Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
46Ф35371
Уровень инициативы:
Федеральный

Разработать и принять методику проведения специальной оценки условий труда спасателей и пожарных

14 апреля 2014 года было принято Постановление Правительства РФ № 290 "Об утверждении перечня рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей". Этим постановлением был принят перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей. В пункте 9 перечня указывались рабочие места работников, непосредственно осуществляющих тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ, работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций. До 1 января 2015 г., согласно постановления № 290, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" и с учетом мнения российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений поручалось утвердить особенности проведения специальной оценки условий труда в отношении, предусмотренных перечнем, рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности. В указанный срок в отношении рабочих мест работников, непосредственно осуществляющих тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ, работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций, постановление выполнено не было. 14 декабря 2016 г. вышло Постановление Правительства РФ № 1351 "О внесении изменений в перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей", согласно постановления № 1351 от 14 декабря 2016 г. в постановление № 290 внесены ряд изменений, в частности исключён пункт № 9. В пояснительной записке к проекту постановления № 1351 указывалось, что особенности проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест работников, непосредственно осуществляющих тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ, работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций, заключаются в наличии непосредственной опасности для жизни и здоровья указанных работников при проведении перечисленных работ, в связи, с чем условия труда при их выполнении могут быть отнесены к опасному классу условий труда. Далее излагался механизм на основании, которого специальная оценка условий труда в отношении рабочих мест работников, непосредственно осуществляющих тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ, приводила к получению опасного класса условий труда. Таким образом, для разработчиков проекта Постановления Правительства РФ № 1351 от 14 декабря 2016 г. было очевидно, что труд спасателей и пожарных является опасным. Но, к сожалению всё вышло прямо наоборот. Основная масса аварийно-спасательных служб и часть противопожарных служб учреждены и соответственно финансируются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Это является причиной того, что учредители служб не заинтересованы в присвоении опасного класса условий труда работникам, выполняющим аварийно-спасательные работы и работы по тушению пожаров, так как вследствие этого необходимо будет производить более высокие пенсионные отчисления. Действующая методика оценки условий труда приводит к тому, что эксперты проводящие оценку ставят класс 2 спасателям и пожарным как местного так зачастую и федерального подчинения. В последнем случае это является нелепым, так как спасатели и пожарные входящие в структуру МЧС России имеют льготные пенсии. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" предоставляет работнику право обжаловать в судебном порядке результат специальной оценки условий труда, но в этом случае работник вступает в конфликт с администрацией аварийно-спасательной службы и может вызвать на себя репрессивные меры, отстаивая свои законные права. Также является фактом то, что в настоящее время спасатели, пожарные и члены комиссии, проводящей специальную оценку условий труда не в полной мере знают и способны грамотно применять законодательные акты по специальной оценке условий труда, а иногда не могут это сделать безопасно для себя. Исходя из анализа результатов оценки условий труда, находящихся в открытых источниках, можно сделать вывод о значительном количестве случаев некачественно проведённых мероприятий по оценке условий труда спасателей и пожарных и отсутствия должного контроля со стороны территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства.

Практический результат

1. Значительное увеличение количества случаев, при которых работники, выполняющие особо опасные работы по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций получат заслуженную оценку условий труда без вступления в трудовые споры и конфликты с администрацией своего учреждения.
2. Получение однообразных результатов оценки условий труда работников, выполняющих особо опасные работы, в связи с уменьшением субъективной составляющей при толковании работниками, проводящими специальную оценку условий труда, положений Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
3. Уменьшение количества судебных разбирательств, как при оспаривании результатов специальной оценки, так и при принятии решения уполномоченными органами о назначении льготной пенсии.
4. Снижение психологического напряжения возникающего у работников противопожарных и аварийно-спасательных служб, не входящих в структуру МЧС РФ, из-за чувства неуверенности в своём будущем, отрицательно влияет на качество выполнения должностных обязанностей.
5. Исключение влияния заинтересованных лиц на объективность результатов специальной оценки условий труда работников противопожарных и аварийно-спасательных служб, не входящих в структуру МЧС РФ.

Решение

Вернуть в Постановление Правительства РФ № 290 от 14 апреля 2014 года пункт № 9 «9. Рабочие места работников, непосредственно осуществляющих тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ, работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций».
Минтруда России поручить утвердить особенности проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест работников, непосредственно осуществляющих тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ, работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

К началу списка инициатив