В настоящее время каждый врач, работающий по специальности, обязан каждые пять лет подтверждать свой сертификат специалиста, проходя сертификационный цикл и сдавая экзамен. Эта система полностью устарела и не обеспечивает должного качества постдипломного медицинского образования и поддержания квалификации на достойном уровне. Сертификационные циклы большинством врачей воспринимаются как досадное неудобство, которое легко решается с помощью небольших финансовых вливаний: никаких новых знаний, как правило, врачи на циклах не получают, экзамены по-настоящему не сдают и практически никогда не испытывают трудностей с продлением сертификата независимо от реальной квалификации. Но сертификационные циклы проходят с отрывом от производства, и это создаёт дополнительные трудности.
Во многих странах уже давно введена система непрерывного медицинского образования: каждый врач обязан за определённый промежуток времени получить определённое количество баллов - кредитов, посещая семинары, конференции, лекции, делая доклады на конгрессах и т.д. Эти баллы затем суммируются и служат основанием для продления права на медицинскую практику, будь то сертификат, лицензия или иной документ.
Нашей медицине необходим отказ от устаревшей системы сертификации и введение непрерывного образования как более современной и эффективной системы, которая будет побуждать врачей поддерживать свой профессионализм на достаточном уровне, способствовать общению в профессиональных сообществах и снизит вероятность недбросовестного получения права медицинской практики.
Практический результат
1. Ликвидация устаревшей и неэффективной системы повторной сертификации врачей каждые пять лет.
2. Введение обязательного непрерывного медицинского образования для практикующих врачей в виде накопления баллов за участие в образовательных мероприятиях.
3. Снижение коррумпированности медицинской отрасли, повышение качества медицинского образования и медицинской помощи.
Разработка деталей и подробной модели системы непрерывного образования должна быть возложена на представителей профессионального сообщества с привлечением экспертов, после обязательного анализа мирового опыта, например, американской системы CME.