Текущая ситуация
В настоящее время действующими Правилами дорожного движения (ПДД) и ГОСТ установлены правила применения дополнительной секции светофора, которые не способствуют повышению безопасности дорожного движения.
Так в действующей в настоящее время редакции ПДД в пунктах 6.3 и 6.4 сказано:
6.3. Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и зеленого цветов, имеют то же значение, что и круглые сигналы соответствующего цвета, но их действие распространяется только на направление (направления), указываемое стрелками. При этом стрелка, разрешающая поворот налево, разрешает и разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным знаком.
Такое же значение имеет зеленая стрелка в дополнительной секции. Выключенный сигнал дополнительной секции или включенный световой сигнал красного цвета ее контура означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией.
6.4. Если на основной зеленый сигнал светофора нанесена черная контурная стрелка (стрелки), то она информирует водителей о наличии дополнительной секции светофора и указывает иные разрешенные направления движения, чем сигнал дополнительной секции.
Положение пункта 6.4 ПДД также соотносится с пунктом 4.2.10 и приложениями А, В ГОСТ Р 52282-2004.
Таким образом, на светофорах с дополнительной секцией для информирования водителя о запрещении движения в направлении, регулируемом дополнительной секцией, предусмотрены контурные стрелки в основной секции и круглый красный контур дополнительной секции в виде ее запрещающего сигнала.
Недостатки
Указанные положения имеют 2 существенных недостатка:
1. На практике боковая дополнительная секция может регулировать движение не только в направлении налево или направо. Широко распространены случаи, когда она регулирует движение в диагональном или прямом направлении. Кроме того, зеленые стрелки в дополнительной секции применяют еще и в случаях, когда они дублируют направление основной секции, но предписывают уступить дорогу.
При этом Правительство считает, что введение в виде запрещающего сигнала в дополнительной секции круглой обводки красного цвета по контуру фонаря секции, улучшило ситуацию с информированием водителей о запрете сигнала в таком направлении.
На практике такой контурный сигнал красного цвета по кругу может только проинформировать водителя о наличие дополнительной секции и ее работоспособности, но никак не информирует о направлении ее действия – куда же, собственно говоря, в данным момент запрещено движение.
Кроме того, контурная обводка частично скрывается под козырьком секции или за рамкой при взгляде под углом, что вообще затрудняет даже ее обнаружение.
2. Указанная проблема усугубляется широко распространенным несоблюдением ГОСТ в части обязательного наличия на основной секции стрелок. А с распространением светодиодных светофоров крайне затруднено обнаружение на таких светофорах даже существующих контурных стрелок, особенно в случае, если они частично затерты (отклеились), т.к. контурная стрелка, попадая между светодиодными лампами, не воспринимается на глаз – зачастую не возможно понять то ли там стрелка, то ли просто пустое пространство между светодиодами.
Практический результат
Повысится уровень безопасности на регулируемых перекрестках со светофорами, оборудованными дополнительными стрелками.
Снизится коррупционная составляющая.
Водители, в т.ч. иностранные, станут легче и быстрее ориентироваться в сигналах светофора и определять разрешенные и запрещенные направления движения.