Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
74Ф23640
Уровень инициативы:
Федеральный

Пересмотреть Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда"

1 января 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (в ред. от 23.06.2014; далее — Федеральный закон № 426-ФЗ) и впервые в России на правовом уровне было закреплено определение вредных условий труда.
Условия труда по степени вредности и (или) опасности Федеральным законом № 426-ФЗ также подразделяются на 4 класса — оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.
1 января 2014 г., за исключением отдельных статей, вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О специальной оценке условий труда”» (далее — Федеральный закон № 421-ФЗ) В соответствии с Федеральным законом № 421-ФЗ из ТК РФ и других нормативных правовых актов исключили понятие "аттестация рабочих мест по условиям труда" (далее — АРМ), заменили его специальной оценкой условий труда (далее — СОУТ).
Были внесены изменения в ключевые статьи ТК РФ, касающиеся компенсаций за работу во вредных условиях труда. После вступления в силу Федерального закона № 421-ФЗ, можно сказать, списки и перечни СССР перестали действовать. Правда, на самом деле их никто не отменял, просто теперь воспользоваться ими не представляется возможным.
С 8 апреля 2014 г. действует приказ Минтруда России от 24.01.2014 г. № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» (далее - Методика, Классификатор соответственно). Методика заменила действующее до сих пор P 2.2.2006-05.
Беглый анализ P 2.2.2006-05 и Методики позволяет заключить, что в оценке условий труда с введением СУОТ ничего коренным образом не изменилось, повысилась ответственность экспертов, теперь четко прописаны механизмы установления компенсаций за работу во вредных условиях труда, но не все так просто.
При более тщательном сравнении P 2.2.2006-05 и Методики выясняется, что из перечня подлежащих измерению исключен ряд производственных факторов, а для отдельных из них нормативы повышены.
Обратим внимание и на тот факт, что согласно п.6 ст.14 Федерального закона № 426-ФЗ в случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных СИЗ, класс (подкласс) условий труда может быть снижен комиссией на основании заключения эксперта организации, проводящей СУОТ, на одну степень в соответствии с Методикой снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом.Она утверждена Приказом Минтруда России от 05.12.2014 г. № 976н. После ее вступления в силу (25 мая 2015 г.) классы условий труда по таким факторам, как шум, вибрация локальная, химический, аэрозоли преимущественно фиброгенного действия и другим, были снижены в результате проведения СОУТ.
Сегодняшний вариант закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» лишает работников, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, различных компенсаций от предприятий. При этом вредные факторы остались такими же. Их воздействие увеличивается с плохой экологией.
АРМ заменили на СОУТ. Вроде и определение вредных условий труда не изменилось, и классы условий труда остались прежними, но в связи с новшествами в нормировании производственных факторов, а также исключением отдельных факторов из перечня, подлежащих оценке, условия труда в целом по стране улучшаются без особых финансовых затрат.
«Улучшение» условий труда в России в связи с введением СОУТ можно представить с помощью утрированного примера с сахарным диабетом — фантазия автора, используемая исключительно для придания наглядности сложившейся ситуации. По оценкам Международной диабетической федерации в России насчитывается около 12,7 млн. людей, больных сахарным диабетом. В норме сахар в капиллярной крови натощак содержится в количестве от 3,3 до 5,5 ммоль/л. По логике разработчиков Федерального закона № 426-ФЗ и Методики, вместо того чтобы бороться с болезнью, достаточно просто поднять норму до 10 ммоль/л. Не нужно будет вкладывать деньги в разработку лекарств, зарплаты медицинским работникам, оборудование и т.д. Все намного проще.

Практический результат

Возвращение компенсаций работникам, занятым на рабочих местах с вредными условиями труда.
Вернуть более объективную оценку условий труда.

Решение

Пересмотреть федеральный закон в пользу аттестаций рабочих мест по условиям труда P 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда», утвержденным главным государственным санитарным врачом 29.07.2005 г.

К началу списка инициатив