Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
73Ф32394
Уровень инициативы:
Федеральный

Принять за основу законодательства по обращению с животными, проживающими с людьми, концепцию комплексного правового регулирования

В настоящее время обострился вопрос в отношении животных, проживающих с людьми (домашние и бездомные кошки, собаки и т.п.). В условиях кризиса реакции и чувства людей к животным усиливаются, одни ищут в них источник тепла и объект заботы, другие срывают на них озлобленность.
Работа государственных и муниципальных приютов по содержанию бездомных животных часто сводится к умерщвлению. Однако количество бездомных животных растет, т.к. их умерщвление не приводит к сокращению популяции.
Нападения животных вызывают агрессию граждан. Увеличилось количество новостей об издевательствах и жестоких убийствах животных. Их причинами являются как ошибочные представления о возможном обращении с животными, так и умышленные издевательства.
Заявления в правоохранительные органы о жестоком обращении с животными часто остаются без результата. Неэффективность государственной защиты и бесправность зоозащитников приводит к бытовым конфликтам. При недостаточном государственном регулировании споры решаются на личном уровне, что становится угрозой возникновения социального конфликта.
Граждане и их группы инициировали многочисленные петиции на Интернет-площадках, проводили пикеты. Многие петиции носят эмоциональный характер, некоторые набрали несколько сотен тысяч голосов, другие не набрали сотни. Это не снижает их серьезность, т.к. они отражают разные стороны проблемы обращения с животными.
Некоторые политики, депутаты и руководители госорганов также заявляли о необходимости усилить наказание за жестокое обращение с животными, за гуманные методы умерщвления животных, о возможности умерщвлять агрессивных животных на основании заключения ветеринара.
Социально-правовыми причинами можно определить пробелы государственного регулирования обращения с животными, проживающими с людьми:
1. Регулирование вопроса животных, проживающих с людьми, только с позиций санитарного и гигиенического режима.
2. Превалирование умерщвляющих и оградительных методов в государственной работе с бездомными животными.
3. Безнадзорная (безнаказанная) деятельность муниципальных приютов животных, обеспечивающих освоение бюджетных средств.
4. Обработка территорий и помещений от грызунов, насекомых и вирусов без учета присутствия там же домашних и бездомных животных.
5. Отсутствие правил выгула и содержания домашних животных и административно-правовой ответственности за их нарушение в большинстве регионов РФ.
6. Отсутствие административно-правовой ответственности за натравливание и допущение нападения домашних животных на людей и животных в большинстве регионов РФ.
7. Игнорирование правоохранительными органами заявлений о деяниях, содержащих состав преступлений, предусмотренных ст.245 УК РФ "Жестокое обращение с животными", требуют для возбуждения дел наличия свидетелей деяний, хотя есть другие признаки жестокого обращения с животными.
8. Отсутствие системы поддержки бездомных животных (мест питания и проживания), что приводит к их появлению на территориях проживания людей.
9. Отсутствие признания, прав и государственного финансирования деятельности волонтерских объединений и активистов защиты животных.
10. Отсутствие системы сокращения рождаемости бездомных животных за счет стерилизации.
Содержание инициатив граждан, заявлений политиков и социально-правовых причин отражают необходимость комплексного правового регулирования обращения с животными, проживающими с людьми.
В основу концепции положены ценностные ориентиры регулирования отношений по обращению с животными, проживающими с людьми:
1) недостаточность репрессивных методов в регулировании обращения с животными, проживающими с людьми, требуется системное регулирование комплекса вопросов;
2) рассматривать умерщвление животных как исключительный способ устранения опасного животного, установление опасности на основе фактов нападений и немотивированной агрессии, а не только по мнению ветеринара,
3) упор сделать на стерилизации животных, ВОЗ признает неэффективным в целях снижения популяции умерщвление животных по сравнению со стерилизацией;
4) необходимость формирования социально-правовых институтов доброжелательного обращения с животными, которые войдут в культуру и станут традицией.
Концепция включает пять блоков.
1. Обращение с домашними животными. Актуальность данной сферы:
- большинство бездомных животных появляются из домашней группы,
- большинство случаев нападения происходит от домашних животных.
Это вызвано как неумением людей обращаться с животными, так и безответственным отношением к животным и за их поведение.
2. Обращение с бездомными животными. Актуальность данной сферы:
- необходимостью обеспечения санитарно-гигиенических условий проживания людей,
- необходимостью обеспечения сосуществования бездомных животных и людей.
Выполнение данных требований можно обеспечивать посредством а) контроля и снижения количества бездомных животных методами стерилизации, б) выделения и оборудования мест проживания (обитания) бездомных животных, в) формирования приютов для содержания бездомных животных.
3. Некоммерческие организации зоозащитников. Актуальность данной сферы:
- массовое участие граждан в решении вопросов обращения с животными,
- высокая самоорганизация активистов, волонтеров и сочувствующих,
- отсутствие правовых и организационных возможностей и защиты,
- полное самофинансирование социальной деятельности.
Волонтерские организации могут стать основным исполнителем механизмов концепции. Придание им юридического статуса станет актом формализации сообществ и их деятельности, которые по факту существуют, и обеспечит создание новых. Предоставление им правовых и организационных механизмов позволит в несколько раз повысить эффективность усилий волонтеров.
4. Государственное участие в обращении с животными. Актуальность данной сферы:
- необходимостью регулирующего участия государства в обращении с животными,
- необходимостью оставления за государство надзорных и защитных функций,
- необходимостью информационной поддержки со стороны государства.
Деятельность по обращению с животными требует большого количества участников в силу многочисленности популяций животных. Попытки государства (муниципалитетов) сосредоточить эти вопросы в руках малочисленных сотрудников приютов неоднократно приводило к неудовлетворительным результатам. С другой стороны, необходимо усилить регулятивную функцию государства в данной сфере и обеспечить контроль за выполнением специального законодательства. Особое значение имеет просветительская и информационная деятельность государства в сфере обращения с животными.
5. Защита животных от агрессии людей. Актуальность регулирования данной сферы вызвана событиями последних лет, являющимися новыми и непредусмотренными формами девиации поведения людей относительно животных.

Практический результат

Концепция является документом, моделирующим развитие законодательства и государственной политики в сфере обращения с животными. Она охватывает отношения по обращению людей с животными с учетом практики и содержания петиций, инициатив и заявлений по поводу обращения с животными. Целью инициативы является принятие комплексного акта (актов), воплощающих содержание концепции на нормативном уровне. Ее реализация позволит обеспечить согласованное, безопасное и гуманное сосуществование людей и животных, проживающих с ними, как домашних, так и бездомных.

Решение

Обращение с домашними животными
1. Прием животного в дом должно совмещаться с ответственностью за содержание (уход, кормление, здоровье, безопасность животного) и поведение животного (выгул, безопасность окружающих). Отказываясь от животного, хозяева обязаны обеспечить его последующее содержание и безопасность. Передача и новые хозяева должны быть зарегистрированы. За нарушение установить административную ответственность. За умерщвление домашнего животного без фактов неизлечимой болезни и немотивированной агрессии установить уголовную ответственность.
2. Аналогичные требования и ответственность должны быть в отношении потомства домашних животных. При нежелании хозяев иметь потомство они обязаны стерилизовать животное.
Обращение с бездомными животными
1. Снижение численности бездомных животных путем исключения появления новых из числа домашних и неконтролируемой рождаемости. Рождаемость бездомных животных предотвращать стерилизацией. Вести учет бездомных животных с указанием курирующего лица. Животные должны иметь средства идентификации, отражающие куратора, место их обитания и состояние здоровья.
2. Выделять места проживания бездомных животных с возможностью кормления желающими. Места проживания должны регистрироваться, оберегаться от посягательств, иметь куратора. Животные в местах обитания должны быть зарегистрированы, здоровы, стерилизованы, не проявлять немотивированной агрессии. Животные, не способные проживать в местах обитания, помещаются в приюты.
Некоммерческие организации зоозащитников
1. Упрощенный способ регистрации индивидуальных и коллективных активистов. Активисты могут быть оформлены персональной регистрацией. Коллектив может быть зарегистрирован на основании договора простого товарищества или в виде НКО.
2. На уровне поселений создается СРО, которое ведет учет животных и мест их обитания, активистов и кураторов. СРО получает бюджетные средства, которые распределяются среди активистов на основе документов о затратах. Бюджетные средства на программное обеспечение СРО получает напрямую.
3. Зарегистрированные активисты вправе участвовать в курировании животных, мест их обитания, заниматься сбором средств, обращаться в правоохранительные органы. НКО, зарегистрированные в СРО, вправе обратиться в государственные (муниципальные) органы о создании приюта, предоставлении земельных участков и имущества.
Государственное участие в обращении с животными
1. Государству сосредоточиться на развитии законодательства и надзорной деятельности через специализированные и правоохранительные органы. Государственные (муниципальные) приюты должны быть переданы НКО. До формирования НКО за приютами закрепить кураторов для участия в содержании животных и контроля.
2. Материальное участие должно сводиться к финансированию 1) операций стерилизации, ветеринарных осмотров, вакцинации и чипирования животных, 2) выделение земельных участков для приютов, 3) затрат на программное обеспечение и поддержанию баз данных СРО.
3. Популяризация гуманного и заботливого обращения с животными наравне с патриотизмом и любовью к детям, утверждать неприемлемость жестокого поведения.
Защита животных от агрессии людей
1. Расширить и ужесточить статьи уголовного кодекса о жестоком обращении с животными (действия "догхантеров", зоофилов, пропаганды жестокого обращения с животными). Установить уголовную ответственность по неосторожности за необеспечение безопасности животному в случае смерти, травмы, инвалидности, в т.ч. при проведении санитарно-эпидимеологических мероприятий против вирусов и насекомых.
2. Обеспечить практику возбуждения уголовных дел аналогичную с преступлениями против жизни и здоровья людей, когда дела без наличия свидетельских показаний возбуждаются в отношении неустановленного лица при наличии признаков деяния.
3. Проводить психиатрическую экспертизу лиц, допустивших жестокое обращение с животными, вести их учет и ограничивать выполнение профессиональной деятельности.

К началу списка инициатив