою лепту в сокровищницу мирового культурного наследия, никаким образом не порицается государством. Пушкин, Достоевский, Репин, Рахманинов, Нахимов, Суворов, Гагарин, Менделеев, Циолковский, Ломоносов и многие другие выдающиеся фигуры теперь состоят на службе у содержателей ночных клубов, ресторанов и баров, завлекая посетителей провести досуг.
Такое положение дел нуждается в скорейшем исправлении. Если наши великие предки станут для нас пустым местом, объектом насмешек, надругательств, опошления и профанации, то не успеет вырасти даже одно поколение, как улицы наших городов заполнят полуобразованные варвары и дикари без какого-либо шанса на достойное будущее, ибо отказывая в уважении к человеческому гению, мы лишаем себя почвы под ногами и закрываем себе дорогу к будущим достижениям.
Чтобы избежать этого сценария, необходимо скорейшим образом внести изменения в существующую правовую систему.

Практический результат

Создание правого механизма, запрещающего использование имён выдающихся деятелей в качестве маркетингового инструмента. Такой механизм позволит принудительным образом обязать владельцев коммерческих заведений воздержаться от использования имён, состоящих в специальном Реестре у государства, как имеющих особую культурную ценность.
Владельцы заведений, не соблюдающих установленные таким порядком правила, будут подлежать штрафам, пеням и прочим видам санкций вплоть до закрытия заведения и обязаны будут изменить брендовое название своей организации.
Регистрация любых товарных знаков с использованием имён, защищённых государством, станет невозможной, если на то не будет специального разрешения контролирующего органа.
Активная позиция государственных институтов по защите мирового и национального культурного наследия позволит обеспечить надёжный фундамент для воспитания уважительного отношения к выдающимся достижениям прошлого. Когда мы будем жить в атмосфере, где государственные органы берут под реальную опеку и оберегают от уничижительного обращения все значимые феномены нашей культурной жизни, мы можем быть уверены в том, что будущие поколения будут с гордостью идти по стопам завоеваний своих великих предков.

Решение

1) Создать единый Реестр собственных имён, находящихся под опекой государства. Употребление этих имён в качестве маркетингового инструмента будет запрещено, даже если владельцы организаций или другие аффилированные лица являются однофамильцами. Техническая процедура создания подобного реестра значительно проще, чем создание реестра запрещённых сайтов.
2) Сформировать специальный орган при Министерстве культуры или иного подчинения, который будет наделён соответствующими полномочиями и регулирующими функциями. Данный орган будет проверять профиль спорных заведений, в названии которых задействованы имена из Реестра, на предмет соответствия их деятельности принципам охраны культурного наследия, ради которых и создаётся Реестр.
3) Создать механизм обратной связи с гражданами, посредством которого граждане будут иметь возможность отправить запрос на включение имени того или иного деятеля в Реестр, а также сообщить о существовании заведения со спорным названием. Запрос в разумные сроки должен быть рассмотрен специальной комиссией упомянутого органа, а заведение проверено на соответствие принципам защиты культурного наследия.
4) Внести соответствующие поправки в действующее законодательство, и издать необходимые нормативно-правовые акты с тем, чтобы описанные изменения могли обрести силу.

К началу списка инициатив