Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф24227
Уровень инициативы:
Федеральный

Внести изменения в часть 4 Гражданского кодекса Российской Федерации для защиты прав авторов-сценаристов

Многие проблемы кино- и телерынка начинаются с качества сценарных работ, и повысить общий уровень качества этих работ можно, если заинтересовать авторов в долгосрочной судьбе своих сценарных работ.
По действующему законодательству, в соответствии с пунктом 2 статьи 1263 части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) авторами аудиовизуального произведения являются:
1) режиссер-постановщик;
2) автор сценария;
3) композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения.
При этом, по действующему законодательству в сфере авторского права, из этих трех категорий авторов только композитор, помимо вознаграждения, по договору получает дополнительно периодические отчисления за использование своих музыкальных произведений.
Это регулируется пунктом 3 статьи 1263 ГК РФ:
"При публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции, аудиовизуального произведения авторы музыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняют право на вознаграждение за указанные виды использования их музыкального произведения".

Практический результат

Подобное изменение благотворно скажется на всей кино- и телеиндустрии:
а) подобное изменение приведет к тому, что у авторов появится однозначная мотивация работать не просто за разовый гонорар, а на конечный результат и успех фильма, от которого в итоге будет зависеть благосостояние не только правообладателя, но и автора;
б) авторы-сценаристы, создающие как «форматные», жанровые, так и с авторские произведения, смогут уделять значительно больше времени и внимания работе над каждым конкретным сценарием, что скажется на качестве работы, а в итоге – и на конкурентоспособности всей индустрии. Зависимость прямая – чем более популярна работа автора, тем больше заработок. Эффективность такого подхода к работе доказывает успешность теле- и киноиндустрии США, где авторы тщательно работают на небольшом количестве проектов, не распыляясь на множество заказов, как приходится делать российским сценаристам – и американские фильмы и сериалы пользуются спросом по всему миру, в отличие от большинства российских;
в) появятся социальные гарантии и защита прав авторов. Это позволит обеспечить сценаристам достойное существование даже при малом количестве реализованных работ в старости. Больно видеть, когда талантливые личности, первые лица киноиндустрии СССР прозябают в нищете, практически ничего не получая от своих трудов – многие их которых пользуются популярностью до сих пор. Нужно изменить ситуацию. Предлагаемые законодательные изменения дадут возможность тем авторам-сценаристам, кто докажет своими работами высокий уровень мастерства, не заботясь о заработке, сосредоточиться на передаче опыта молодым сценаристам.

Решение

Предлагаю внести в часть 4 Гражданского кодекса Российской Федерации изменения для защиты прав авторов-сценаристов ради создания более тесных партнерских отношений специалистов теле- и кино-индустрии и повышения конкурентоспособности российских кинофильмов и телесериалов.
В соответствии с практикой ведущей мировой кино- и телеиндустрии США, а также учитывая реалии настоящего кино- и телепроизводства в России, сценаристы по Российскому законодательству должны получать не только гонорар за создание сценария, на основе которого создано это аудиовизуальное произведение, но и определенные отчисления (роялти, бонусы, проценты и т.п.) с реализации правообладателями всех видов прав на аудиовизуальные произведения.
Соответствующие законодательные изменения должны предусматривать, что размер и иные условия отчислений необходимо поставить в зависимость от кассовых сборов (измеряющих непосредственный зрительский успех) при прокате аудиовизуального произведения, от каждого показа по телевидению, в том числе, повторного, от продажи различного вида носителей с записью произведений, от показа онлайн в сети Интернет и т.п. При этом такое произведение не обязательно должно быть полнометражным фильмом, оно может быть и сериалом, и телевизионной программой. Такое регулирование предусмотрено для композиторов, которые получают систематические отчисления от использования из произведений.
Предлагается сформулировать следующие необходимые изменения в нормы части 4 ГК РФ:
1. Внести изменения в п. 3 ст. 1240 ГК РФ и изложить ее в следующей редакции:
«При использовании результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта за автором такого результата сохраняются право авторства и другие личные неимущественные права на такой результат, а также право на вознаграждение в форме фиксированных периодических платежей, процентных отчислений от дохода (выручки), либо в иной форме за использование результата его интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта».
2. Внести изменения в пункт 3 статьи 1263 ГК РФ и изложить его в следующей редакции:
«3. При публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю аудиовизуального произведения композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в аудиовизуальном произведении, а также автор сценарных произведений, в том числе, автор оригинальной идеи, на основе которых было создано данное аудиовизуальное произведение, сохраняют право на вознаграждение за указанные виды использования их произведений.».

К началу списка инициатив