Выявления истории подержанного автомобиля является одной из важнейших проблем при покупке автомобиля. Дорогостоящие диагностики, в том числе и у официальных дилеров не дают 100% уверенности в безаварийном прошлом автомобиля. Юридическая чистота сделки купли-продажи автомобиля тоже зачастую становится камнем преткновения между продавцом и покупателем. Зарубежный опыт имеет положительные примеры существования таких баз данных (Carfax/Autocheck) и даже при наличии наличии определенных недостатков подобная база данных в целом оправдывает свое существование и значительно облегчает процесс покупки и продажи подержанных автомобилей.
По сему предлагаю создать единую электронную базу данных подержанных автомобилей на территории России. Универсальным идентификатором автомобиля в базе данных должен выступать VIN номер автомобиля.
База данных должна содержать сведения:
1) О владельцах автомобиля, в том числе и о нахождении автомобиля в залоге у третьих лиц ;
2) Прохождении автомобилем планового ТО у официального дилера с указанием пробега на момент ТО, а также все не гарантийные мероприятия, если таковые были;
3) О ДТП с участием автомобиля, которые были зарегистрированны в органах ГИБДД и/или страховых компаниях с указанием характера повреждений автомобиля из протокола осмотра места ДТП и/или из результатов экспертизы страховой компании/независимой экспертизы, а так же пробега авто на момент ДТП;
Наполнением базы данных в пределах своих полномочий должны заниматься:
1) Органы ГИБДД РФ;
2) Органы ФТС РФ;
3) Страховые компании, выдающие полисы ОСАГО и КАСКО;
4) Банки, выдающие кредиты на покупку автомобиля под залог приобретаемого автомобиля;
5) Официальные дилеры автомобилей
Управление и обслуживание базой данных можно передать Ростелекому или др. компании имеющей филиалы на все территории РФ и способной качественно обслуживать данную БД и предоставлять по ней информацию.
Несомненно, создание и обслуживание подобной базы данных потребует определенных финансовых затрат. Поэтому предлагаю установить разумную плату за предоставление подробной информации об истории автомобиля и его владельцах.
Таким образом, добросовестным автовладельцам будет проще продать автомобиль с "чистой" историей. У покупателя будет больше гарантий чистоты истории авто и сделки купли-продажи. Отсутствие какой-либо информации об автомобиле в БД должно будет насторожить покупателя и более придирчиво подойти к покупке данного авто.
Практический результат
- гуманизация процедуры купли-продажи авто;
- сокращение числа обманутых покупателей и серых авто;
- стимулирование обслуживая автомобилей у официальных дилеров (на выбор каждого автовладельца);
- уменьшение необоснованных трат на проверку приобретаемого автомобиля.