Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
77Ф32442
Уровень инициативы:
Федеральный

Изменить систему оплаты труда в государственных учреждениях и органах власти РФ

В настоящее время в РФ значительная часть бюджетных денег используется не по назначению, что породила введенная в 2008 году новая система оплаты труда в бюджетной сфере (НСОТ). Необходимо срочно ликвидировать НСОТ, иначе страну ждет дестабилизация.
По этой системе все выделенные бюджетному учреждению деньги тратятся внутри него самого, при этом все сэкономленные (не потраченные на предназначенные цели) средства бюджетного учреждения руководитель выплачивает сотрудникам в виде стимулирующих надбавок и премий. НСОТ вводилась с целью поощрения лучших работников, на практике же во многих организациях стимулирующие и премии львиной долей переходят в зарплатные выплаты администрации и близких к ней лиц. При этом механизм наказания за эти выплаты отсутствует, так как они осуществляются по закону. Примеры из СМИ: полумиллионная зарплата главбуха одной из центральных больниц в Симферополе, зарплата директора музыкальной школы в Cочи – 217 тысяч рублей, премия главы почты России в 95,4 млн. рублей и т.д. В московской школе для детей-инвалидов декларированная зарплата школьного директора (не академика, не космонавта и не Президента) в среднем составила более 350 тысяч рублей в месяц.
На практике НСОТ позволяет работникам одной должности за ставку платить зарплату с разницей в десятки раз, что противоречит 22 статье Трудового кодекса РФ: «Работодатель обязан обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности». Например, Постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 22.12.2016 г. № 784 увеличен размер ежемесячного денежного поощрения гражданских служащих с двенадцати должностных окладов до тридцати восьми должностных окладов. Увеличен размер премии за выполнение особо важных и сложных заданий с двух до тринадцати денежных вознаграждений для лиц, замещающих отдельные государственные должности Челябинской области. А уж кому платить просто должностной оклад, а кому 38 таких окладов, согласно НСОТ, решает руководитель.
НСОТ априорно ставит работника и работодателя в состояние бизнес-партнеров с противоположными интересами: чем меньше работодатель заплатит работникам, тем больше сможет выплатить себе и «своим» сотрудникам. В подавляющем большинстве бюджетных организаций наблюдается одна и та же картина: часть работников вынуждают уволиться, на оставшихся возлагают их обязанности, при этом зарплаты либо остаются прежними, либо немного повышаются совершенно несоразмерно с возросшими обязанностями. Руководитель может и уменьшить зарплату таких сотрудников, так как на практике произволу администрации противостоять невозможно. Положения об оплате труда самоуправно принимаются директорами и оспорить их невозможно, так как установочные документы о них носят рекомендательный характер. Оставшиеся работники работают на износ, а уволенные становятся безработными. При этом в учреждениях появляется целый штат заместителей, руководителей подразделений и т.п., состоящий из родственников и знакомых директора. Им назначаются большие оклады, выплачиваются премии и стимулирующие выплаты, но чем именно занимаются эти люди и занимаются ли вообще, никому не известно.
На одном полюсе мы имеем запредельные зарплаты директоров школ, главных врачей, ректоров и т.п., а на другом – все уменьшающиеся зарплаты работников (см., например, данные Росстата в газете «Известия» от 7 июля 2016 г.: именно из-за низкой зарплаты и высокой нагрузки только в 2015 году в РФ уволились 50 тысяч санитарок и нянечек, 16 тысяч медсестер и фельдшеров, 10 тысяч социальных работников, 1,6 тысяч педагогов дополнительного образования). «Средняя» зарплата не отражает действительность. Например, по официальным данным средняя зарплата учителя в Москве более 80 тысяч рублей. Это достигается такой уловкой: члены администрации называются «иными педработниками» и их зарплаты учитываются в статистике. На самом деле в Москве учитель за ставку работы получает в среднем 30-35 тысяч рублей, а в провинции – 6-20 (успешный Учитель Года-2016 из Армавира получает 16,5 тысяч рублей за ставку работы). Бедность российских граждан, во многом порожденная НСОТ, сегодня официально признана одной из ключевых проблем российской экономики.
Но НСОТ породила и еще одну системную проблему: недобросовестные администраторы бюджетных учреждений, руководители региональных Департаментов и Комитетов здравоохранения, соцобеспечения, образования и т.п. издают приказы, распоряжения, локальные акты, имеющие целью «сэкономить» - ведь «сэкономленное» по НСОТ тоже можно выплатить себе и «своим» сотрудникам. До введения НСОТ не закрывались массово больницы, роддома, школы, клубы, Дома культуры и т.п., не было такого роста безработицы и смертности, московское метро никогда не ремонтировалось днем и не закрывалось по выходным (сегодня это еженедельная практика), горячую воду не планировали охлаждать, не вводили новые критерии инвалидности, в результате которых в стране за год стало на полтора миллиона инвалидов меньше, не исключали инвалидов ДЦП из списка тех, кто имеет право на бесплатное санаторно-курортное лечение, детям и взрослым предоставляли разностороннее дополнительное образование на бюджетной основе, не отказывали онкобольным в обезболивающих лекарствах, не приходилось ждать приема врача или обследования от недели до года, не вводили плату за продленку в школе и за развивающие занятия в детском саду и т.д. «Экономия», обусловленная НСОТ, приводит к тотальному сокращению функций государства. Каждый администратор на своем месте придумывает все новые возможности «экономии»; каждый гражданин получает все уменьшающийся объем бюджетных услуг.
«Экономия» породила «оптимизацию», которую правильнее было бы назвать «пессимизацией»: огромное число госучреждений закрыто, а оставшиеся действуют на все уменьшающемся минимуме своих возможностей. Выступление перед депутатами (2016 г.) главы Следственного комитета Иркутской области описывает страшные последствия НСОТ для работников и пациентов в интернате для детей-инвалидов. Вот фрагмент этого выступления: "При увеличении количества находящихся детей в 3 с лишним раза штат был увеличен на 24%. Нагрузка на работника выросла почти в 3 раза. Зарплата же при этом уменьшилась также в 2-3 раза. При этом, заметьте, количество врачей вообще не увеличилось – на 102 ребенка 1 педиатр. Работники других интернатов говорят, что в основном то же самое. На снижение реальной зарплаты жалуются почти все... на полное отсутствие денег на текущий ремонт жалуются все... Но ставки такие, что по этим окладам никто и никогда работать не будет. Врач, работающий в системе Минздрава, получает в среднем 40 тысяч рублей в месяц. Такой же врач в системе Минобразования – 10 тыс. рублей в месяц. Плюс по существующей нормативной базе у него почему-то не идет медицинский стаж. Понятно, все ставки пустые. Понятно, детям медицинское сопровождение не оказывается. Зато «экономия»...».

Практический результат

Прекращение негативных процессов в бюджетной сфере: закрытия больниц, школ, ВУЗов, фельдшерских пунктов, клубов, центров реабилитации, недельных и месячных очередей на оказание медицинских услуг и т.п.
Полноценное функционирование государственных учреждений.
Реальный рост зарплат работников бюджетной сферы.
Стабилизация общественных процессов.

Решение

Необходимо отменить НСОТ и установить модернизированную Единую тарифную сетку. Причем по ЕТС реальная зарплата (со всеми премиями и денежными поощрениями) руководителей и других администраторов должна быть не более чем в полтора раза больше зарплаты квалифицированного работника данной отрасли.
Назначить выборы директоров во всех бюджетных организациях и отраслях, поскольку сейчас многие руководители бюджетных организаций проявили себя как коррупционеры.

К началу списка инициатив