Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
24Ф38826
Уровень инициативы:
Федеральный

Принять федеральную программу мер по поддержке «обманутых» участников долевого строительства (дольщиков)

На сегодня проблема обманутых дольщиков захлестнула страну повсеместно. По данным Минстроя РФ в качестве проблемных числятся 830 объектов по всей стране, и по официальной статистике, которая судя по всему искажена, это более 42 тыс. пострадавших участников долевого строительства. Однако по оценкам экспертов – их в несколько раз больше. Митинги и голодовки дольщиков проходят в регионах страны регулярно, как последняя отчаянная мера достучаться до власти, правоохранительных органов и недобросовестных застройщиков.
За последний год принято не мало мер для того, чтобы будущих дольщиков застраховать от нарушений их прав и интересов, но что касается обманутых дольщиков, которые уже признаны пострадавшими от недобросовестных застройщиков, перспективы решения их проблемы не так радужны.
Для решения проблемы как раз этой категории граждан, не подпадающих под создаваемый компенсационный фонд, 26 мая 2017 г. Распоряжением Правительства РФ № 1063-р утверждена форма план-графика ("дорожной карты") по осуществлению мер по решению проблем граждан, включенных в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, а также помимо прочего рекомендовано высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации:
- утвердить до 1 августа 2017 г. региональные планы-графики, приведенные в соответствие с формой плана-графика, утвержденной настоящим распоряжением;
- назначить ответственными за реализацию планов-графиков заместителей руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Распоряжение № 1063-р не единственное в своём роде по данной проблематике. Ещё 3 августа 2016 г. Президент РФ утвердил Перечень поручений по итогам проверки исполнения решений главы государства по вопросам защиты прав граждан – участников долевого строительства. Согласно п.2б Перечня Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учётом выполнения подпункта «а» пункта 1 данного перечня поручений поручено обеспечить в срок до 1 января 2017 г. и далее ежеквартально разработку и реализацию плана-графика («дорожной карты»), предусматривающего осуществление мер законодательного, организационного и финансового характера по защите пострадавших граждан, включённых в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, и содержащего механизмы решения проблем указанных граждан.
Данный вопрос, как прямо указано в Перечне, находится на контроле Президента Российской Федерации В.В.Путина и его решение является одним из критериев оценки деятельности органов исполнительной власти субъектов и губернаторов.
Со значительной задержкой эти план-графики были разработаны региональной властью, но без какого-либо участия самих заинтересованных лиц – дольщиков. Опубликованы они на сайте Минстроя РФ. Из них видно как оторваны они от жизни, изначально не выполнимы, сделаны формально.
За 3 месяца наличия этих графиков и попыток работы инициативных групп дольщиков в различных созданных рабочих группах, межведомственных комиссиях, комитетах при различных органах региональной и муниципальной власти, в т.ч. принимая участие в разработке соответствующих законопроектов регионального уровня, стало предельно ясно, что региональные власти не намерены исполнять ни план-графики (даже в том виде, какие они есть), ни в принципе посыл Президента РФ и Правительства на необходимость скорейшего решения проблемы с обманутыми дольщиками путём достройки домов либо иными удовлетворяющими их способами. То ли это связано с некомпетентностью региональной и местной власти, то ли коррумпированности, то ли отсутствия у них необходимых для этого ресурсов (временных, трудовых, бюджетных и пр.).
Так, например, по информации Минстроя РФ Красноярский край находится в передовиках среди регионов РФ с проблемами в долевом строительстве, в то время как все возможности для эффективного и оперативного решения у региональной власти, по мнению Минстроя РФ, есть, но краевые власти ими не пользуются.
В дорожных картах по проблемным объектам Красноярского края, как того требует разработанная Правительством форма, в качестве меры законодательного характера указано: Внесение изменений в Закон Красноярского края от 29.04.2010 г. № 104663, в части распространения действий по предоставлению соцвыплат гражданам участникам долевого строительства либо разработка НПА, предусматривающего иные меры поддержки – срок второе полугодие 2017 г. В качестве результата этой меры указано «Снижение финнагрузки граждан участников строительства и (или) застройщика-приобретателя».
Вместе с тем, до окончания второго полугодия 2017 г. остаётся около 2 месяцев, а региональная и местная власть создаёт лишь видимость законотворчества: разработанные законопроекты имеют настолько низкий уровень проработки, что на них имеются отрицательные заключения прокуратуры и экспертно-правового отдела Заксобрания края. При этом сами чиновники прямо заявляют, что эти законы не будут работоспособны даже в случае принятия, в силу отсутствия на это бюджетных средств. И.о. Министра строительства края прямо заявляет, что денег из бюджета никто не получит, но намерен решать проблему не понятными административными мерами, в то время как эти меры за время существования проблемы ни к чему так и не привели (в Красноярском крае дома в качестве недостроенных числятся от 2 до 12 лет).
Бездействие органов власти, контролирующих, правоохранительных органов усугубляют и без того непростую ситуацию, по сути сводя всё к тому, чтобы люди в конечном счёте второй раз доплачивали за достройку домов через создание ими ЖСК, тогда как есть более действенные и менее затратные как для государства, так и для дольщиков меры. Такое положение вещей считаем недопустимым, в условиях когда само государство через выдачу разрешение на строительство конкретным застройщикам, через банки с государственным участием, законодательство и регламентацию защиты прав дольщиков через создание специальных для этого контролирующих органов способствует привлечению в долевое строительство как можно большего количества граждан. На это тратится и материнский капитал, однако дети жильём не обеспечиваются. В итоге нарушаются законные права граждан РФ на доступность жилья, на защиту от действий недобросовестных застройщиков.
Поскольку решение этого вопроса, как указано Президентом РФ, является одним из критериев оценки деятельности органов исполнительной власти субъектов и губернаторов, и учитывая, что региональные власти показали не способность оперативно выработать исчерпывающие и эффективные правовые механизмы мер по поддержке обманутых дольщиков, существует необходимость принятия такой программы на федеральном уровне, и выделении на неё средств как федерального, так и регионального бюджетов.

Практический результат

Исключение проблемы обманутых дольщиков, снятие социальной напряжённости, снятие риска возникновения малоимущих граждан, обеспечение прав граждан и, в частности детей, для которых приобретались квартиры за счёт материнского капитала, на жильё, повышение уровня жизни граждан РФ, улучшение демографической обстановки, повышение уровня доверия граждан к власти.

Решение

Принять федеральную программу мер по поддержке участников долевого строительства, права которых нарушены недобросовестным застройщиком (как на случай банкротства недобросовестного застройщика, так и для случаев, когда строительство дома приостановлено или ведётся медленными темпами).

К началу списка инициатив