Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф2731
Уровень инициативы:
Федеральный

Полный запрет рекламы безрецептурных лекарственных средств и БАДов.

Навязчивая и повсеместная реклама безрецептурных лекарственных средств и БАДов привела к катастрофическим масштабам самолечения в России. По данным опросов фонда "Качество жизни", до 70 процентов россиян предпочитают самолечение посещению врача.

В результате вместо того, чтобы идти к врачу, человек пытается заглушить головную боль таблеткой, которая, судя по рекламе, "сильнее боли", а потом, к несчастью узнает, что у него опухоль головного мозга. Или держа в памяти убедительное двустишие, что некое средство поможет от боли в животе всей семье, больной упорно отказывается от обращения к врачу и в итоге оказывается в операционной с запущенной формой аппендицита.

Реклама лекарственных средств, отпускаемых только по рецепту в России запрещена и в результате основной статьей прибыли аптек стали безрецептурные лекарственные средства, ведь в рекламе такие лекарства преподносятся с лучшей стороны, а противопоказания и возможные последствия применения не разъясняются. Также широко распространена реклама гомеопатических лекарств, которые по сути являются лекарствами недоказанного действия, часто имеют лишь эффект плацебо и тоже вводят потребителя в заблуждение. А биологически активные добавки (БАДы), помимо всего прочего, стали основой наживы армии мошенников, которые обманывают граждан, обещая им быстрое исцеление от всех болезней при помощи чудодейственного "лекарства".

Важно отметить, что зачастую цены на рекламируемые безрецептурные лекарственные средства в разы завышены по сравнению с нерекламируемыми аналогами (к примеру, сравните цену на дротаверин с его разрекламированным аналогом). Наибольших масштабов наценка достигает при реализации БАДов, которые порой распространяются мошенниками в 10-20 раз дороже закупочной цены (в судах находятся несколько уголовных дел о мошенничествах с БАДами, пострадавшие в основном пенсионеры, отдавшие за БАДы по 100-200 тысяч рублей). Практически не ограниченные законом рекламодатели пользуются доверием людей и их верой в то, что раз и навсегда исцелиться можно, выпив "чудо-таблетку".

Сейчас показатель смертности трудоспособных россиян в 4,5 раза превышает европейский. При этом на фоне роста смертности трудоспособного населения резко снизилась обращаемость за медицинской помощью, и особенно в случаях, сопровождающихся утратой трудоспособности. Часто в условиях преобладания негосударственной формы собственности предприятий работники из-за боязни потерять работу реже обращаются за медицинской помощью, занимаясь самолечением. Введение платных услуг в здравоохранении также ведет к снижению обращаемости в ЛПУ и стремлению вылечиться самому, купив необходимые лекарства. А реклама является дополнительным катализатором нарастания этих тенденций. Сегодня 3 - 5% больных, поступающих в стационары РФ, являются жертвами побочного действия лекарств, принимаемых бесконтрольно. От этого умирает больных в 10 раз больше, чем от ошибок хирургов. А ежегодное безграмотное самостоятельное потребление БАДов приводит к миллионам несвоевременно поставленных диагнозов, сотням тысяч потерь нетрудоспособности и десяткам тысяч летальных исходов.

Согласно данным, собранным ассоциациями потребителей ряда стран, интенсивная реклама лекарств приводит к нарушению врачебных предписаний в отношении выбора конкретного лекарственного препарата (он заменяется на рекламируемый) и схемы его применения (пациенты начинают ориентироваться не на назначения врача, а на информацию из инструкций производителя). Так, например, в США в период с 1993 по 1998 годы объем продаж на фармацевтическом рынке вырос на 84 процента, причем более 25% пришлось на 10 наиболее интенсивно рекламируемых препаратов, которые стали употребляться вместо более дешевых, но более эффективных средств.

Во всех странах ЕС запрещена какая-либо реклама безрецептурных лекарственных препаратов. При этом многие европейские страны пошли дальше. В Швейцарии запрещена любая прямая реклама лекарственных препаратов. В Канаде введен запрет рекламы лекарственных препаратов по ТВ и радио. Возможность запрета рекламы любых лекарственных средств постоянно дискутируется на уровне всего сообщества. Параллельно действует жесточайшая система сертификации, так, ЕС ведет собственный реестр лекарственных средств и проводит отдельные клинические испытания, а также действует огромное количество требований к реализации и форме выпуска лекарственных средств.

На основании вышеизложенного предлагается запретить рекламу безрецептурных лекарственных средств (в т.ч. гомеопатических) и БАДов любым способом, описанным в Главе 2 ФЗ "О рекламе" (на телевидении и радиовещании, в наружной рекламе, в печатных СМИ, с использованием сети Интернет и т.д.)

Примечание: В описании предложения использован проект Федерального закона N 266092-5 "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О рекламе" в части запрета рекламы лекарственных средств вне специализированных мероприятий и медицинских печатных изданий", который в итоге не был принят и был снят с рассмотрения.

В феврале 2013 года Правительством РФ было дано поручение Минздраву о проработке вопроса о запрете на рекламу ЛС в СМИ. Но никто не гарантирует, что лобби производителей и распространителей лекарственных средств вновь не окажется сильнее. К тому же в этом поручении ничего не говорится о БАДах (законопроект о запрете рекламы БАДов находится на рассмотрении в Госдуме уже целый год). В связи с этим, прошу поддержать предложенную мной инициативу.

Практический результат

1. Снижение масштабов самолечения.

2. Уменьшение летальных исходов и отрицательных последствий для здоровья граждан от самолечения.

3. Экономия гражданами средств, которые они тратят на лекарства, ведь сейчас в стоимость ЛС и БАДов заложены затраты на рекламу.

4. Экономия средств госбюджета на лечение тех, кто вовремя не обратился за консультацией к квалифицированному специалисту, а предпочел самолечение, навредив своему здоровью.

5. Снижение масштабов мошенничества с БАДами, так как, благодаря запрету рекламы, меньше граждан будут знать об их существовании и поддаваться на уловки рекламщиков.

Решение

Полный запрет рекламы безрецептурных лекарственных средств и БАДов.

К началу списка инициатив