Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
23Ф3959
Уровень инициативы:
Федеральный

Отменить финансирование политических партий из федерального бюджета

Федеральный закон от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ "О политических партиях", ст. 33 "Средства федерального бюджета, выделяемые политическим партиям" предусматривает государственное финансирование политических партий "в целях компенсации финансовых затрат политических партий" (ч. 1 ст. 33).
В первоначальной редакции закона сумма отчислений на политические партии, получившие депутатские места в Государственной Думе ФС РФ, рассчитывалась в размере 0,005 от размера МРОТ. Когда МРОТ составлял 100 руб., расходы на содержание парламентских политических партий составляли 50 коп. из расчета на одного избирателя, включенного в списки для голосования. Сумма на тот момент составляла 52 млн. руб.
Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ заменил МРОТ на фиксированную цифру в 5 руб. за каждого избирателя, включенного в списки для голосования. А действующий на сегодняшний день Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 144-ФЗ увеличил эту цифру до 20 руб. "умноженных на число избирателей, включенных в списки избирателей на ближайших предыдущих выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо выборах Президента Российской Федерации." Мало того, что процитированная ч. 3 ст 33 написана корявым языком: было бы намного понятнее, если бы упоминались "последние предыдущие выборы", а не "ближайшие предыдущие", так и сама эта система финансирования, заимствованная в германской избирательной системе, представляется несправедливой, потому что
получается замкнутый круг: компенсацию за участие в выборах получают только успешные партии, собравшие голоса избирателей, (в соответствии с ч. 5 ст. 33 в следующих случаях): "а) если федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, получил ... не менее 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу;
б) утратил силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 21.07.2005 N 93-ФЗ;
в) если зарегистрированный кандидат на должность Президента Российской Федерации, выдвинутый политической партией, получил ... не менее 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании".
А партии могут собрать эти голоса только при наличии денег, которых они на момент голосования от государства еще не получили. Следовательно, с одной стороны, нарушается фундаментальный принцип деятельности политических партий - принцип равноправия (ч. 1 ст. 8 Закона). А с другой - если авансировать участие политических партий в выборах, то нет гарантий, что они получат поддержку избирателей.
Ещё один нюанс заключается в том, что с 2005 года в федеральных законах о бюджете на очередной год расходы на финансирование политических партий отсутствуют в виде отдельной строки в бюджете, что не только является прямым нарушением части 2 ст. 33 обсуждаемого закона № 95-ФЗ, но и ставит парламентские политические партии в прямую зависимость от Правительства России, его желания или нежелания выделить предусмотренные Законом денежные средства для компенсации расходов на проведение избирательной кампании.
Предлагаю систему выплаты средств федерального бюджета политическим партиям отменить, все существующие партии должны изыскивать финансовые и материальные средства самостоятельно.

Практический результат

Примерные расчёты показывают, что по действующей редакции ч. 3 ст. 33 Федерального закона "О политических партиях" на эти цели в бюджете на 2013 г. должно быть предусмотрено более 2 млрд. руб. Считаю, что можно найти другое, более рациональное, применение этим средствам если не в этом году, то хотя бы начиная со следующего.

Решение

Отменить финансирование политических партий из федерального бюджета

К началу списка инициатив