Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
64Ф29613
Уровень инициативы:
Федеральный

Снизить число преступлений против детей, содействие скорейшему усыновлению сирот

В нашей стране почти ежедневно происходят леденящие кровь случаи жестокого обращения с детьми. По данным Следственного комитета РФ в 2014 году было убито 136 детей в возрасте до года. В 2015 году число преступлений против детей выросло на 25%.
Значительная часть этих преступлений совершается непосредственно в семьях. В неблагополучных семьях детей морят голодом, холодом, наносят увечья, избивают до смерти. Причем зачастую это происходит в семьях, уже состоящих на учете в органах опеки и попечительства как семьи с опасной обстановкой. Как и случилось в Нижнем Новгороде, в семье Олега Б., который убил собственных шестерых детей и беременную жену. На протяжении трех лет сотрудники администрации Нижегородского района города Нижнего Новгорода не принимали никаких мер к обращению в суд с исковым заявлением о лишении Б. родительских прав. Они вообще не ставили вопрос и об изоляции детей от родителей, тем более, что один из них состоял на учете в психоневрологическом диспансере.
А история в апреле 2015 года с двухлетним мальчиком из Санкт-Петербурга, которого избила мать? В первый раз малыш попал в больницу с переломом руки - медики заподозрили, что ребенок был избит, и обратились в органы опеки по месту жительства. Правоохранители провели проверку, но не нашли состава преступления. В возбуждении уголовного дела было отказано. Работники опеки тоже не предприняли мер, чтобы забрать ребенка из опасной семьи. Спустя месяц мать избила ребенка до состояния комы, и позже малыш скончался от многочисленных телесных повреждений.
3 года назад годовалого Сергея Б. замучила до смерти родная мать, самым ужасным и бесчеловечным образом. У Сережи были перелом костей носа, челюсти, закрытая черепно-мозговая травма, ушиб головного мозга тяжелой степени, закрытая травма грудной и брюшной полости. Ранее он уже попадал в больницу с переломами, работники опеки приходили к ним домой с проверкой. Но не сделали ничего, чтобы предотвратить трагедию. Видя, что ребенок истощен, видя многочисленные переломы и травмы, никто ничего не сделал. Это было три года назад, но тот случай ничему не научил органы опеки.
В октябре 2015 года в Камышловском районе Cвердловской области полуторагодовалый мальчик был убит отчимом. Органы опеки знали, что отчим был судим, он уже привлекался за избиение пасынка, но ничего не сделали, чтобы изъять мальчика из опасной среды.
В декабре 2015 года другой отчим также убил двухлетнего ребенка в Ульяновске. Он избил малыша ногами по голове, ребенок умер в больнице, отчиму дали около 10 лет. В феврале отчим убил трехлетнюю девочку в Самаре, в марте 2016 г. в Саратове отчим до смерти забил семилетнего пасынка ремнем. Страшная статистика. И таких случаев очень много.
Самое ужасное то, что часто детоубийцы получают малые сроки. По 132 статье наказание предусмотрено вплоть до пожизненного заключения, но часто преступники проходят по статье "Причинение тяжких телесных повреждений", а она предусматривает наказание до 15 лет. Причем, даже в случае смерти ребенка от этих повреждений. Получается, что за детскую смерть дают всего 10-15 лет.
За эти чудовищные случаи детских смертей несут ответственность и государственные органы, это - последствия равнодушия и формализма чиновников и работников соцзащиты, патронажных медиков. Они не дают сигналы в полицию, не лишают прав жестоких родителей, а могли бы спасти жизни детей. Но работники органов опеки и попечительства часто равнодушны к страданиям детей.
А бывает, наоборот, ребенка изымают из порядочной, но бедной семьи, возможно, с целью передачи на усыновление в другую семью за огромные взятки. Все помнят случай Родиона Т.: летом 2015 года трехмесячного мальчика отобрали у бедных, но порядочных родителей, и вскоре малыш погиб в больнице. Это тоже должно контролироваться и адекватно наказываться.
Еще один минус нынешней системы - наши уполномоченные по правам ребёнка неприкасаемы. Их назначают депутаты, а снимать не имеет права никто. Но в то же время они не имеют права влиять на решения опеки, присутствовать на судах по усыновлению. Получается чисто формальная должность.
Еще одна проблема - то, зачастую дети остаются в детдомах или больницах на очень длительные сроки, а родители не лишаются при этом родительских прав. Есть сроки такого оставления, но они продлеваются до бесконечности. Если родители детей изредка навещают, просто делают вид, что они им нужны, дети так и растут годами в детдомах без статуса сирот, не имея права на обретение любящей и порядочной приемной семьи. Что касается детей, чьи родители не лишены прав - мало кто хочет брать ребёнка под опеку. Боятся родственников, того, что привяжутся к ребёнку, а его у них заберут. Так дети и растут в одиночестве. Если появляется кроха-отказник, на него выстраивается огромная очередь. Такой парадокс - детдома полны, а усыновители ждут годами. Кому хорошо от такой практики?
Таким образом, в существующем законодательстве имеется масса недостатков, которые делают его лояльным к неблагополучным, жестоким и безответственным родителям. И равнодушным к детям.

Практический результат

Снижение количества преступлений против детей. Улучшение контроля за состоянием здоровья и условиями проживания детей из неблагополучных семей. Совершенствование механизма передачи детей из неблагополучных семей новым родителям.

Решение

1. Предлагаем ввести законодательную норму о недопущении возврата детей в опасные семьи после выявленных фактов жестокого обращения (физических истязаний, причинения вреда здоровью, сексуальных преступлений, оставления в опасности). Лишать таких родителей родительских прав в ускоренном порядке.
2. Предлагаем ужесточить наказания вплоть до пожизненного заключения за преступления против детей по статьям 105 (убийство), 106 (убийство матерью новорожденного ребенка), 109 (причинение смерти по неосторожности), 110 (доведение до самоубийства), 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), 117 (истязание), 131 (Изнасилование), 133 (понуждение к действиям сексуального характера), 134 (педофилия (растление, совращение малолетних). Отменить условно-досрочное освобождение для лиц, осужденных за подобные преступления.
3. Предлагаем ужесточить наказание по статьям 156 (неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего), 125 (заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству).
4. Предлагаем ввести дисциплинарную ответственность для работников органов опеки и попечительства в случаях повторного выявления фактов жестокого обращения с детьми, которых вернули в неблагополучные семьи, для медицинских работников - в случаях, если они не подали сигнал о жестоком обращении с ребенком в полицию и органы опеки.
5. Предлагаем законодательно ограничить максимальные сроки оставления детей в детских домах, больницах, домах малютки без статуса сирот. После истечения этих сроков родители должны быть лишены родительских прав, а дети - получить право быть усыновленными.
6. Предлагаем внести поправку, позволяющую уполномоченному по правам ребенка присутствовать на судебных заседаниях и быть участником процессов по вопросам усыновления или оформления опеки над ребенком.
7. Предлагаем сделать обязательной установку бэби-бокса при каждом родильном доме. В этом вопросе приоритетом должно быть сохранение жизни и здоровья детей. Сейчас бэби-боксы существуют лишь как эксперимент, и даже в тех городах, где они есть, большинству женщин о них ничего не известно. Поэтому они не могут достоверно влиять на статистику. Известное всем место расположения бэби-бокса снизит количество случаев убийств и оставления на улице новорожденных детей.
7. Предлагаем узаконить процедуру добровольного отказа от ребенка и проработать доступный механизм ее реализации исходя из интересов ребенка. Сейчас оформить отказ можно только в родильном доме. Женщины, которые по разным причинам рожают вне родильного дома, или не в состоянии дальше выполнять свои родительские обязанности, не имеют возможности добровольно отказаться от ребенка. Ни одно учреждение не уполномочено принять добровольный отказ.
8. Предлагаем провести глобальную социальную кампанию в защиту нежеланных детей. Создать социальные ролики на телевидении с призывом не убивать ребенка, не оставлять на улице, а воспользоваться бэби-боксом или оформить добровольный отказ.

К началу списка инициатив